Непродуктивное общение
Любой человек стремится к конструктивному общению, создающему отношения, полезные для развития личности и сохранения здоровья. Но в силу влияния различных факторов многим людям в той или иной степени пришлось испытывать трудности в общении. Существует своеобразный „синдром дискоммуникации". Его можно представить в четырех основных вариантах.
Первый — это когда стремление к контакту сталкивается с невозможностью найти собеседника (чувство „одиночества в кругу людей").
Другой вариант — активное стремление к контакту не реализуется из-за неспособности завязать и наладить его даже при наличии подходящих собеседников (коммуникативная беспомощность).
Третий вариант — люди страдают от конфликтного общения, обусловленного стремлением к контакту для разрядки накопившейся агрессии.
Особое место занимает в этом ряду четвертый вариант — угасание стремления к контактам (усталость от общения, непереносимость общения, уход в себя).
Все это проявления или следствия опыта деструктивного общения, которое вместо установления контакта с другим человеком разрушает и межличностный контакт, и саму личность. Правомерна и другая точка зрения — личностные искажения ведут к разрушительным формам общения. Поэтому мы можем использовать две стратегии для устранения синдрома дискоммуникации — тренировку конструктивного общения и работу.
Варианты поведения, которые часто разрушают взаимопонимание собеседников, приводя к эмоциональному напряжению, а иногда и к разрыву отношений, мы можем назвать “саботажниками общения”. У многих из нас есть собственные варианты деструктивного (разрушительного) поведения. Мы используем их сознательно или бессознательно. Если мы действительно хотим прервать разговор, тогда все в порядке. Но зачастую это совсем не входит в наши намерения, и беседа сворачивает не в то русло против нашей воли. Вполне возможно, что выработались какие-то привычные реакции. Есть смысл их обнаружить, чтобы этими автоматически сказанными фразами не лишатьсебя уважения и доверия своих собеседников.
Выявить “саботажников общения” совсем не трудно. Потренируйтесь следующим образом. Проанализируйте ваш стиль общения, если вам кажется, что вы одиноки среди людей и загнаны в угол. Потратьте немного времени и выясните: каких „саботажников общения" используете вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении вас самих? Кто это делает? Вспомнитесвоих знакомых, семью, друзей.
Проанализируйте приведенные ниже различные высказывания, характеризующие “саботажников общения”: угрозы, приказы и т.д.
Угрозы (вызывают страх,подчинение, обиду,враждебность)
· „Делайте, как сказано, или..."
· „Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам
· придется подумать о вашем увольнении."
Приказы(когда мы прибегаем к власти над другими людьми)
· "Срочно зайдите ко мне в кабинет."
· „Не спрашивайте, почему: делайте, как вам говорят."
Критика (негативная)
· „Вы постоянно жалуетесь."
· „Вы недостаточно прилежно работаете."
Оскорбительные прозвища
· „Такое может сказать только идиот."
· "Ну ты просто дурак." „Чего еще можно ожидать от бюрократа?"
Слова - „должники"
· „Вы должны вести себя более ответственно."
· „Вы должны смотреть на факты."
· „Вы не должны так сердиться."
Сокрытие важной информации
„Вам этот проект обязательно понравится. Вы не пожалеете (те, если заключите с нами договор. (реплика-ловушка,стимулирующая принятие невыгодного решения))"
Допрос
· „Сколько часов у вас ушло на это?".
· „Почему ты так поздно?"
· „Чем ты занимаешься?"
Похвала с подвохом
„У вас так хорошо получаются отчеты: вы не напишете еще один?"
Диагноз мотивов поведения
„Вы одержимы собственническим инстинктом." „У вас не хватает инициативы."
Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным)
· „Если бы ты вовремя навел порядок на своем столе, у тебя не было бы причин для паники." „Почему ты не сделал вот так?.."
· „Просто не обращай на них внимания."
Убеждение логикой
„Нечего тут расстраиваться, все это довольно логично."
Отказ от обсуждения вопроса
„Нечего тут обсуждать. Я не вижу в этом никакой проблемы."
Смена темы
„Очень интересно... Я вчера смотрел смешной фильм..."
Соревнование
-Я попал на прошлой неделе в ужаснуюаварию...
-Это что, ты бы посмотрел намою машину..."