Глава 4. уголовный закон российской федерации 2 страница
--------------------------------
<1> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 2000. С. 451 - 452.
Фактически это означает, что при коллизии положений Конституции РФ и УК РФ применению подлежат нормы Конституции РФ. Таким образом, эти нормы должны, по мнению Пленума Верховного Суда РФ, рассматриваться как самостоятельный юридический источник для решения конкретного юридического дела.
В данном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ содержится также положение (п. 5), что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Далее, в Постановлении констатируется, что эта же конституционная норма определяет, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора <1>.
--------------------------------
<1> См.: Там же. С. 452 - 453.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" отмечается, что "под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие импозитивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо". Под общепризнанной нормой международного права, в свою очередь, следует понимать "правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12. С. 3 - 4. Следует отметить, что данная характеристика принципов и норм, равно как и рекомендации судам, получили критическую оценку в юридической литературе как небезупречные (см.: Игнатенко Г.В., Марочкин С.Ю. Постановление Пленума Верховного Суда России от 10 октября 2003 г. и международно-правовые реалии // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 4).
В ч. 2 ст. 1 УК РФ говорится об общепризнанных принципах и нормах международного права, на которых основывается уголовный закон, однако международные договоры как самостоятельный источник права не упоминаются. Между тем, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", только положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в России непосредственно <1>. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Следует также иметь в виду, что в УК РФ был включен ряд статей (ст. ст. 228 - 234), в которых установлена уголовная ответственность в соответствии с рядом международных конвенций. Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г., международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом <2>. Так, в соответствии с ратифицированной РФ Конвенцией по морскому праву 1982 г. УК РФ располагает нормой, предусматривающей ответственность за пиратство (ст. 227 в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ). Иными словами, воспринимаемые в нашей стране нормы международного права, его принципы и заключенные договоры фактически реализуются в уголовном законодательстве, что должно исключать возможность возникновения коллизий между международным и национальным уголовным правом.
--------------------------------
<1> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
<2> См.: Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам (с комментариями и пояснениями) / Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин. М., 2008. С. 70.
Таким образом, уголовное законодательство РФ, судя по толкованию его норм Верховным Судом РФ (который опирается при этом на соответствующие положения Конституции РФ и самого УК), включает в себя УК РФ, соответствующие положения Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, которые имеют прямое действие, а также международные договоры. В литературе предлагается дополнить ст. 1 УК РФ ч. 3, где содержалось бы положение об уголовно-правовом значении решений Конституционного Суда РФ <1>. Это связано с тем, что в теории нет однозначного представления о правовой природе таких актов. Определенная часть ученых исходит из того, что постановления Конституционного Суда, которыми нормативно-правовые акты признаны не соответствующими Конституции, имеют значение источника права <2>.
--------------------------------
<1> См.: Степченко В.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в уголовном праве. Владимир, 2007. С. 55.
<2> См., например: Бибик О.Н. Источники уголовного права Российской Федерации. СПб., 2006. С. 139.
2. Структура Уголовного кодекса РФ. В структурном отношении действующий Уголовный кодекс подразделяется на Общую и Особенную части. Выделение Общей части уголовного закона сложилось исторически как форма сосредоточения исходных положений и предписаний уголовного права, имеющих значение для решения вопроса об ответственности независимо от вида совершенного преступления. Соответственно, Особенная часть уголовного закона содержит, как правило, описание необходимых объективных и субъективных признаков составов отдельных видов преступлений и санкций (подлежащих применению наказаний). Применение положений Особенной части уголовного закона всегда осуществляется с учетом предписаний его Общей части.
Общая часть Уголовного кодекса РФ включает в себя ряд разделов и глав, расположение которых отражает отечественную концепцию уголовного права. В Общей части УК дается характеристика уголовного законодательства, задач и принципов уголовной ответственности (разд. I, гл. 1), определяются пределы действия уголовного закона (гл. 2), формулируются положения, относящиеся к определению преступления (разд. II), характеризуются лица, подлежащие уголовной ответственности (гл. 4), раскрываются цели и содержание отдельных видов наказаний, устанавливаются общие начала назначения наказания (разд. III), основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания (разд. IV). УК предусматривает специальный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних (разд. V), а также раздел VI, именуемый "Иные меры уголовно-правового характера".
В Особенной части Уголовного кодекса формулируются системообразующие признаки составов конкретных (отдельных видов) преступлений. Они группируются в самостоятельные разделы в зависимости от родового объекта преступного посягательства. По главам составы преступлений распределены преимущественно на основе видового объекта преступления.
Каждый раздел и глава Общей и Особенной частей УК Российской Федерации состоит из статей, которые имеют свое цифровое обозначение. Все статьи УК имеют определенное наименование и подразделяются на части либо пункты. Так, ст. 50 УК включает в себя пять частей, а ст. 105 УК - две, причем вторая часть состоит из тринадцати пунктов.
