Психопаты в художественной литературе
Психопатический характер нередко встречается в художественной литературе, составляя некую загадку для обычного человеческого ума и восприятия. Совершенно непонятным, странным и необъяснимо-чужим кажется другому человеку мировосприятие психопата. Мы остановимся на самых ярких художественных примерах, дающих нам новые черты к портрету как психопата, так и интереса к нему эпохи (столь пристальное внимание аудитории это и взгляд всего общества к этой теме).
Преследующий иллюзию
Одним из самых известных и классически-совершенных оказывается "Парфюмер" Патрика Зюскинда, произведение и его главный герой, преследующий свою прекрасную идею создать совершенный аромат. Неслучайно равнодушно-протокольное название "Парфюмер: История одного убийцы", безличное и холодное. Оно уже дает нам ощущение безразличия протокола… и психопата. Жан-Батист Гренуй, герой произведения, был гениальным парфюмером и при этом "человеком без запаха". Автор превосходно играет метафорой запаха как эмоциональной сущности человека; потому Жан-Батист Гренуй не пахнет ничем и вызывает отвращение даже у кормилицы, а мадам Гайар, единственная женщина, способная его вырастить - была лишена чувства обоняния. Она "не ждала от него никакого душевного движения, потому что ее собственная душа была запечатана". Впоследствии Жан-Батист Гренуй становится парфюмером, научившись выделять и смешивать нужные запахи… Следуя психопатической природе он был способен к искусственному продуцированию аромата, который в этом произведении идентичен эмоциям. Подобно искусственному выделению запаха, его консервации, смешиванию и презентации психопат демонстрирует свои эмоции… при этом разрушая других людей, чьими эмоциональными силами он пользуется (в романе аналогия этому - убийства прекрасных девушек ради их запаха). Как уже было сказано, психопат "знает ноты, но не знает мелодии", потому идеальный запах Гренуя был составлен, но привел к разрушению самого его "хозяина".
Кроме этой очевидной аналогии между запахом и чувствами, мы можем выделить в этом произведении "преследование иллюзии". Психопат может быть одержим некоей сверхидеей, которая сулит ему совершенное принятие его в обществе (это может быть слава, деньги и остальное). У импульсивного психопата таких "планов" и "задумок" может быть великое множество, или они будут сменять одна другую в зависимости от социального благоприятствования. У заторможенного таковая идея будет не самой яркой и может оставаться в тени.
Убийство мифа
У Терри Пратчетта один из самых откровенных портретов психопатической личности явлен в "Санта Хрякусе". Там действует убийца Тчай-Тчай, человек, которого страшатся в самой Гильдии Убийц. Он действует без всяких правил, без приличия, без законов и без всякой этики. Он убивает ради забавы и просто потому, что так удобнее… или это просто пришло ему в голову. Для интереса он даже придумал, как убить богов и персонификации важнейших законов мироустройства (Смерть и "Новый Год" ). Впрочем, не только ради интереса - а из-за власти тоже.
В конце это книги задается вопрос, что будет, если Санта-Хрякус не воскреснет. Ответ на него - Солнце не взойдет. И это оказывается правдой. Взойдет лишь шар светящегося газа, а миф и смысл умрет. Психопат в своей жажде власти, и повинуясь своим мечтам и всесилии, признании и власти, убивает осмысленность и мечту, все возвышенное и творческое, любое единение чувства и формы, эмоции и жеста. Копируя, подражая, нивелируя и обесценивая, психопат убивает миф, надежду, мечту... чувство и смысл.
Это просто, обмануть не сложно,
Даришь звезды, а потом все можно
Просто такая сильная любовь,
Ты еще не знаешь,
Просто такая сильная любовь…
(Песня группы "Звери")
Жажда власти над миром
Дж. К. Роулинг дает очень яркий пример противостояния психопатической роли и истинно-человеческой, жестокого властного авторитарного и разрушающего подхода против гуманистического и сохраняющего ценность эмоций, чувств и созидания взгляда на мир и жизнь. Это, конечно, противостояние Гарри Поттера (и его истинного воспитателя Дамблдора) и Вольдеморта. Она не просто показывает, какой может быть психопатическая личность, автор противопоставляет психопату (в отличие от П. Зюскинда, например) человеческую зрелость и мудрость, а также осознание выбора своего пути и своих ценностей.
