Психика человека — социально опосредованный продукт моз­говой деятельности, социально нормированное отражение действи­тельности

Механизм человеческого мозга — механизм кодирования взаимосвязей действительности в речевых знаках.

Психическое отражение действительности человеком — отра­жение, опосредованное знаком, человеческим понятием, сформи­рованным в общественно-исторической практике человечества.

Познание психики человека и деятельности его мозга взаи­мообусловлено. «Прежде чем ответить на вопрос о том, каковы мозговые основы того или иного психического процесса, необ­ходимо тщательно изучить строение того психического процес­са, мозговую организацию которого мы хотим установить, и выделить в нем те звенья, которые в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга» .

6. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.

Человек как субъект социальных отношений, носитель соци­ально значимых качеств является личностью.

Человек не рождается с готовыми способностями, характе­ром и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа челове­ческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологи­ческие особенности, основные качества нервной системы, ди­намику нервных процессов. В природной, биологической орга­низации человека заложены возможности его психического развития.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действи­тельности является закреплением в личности социальных тре­бований к ее поведению.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практичес­ких отношений, включенностью в различные сферы жизнедея­тельности социума.

В становлении индивида как личности существенны процес­сы личностной идентификации (формирование у индивида отож­дествленности себя с другими людьми и человеческим обще­ством в целом) и персонализации (сознание индивидом необхо­димости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе Я-концепции, личностной рефлексии — своих представлений осамой себе,своих возможностях, своей значимости.

Понять личность — значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами пове­дения она руководствуется.

Глава 7. Психология личности

Формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения называется специализацией.

Впроцессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освоение личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

• опыт раннего детства — формирование психических функ­ций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);

• социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;

• взаимное влияние людей в процессе общения и деятельно­сти.

Социализация — не механизм наложения на индивида «го­товой социальной формы», а процесс активного самопострое­ния личности, который стимулируется определенными соци­альными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адек­ватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны ми­ровоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает «подгонки» новых поколе­ний под прежние социальные ценности и традиции. Истори­ческий процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация — присвоение подрастающим поколением социально-психических механиз­мов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.

В архаичных и тоталитарных обществах социализация сво­дится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом об­ществе принципами взаимодействия между поколениями явля­ются равенство и сотрудничество, возможность свободного раз­вития новых поколений в рамках фундаментальных общечело­веческих ценностей.

Дефекты социализации наиболее возможны в кризисные пе­риоды жизни индивида. Особая «хрупкость» психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем: в изменении внешности, голоса, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые ин­стинкты создают значительное внутреннее напряжение.

Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмо­ционально насыщенного применения. Относятся же к подрос­тку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда — подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение уличной роман­тикой.

Не правы те, кто утверждает, что подростки-правонарушите­ли отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведе­ния — делинквентное поведение — система незначительных пра­вонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, ригидностью (негибкостью) поведения, склоннос­тью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания — гиперопекой или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием мик­росреды. Первые проявления делинквентного поведения — про­гулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризи­рование слабых сверстников, шантаж, угон мотоциклов, вызы­вающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующих поведенческих сте­реотипах; формируется асоциальный стиль поведения, который при определенных условиях может перерасти в устойчивый ан­тисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных Ценностей — такова первопричина социально дезадаптивного поведения.

Социальная неадаптированность личности, ее отклоняюще­еся поведение связаны с ослаблением социального контроля,

безнадзорностью, попустительством асоциальному проявлению личности на ранних стадиях ее формирования. Внешние усло­вия, допускающие возможность систематического бесконтрольно­го поведения,переходят во внутреннююнеспособность личности к самоограничению.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной ориентацией, но и с несформированно-стью у нее способов психологической самозащиты. Трагедия человека — с юных лет почувствовать себя обреченным неудач­ником, способным совершать лишь негативные действия. Не­обратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет особенно важное значение.

Фундаментальная социальная потребность человека — по­требность в самоуважении, в личностном признании — должна находить отклик в социально-положительной среде. К отклоня­ющимся формамповедения прибегает отклоненная социумом лич­ность.

Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного са­моизмерения индивид заменяет доступным для него асоциаль­ным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начав­ший пить и курить, начинает чувствовать себя «настоящим пар­нем». А первые его успехи в «деле» создают ему ореол «своего парня».

Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой асоциальной субкультуре индивид начинает находить смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного (отклоняющегося) поведе­ния. Антинормативность становится нормой — таков парадокс девиантности.

Для формирования личности особенно опасны дефекты со­циализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «со-циализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив — семья, сверстники, разнообраз­ные малые и первичные группы.

Можно выделить ряд особенностей социализированной лич­ности.

В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (цельность личности).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореали­зации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, позна­ние «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализа­ции своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодей­ствия.

В построении жизненных планов стабильная личность исхо­дит из реальных возможностей, избегает завышенных притяза­ний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна, т. е. способна к коррекции поведения.

На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источ­ником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоя­тельства. В сложных условиях жизни способна взять ответствен­ность на себя и пойти на оправданный риск.

Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно со­храняет эмоциональную реактивность, высокую чувствитель­ность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна — подвергает себя самоконтролю на основе своей Я-концепции.

Личность живет и действует на основе той конструкции, которую она сформировала в своей голове под влиянием конк­ретных жизненных условий.

Все регуляционные компоненты человеческой деятельности — познавательные, волевые и эмоциональные процессы — функцио­нируют в неразрывном единстве и составляют психическую дея­тельность человека, особенности которой выступают как психи­ческие свойства личности.

Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возмож­ностей индивида. Личность — целостное психическое образова­ние, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его

высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент — общие психодинамические особенности.

Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида — по­знавательных, эмоциональных, волевых. Психические возмож­ности, в свою очередь, связаны с направленностью личности, ее характером — общеадаптивными способами поведения.

Когда мы даем общую классификацию психических явлений (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), мы абстрагируем, искусственно дифферен­цируем, разъединяем эти явления. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем пси­хические явления, личностно объединяем их.

Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей. Психические свойства много-системны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в сис­темное взаимодействие между собой, образуют качества лично­сти.Эти психические качества личности традиционно подраз­деляются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность, 3) способность и 4) характер.

Система этих психических качеств и образует структуру лич­ности.

7. ТЕМПЕРАМЕНТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА. УЧЕТ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ.

Темперамент(от лат. temperamentum — соотношение, сораз­мерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, про­являющийся в особенностях его психической активности: интен­сивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент — природно обусловленная склонность инди­вида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоцио­нальность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Психодинамические особенности поведения человека обус­ловлены особенностями его высшей нервной деятельности.

§ 2. Темперамент человека

И. П. Павловым были выявлены три основных свойства не­рвных процессов — сила, уравновешенность и подвижность *. Раз­личные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов (рис. 30).

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—370 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различ­ных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиников, желтой жел­чи (холэ) — у холериков, слизи (флегмы) — у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхоликов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирую­щихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особен­ностей индивида.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психи­ческую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяю­щимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмо­циональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость

В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в различных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида тем­перамента: 1) сангвинический, 2) холерический, 3) флегмати­ческий, 4) меланхолический.

Сангвинический темперамент. И. П.Павлов дает следующую характеристику сангвинического темперамента: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым» .

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изме­няющимся условиям жизни, повышенной контактностью с ок­ружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника лег­ко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются.

В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоцио­нально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент.«Холерический тип, — отмечает И. П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» .

«Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» .

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реак­тивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодо­левать значительные трудности, отдаваясь делу с большой стра­стью. Для него характерна резкая смена настроений.

Наибольшей результативности человек с холерическим тем­пераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил

Флегматический темперамент.«Флегматик— спокойный, все­гда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» .

Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение ус­тойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В слож­ных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спо­койным и выдержанным, он не допускает импульсивных, поры­вистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения.

Правильно рассчитывая силы, флегматик проявляет боль­шую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недо­статочно гибко.

Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах дея­тельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент.«Меланхолический темпера­мент, — отмечает И. П. Павлов, — есть явно тормозной типнервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» .

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонно­стью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначитель­ным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдержива­ются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздей­ствия затрудняют его деятельность.

Он интровертирован — занят своими переживаниями, замк­нут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, из­бегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешитель­ность и даже трусость.

В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может . достичь значительных успехов в таких видах деятельности, ко­торые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (табл. 9).

Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обла-

Наши рекомендации