3. Уголовно-правовая норма и ее структура. Статья уголовного закона (ее часть и пункт) является формой существования (фиксации) уголовно-правовой нормы. Правовая норма представляет собой определенное правило поведения, которое установлено и охраняется государством. В структурном отношении уголовно-правовая норма состоит из нескольких элементов: гипотезы, диспозиции и санкции <1>. В любом случае уголовно-правовая норма - это система правовых предписаний.
--------------------------------
<1> Вопрос о структуре нормы уголовного права является дискуссионным. Некоторые авторы, например, полагают, что уголовно-правовая норма состоит из двух структурных элементов - диспозиции и санкции, гипотезы и санкции, гипотезы и диспозиции. Более подробно по этому вопросу см.: Благов Е.В. Общая теория применения уголовного права. Ярославль, 2003. С. 8 - 20.
Гипотеза уголовно-правовой нормы - это условия, с наличием которых закон связывает признание того или иного общественно опасного деяния преступным и наказуемым.
Диспозиция - часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание ряда объективных и субъективных признаков общественно опасного деяния, признаваемого преступлением. Посредством совершения этого деяния нарушается установленный законом запрет (правила поведения людей в обществе).
Санкция уголовно-правовой нормы по общему правилу представляет собой указание на вид и размер наказания за совершение деяния, признаки которого описаны в гипотезе и диспозиции правовой нормы. В определенных случаях закон дифференцирует меры ответственности, допуская возможность освобождения от уголовной ответственности или наказания (см. ст. ст. 75, 76, 77, 78, 81 и др.) без реализации соответствующей санкции, предусмотренной конкретной статьей Особенной части УК РФ.
Гипотеза, диспозиция и санкция уголовно-правовой нормы взаимообусловлены и логически связаны между собой. Однако эта связь не всегда является зримой. Законодатель, исходя из системы действующего закона и его структуры, руководствуясь правилами законодательной техники, по-разному располагает содержание нормы в статьях уголовного закона. Поэтому отдельные элементы уголовно-правовой нормы (чаще всего ее гипотеза) в редакционном отношении могут быть обособлены. Так, например, в большинстве статей Особенной части УК содержатся обычно лишь такие элементы, как диспозиция и санкция соответствующих уголовно-правовых норм, а их гипотеза сформулирована в ряде статей Общей части (ст. ст. 19, 20 и др.). В некоторых случаях одна и та же статья уголовного закона включает в себя элементы нескольких уголовно-правовых норм.
Уголовно-правовые нормы классифицируются по различным основаниям. Нередко различают нормы Общей и нормы Особенной частей УК <1>, хотя такое деление оправданно не всегда, ибо целый ряд норм, как отмечалось, получает свое выражение в статьях как Общей, так и Особенной части УК. Нормы Общей части, как правило, относятся к числу управомочивающих и обязывающих. Имеется также группа поощрительных норм <2> (см., например, ст. ст. 31, 75 УК). В Особенной части УК содержатся обычно запрещающие нормы, реже - обязывающие.
--------------------------------
<1> По мнению некоторых ученых, такое деление неприемлемо, ибо Общая и Особенная части УК представляют собой разные совокупности статей, а не различные комплексы уголовно-правовых норм. См.: Новоселов Г.П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. М., 2001. С. 179.
<2> См.: Тарханов И.А. Поощрение позитивного поведения в уголовном праве. Казань, 2001.
В зависимости от способа изложения диспозиции нормы в статье Особенной части уголовного закона различают статьи с простой, описательной, ссылочной и бланкетной диспозициями.
Простой именуется диспозиция, которая не раскрывает конкретных признаков запрещаемого поведения, а ограничивается лишь наименованием деяния либо указанием на отдельную его характерную черту. Так сформулирована диспозиция нормы, изложенной в ч. 1 ст. 291 ("Дача взятки"). Используя такую форму обрисовки диспозиции, законодатель исходит из того, что данное деяние не требует детального описания, его характер понятен любому адресату.
Описательной является диспозиция, в которой дается относительно подробная характеристика запрещаемого поведения. Примером может служить диспозиция норм, изложенных в ст. ст. 275, 276 УК. Большинство статей Особенной части содержат нормы, имеющие описательную диспозицию.
Ссылочная диспозиция требует обращения правоприменителя к другим нормам уголовного закона. В результате такого обращения объективные (или субъективные) признаки конкретного деяния могут быть раскрыты точно и полно. Так, ч. 1 ст. 112 УК предусматривает уголовную ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Признаки тяжкого вреда здоровью содержатся в ст. 111 УК. Поэтому применение ч. 1 ст. 112 УК предполагает обращение правоприменителя к содержанию ст. 111 УК. Такого рода диспозиция содержится в ч. 1 ст. 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем)".
Бланкетной является диспозиция, где признаки преступного поведения обрисовываются с использованием положений нормативных актов других отраслей права. В этом случае правоприменитель должен ознакомиться с содержанием соответствующих нормативных актов, ибо в уголовно-правовой норме оно не раскрывается. Так, ст. 264 УК (ч. 1) предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Между тем конкретное содержание указанных правил непосредственно в уголовном законе не раскрывается.
Уголовно-правовые нормы (а соответственно, и статьи закона) можно классифицировать также с учетом характера санкций. В действующем уголовном законодательстве обычно используются относительно определенные санкции. Они, в свою очередь, могут быть относительно определенными с точки зрения размера наказания или альтернативными. В литературе выделяются также кумулятивные санкции. В исключительных случаях могут быть предусмотрены и абсолютно определенные санкции, хотя в действующем УК РФ они не используются.
Абсолютно определенная санкция содержит указание на конкретно определенный и единственно возможный вариант возложения уголовной ответственности за совершение лицом соответствующего деяния, наказуемого законом. В этом случае ответственность данным законом не дифференцируется, а суд фактически лишен возможности индивидуализации наказания.
Относительно определенной считается санкция, которая содержит указание на вид наказания, размер которого суд избирает в допустимых законом пределах. В действующем уголовном законодательстве предусматриваются в основном два вида относительно определенных санкций: 1) санкции, в которых указан только максимальный предел наказания, но не определен его минимальный размер; 2) санкции, которые предусматривают как минимальный, так и максимальный предел наказания.
Так, согласно ст. 106 УК РФ убийство матерью новорожденного ребенка наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В этом случае минимальный срок наказания не указан и определяется исходя из нормы Общей части УК (ч. 2 ст. 56), где он устанавливается величиной в два месяца. Суд избирает наказание в пределах этих сроков, т.е. от двух месяцев до пяти лет.
В санкции ч. 1 ст. 105 УК предусмотрены минимальный и максимальный пределы наказания за умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств: лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Выход за минимальный предел этого наказания возможен, но только при наличии исключительных обстоятельств. Они могут быть связанны с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления (ст. 64 УК РФ).
Альтернативными называются санкции, в которых предусматривается не один, а несколько видов наказаний, из числа которых суд избирает определенное наказание, которое наиболее соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обеспечивает реализацию целей наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Так, незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК РФ), наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Из данного примера следует, что альтернативные санкции могут включать в себя элементы санкций относительно определенных с точки зрения срока (размера) наказания, т.е. быть комбинированными.
Кумулятивные (сложные, суммирующие) санкции отличаются тем, что наряду с основным наказанием они предусматривают дополнительное наказание. Иными словами, предполагается возможность или требование сочетания основного и дополнительного наказаний. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 128 УК, незаконное помещение в психиатрический стационар, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Напротив, санкция ч. 2 ст. 290 УК РФ предполагает обязательное применение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По этой причине кумулятивные санкции подобного рода относят иногда к числу абсолютно определенных, ибо они предполагают обязательное применение дополнительного наказания.
§ 3. Действие уголовного закона во времени
1. Общая характеристика действия уголовного закона во времени. Уголовный закон, как правовая реальность, действует не только в пространстве, но и в определенных временных пределах. Можно согласиться с тем, что время действия уголовного закона, его временные пределы определяются двумя основными составляющими: моментом вступления уголовного закона в силу и моментом утраты им законной силы. Поэтому время действия уголовного закона можно рассматривать как период (временной отрезок), заключенный между названными точками отсчета, когда конкретный нормативный акт осуществляет уголовно-правовое регулирование, связанное с определением преступности и наказуемости деяния и их последствиями.
Определение пределов действия уголовного закона во времени имеет важное практическое значение, поскольку с этим связано решение вопроса о преступности и наказуемости деяния. В ч. 1 ст. 9 УК сформулировано общее правило: "Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния". Следовательно, установление пределов действия уголовного закона во времени связано в первую очередь с уяснением того, когда он вступает в силу и когда прекращается его действие.
Вступление уголовного закона в силу определяется временем, с которого он становится обязательным для всех государственных органов и общественных объединений, а также и для граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Поэтому точное установление этого момента имеет важное значение. Причины, повлекшие утрату уголовным законом силы, могут быть различными, однако прекращение действия уголовного закона обычно означает юридическую невозможность использования его предписаний для регулирования новых социальных реалий. Здесь властвует новый (вновь принятый) уголовный закон и содержащиеся в нем предписания.
Однако время "начала жизни" уголовного закона не всегда определяется только моментом вступления его в силу. В предусмотренных законодательством случаях принятый в установленном порядке и вступивший в силу закон может распространять свое действие на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу (обратная сила закона).
Таким образом, проблема определения действия уголовного закона во времени предполагает уяснение трех принципиальных положений: 1) о моменте вступления закона в силу; 2) о моменте утраты законом силы в полном объеме; 3) об обратной силе закона.
2. Порядок принятия и опубликования уголовного закона. В начале данной главы при характеристике признаков уголовного закона уже рассматривались некоторые процедуры принятия уголовного закона: указывались субъекты законотворческой деятельности, роль Президента РФ в придании закону юридической силы.
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (ст. 2).
Как уже отмечалось, в соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. К сожалению, в бывшем СССР существовала практика, допускавшая применение неопубликованных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан. Было множество подзаконных нормативных актов и даже законов с грифами "не подлежит опубликованию", "не для печати", "для служебного пользования", "секретно" и т.п.
Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет обязанности перед обществом, а в соответствии с Итоговым документом Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) государства-участники должны "эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности... и поступать в соответствии с ними", с этой целью публиковать и "делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам". Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) гласит, что "законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех". Указанные положения подтверждены Парижской хартией для новой Европы (1990 г.)
Порядок опубликования и вступления в силу законов и других нормативных актов в Российской Федерации неоднократно менялся. В настоящее время он регламентируется Конституцией РФ (ч. 3 ст. 15, ст. ст. 90, 105 - 108), Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 801.
Как указывается в ст. 1 данного Федерального закона, на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
В ст. 3 названного Закона отмечается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания (например, постановления Государственной Думы об амнистии) публикуются не позднее десяти дней после их принятия.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для их официального опубликования Президентом Российской Федерации.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палат Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете", "Парламентской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут также публиковаться в виде отдельного издания.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" (в ред. Указа от 9 августа 1994 г.), тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система", являются официальными.
В ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
При публикации федерального конституционного и иного федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия и одобрения Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
Федеральные законы, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме (ст. 9 Закона).
Установленный порядок опубликования законов направлен на то, чтобы обеспечить реальность презумпции знания населением этих актов. Презумпция знания закона опровержима, поскольку можно доказать, что то или иное лицо не имело возможности ознакомиться с данным законом в силу каких-либо особых (исключительных) обстоятельств <1>.
--------------------------------
<1> См.: Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила закона. М., 1969. С. 4.
3. Порядок вступления уголовного закона в силу. Уголовные законы вступают в силу либо в обычном, либо в особом (экстраординарном) порядке.
Обычный порядок вступления уголовного закона в силу выражается в том, что он начинает действовать на всей территории России одновременно по истечении десяти дней со дня его официального опубликования в изданиях, которые признаны официальными изданиями. Согласно ст. 12 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР", законы Российской Федерации должны публиковаться на государственном языке Российской Федерации, а также на государственных языках республик в составе Российской Федерации.
Днем вступления закона в действие считается следующий день после истечения последних суток установленного срока.
Следовательно, уголовный закон считается действующим с момента вступления его в силу и до его отмены, замены или истечения срока его действия. Только действующий закон является по общему правилу основанием для решения вопроса о преступности и наказуемости конкретного деяния.
Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления (ч. 1 ст. 9 УК). Любое преступление совершается в течение определенного промежутка времени. Этот период может исчисляться иногда годами или месяцами, но чаще всего характеризуется скоротечностью. Определение времени совершения преступления имеет непосредственное отношение к применению положений уголовного закона. При совершении преступления, которое отмечается скоротечностью, определение времени его совершения и уголовного закона, который подлежит применению, как уже отмечалось выше, не представляет особой сложности. Применению подлежит закон, действующий во время совершения преступления.
Согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ, временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Данное предписание отсутствовало в прежнем УК, поэтому вопрос о времени совершения некоторых видов преступлений был дискуссионным.
Если преступление совершается в течение длительного времени (длящиеся или продолжаемые деяния), может оказаться, что уголовное законодательство в этот период подвергалось изменению в части, касающейся преступности и наказуемости данного деяния. Следовательно, оказывается, что одно преступление совершается в период действия нескольких уголовных законов. Временем совершения преступлений длительного характера является момент его окончания или пресечения. Соответственно, и применению подлежит уголовный закон, действовавший в этот момент.
Экстраординарный порядок вступления уголовного закона в силу обычно предусматривает более длительные, чем указанные выше сроки (правда, в отдельных случаях законы могут признаваться вступившими в силу с момента опубликования). Эти сроки могут указываться в самом тексте принятого закона либо в сопровождающем данный закон нормативном акте (законе о порядке введения в действие соответствующего закона). Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", УК РФ был введен в действие с 1 января 1997 г. (а он был принят, как отмечалось ранее, 24 мая 1996 г.).