Вольдеморт - мальчик-сирота, ставший темным волшебником и стремившийся подчинить себе весь магический мир, а кроме того, утвердить деспотическую и единоличную власть как над другими магическими существами, так и над немагическим миром обычных людей. Все, что его привлекало - это власть и месть, обожание и преклонение окружения. Дамблдор не один раз говорит Гарри, что Вольдеморт не способен ни любить, ни понять силу любви. В конце концов именно это различие между Вольдемортом и Гарри (и Дамблдором) творит историю мира Поттерианы. Именно выбор предпочтительных человеческих ценностей, которыми оказываются любовь, дружба и героизм (риск ради другого или общего) становится ключом к судьбе мира в этом произведении.
В паре с сумасшедшим
Одна из интересных тем это слаженная пара психопата и психопатотропного, а также психопата в паре с настоящим сумасшедшим. Герцог и герцогиня Флем из "Вещих сестричек" Терри Пратчетт являют как раз такую пару. Герцогиня подстроила убийство старого короля и пыталась убить любую неподвластную ей жизнь в королевстве. А своим орудием она избрала сумасшедшего мужа, который и убил короля. Это, конечно, вариация шекспировского "Макбета". Но именно в "Вещих сестричках" на мировосприятие герцогини указано недвусмысленно. Матушка Ветровоск (ведьма) решается показать герцогине, кто она есть на самом деле, по сути, показать "вытесненное" из сознания:
"- Такие, как она, появляются только тогда, когда человек сам выстраивает стенки внутри своей головы, - сказала матушка. - А я их сейчас снесла. Нет больше стенок. Вопли. Мольбы. Угрызения совести. Все навалилось на нее сразу. <…>
- И что мне теперь - расстраиваться из-за этого? <…> - Думала, я рухну на пол без сознания? Что ж, старуха, да, я увидела, кто я есть на самом деле, и теперь горжусь этим, поняла?! Я ни о чем не жалею и готова повторить все сначала! Я нравлюсь сама себе, я люблю себя, я наслаждаюсь тем, что я делаю! - И герцогиня торжествующе поправила свой чудовищный бюст. - А вы просто слабые дуры! - закричала она. - Вы - слабые людишки! Неужели вы действительно считаете, что все люди в глубине души милы и прекрасны?!
Сгрудившаяся на сцене толпа попятилась, освобождая место исступленному ликованию герцогини.
- Так знайте же, я заглянула в эти глубины! - продолжала она. - И теперь знаю, какая сила движет людьми. Ими движет страх. Всесильный, сокрытый от себя и других ужас…" (Пратчетт, Вещие сестрички, с 383-384)
Здесь, кроме использования чужого безумия как орудия своей власти, характерно психопатическим оказывается ясность представлений об отсутствии в себе "хороших устремлений" или о предпочтительности совершенно другого. Как обычно - власти. И, как правило - при идеологии "кто силен - тот и прав". Примечательно, что в этом произведении герцогиня Флем пытается уничтожить ведьм как существ, живущих в гармонии… со страной со всеми ее обитателями (включая птиц, животных и леса). Настоящая гармония с миром и самодостаточность лишают власти психопата, потому это кажется ему опасным. Потому он возведет исключительно искусственную систему, основанную на страхе и зависимости… Любопытно и то, что "движущий всеми страх" герцогиня увидела в "своих глубинах". И это тоже правда про психопатов.
Психопаты в истории
Одиозные и чудовищные личности в истории всегда привлекали к себе внимание, когда исследователи и иные люди, познающие или неравнодушные, пытались понять "как такое было возможно", или "неужели это был человек", или "как он оказался у власти"… Обыкновенно, речь идет о тиранах и жестоких личностях, которые встречались довольно часто на протяжении всего известного нам исторического периода человечества. Объяснения находились в существующем мировоззрении на природу людей и сущность государственной системы в целом. С развитием индивидуалистического и гуманистического подхода, с возникновением психологии и психиатрии большее внимание стало уделяться личности в истории, а следовательно ее недостаткам, порокам или наоборот - достоинствам. Появилось и до сих пор возникает немало спекуляций на тему психиатрических диагнозов известным политикам. Часть из них могут быть верными или отчасти верными, другие - лишь продукт контрпропаганды. И не искушая себя домыслами, мы остановимся лишь на психопатической природе… власти.
Власть манит психопатов. И на пути к вершине политической карьерной лестницы у психопата достаточно много шансов выиграть и победить своих соперников. Он будет лицемерен и безжалостен без особых усилий. Кроме того, характерные подозреваемые в психопатии (а также иных душевных расстройствах) приходят к власти в эпоху перемен и особенно жесткой борьбы за власть, когда быстрота, мощь и жестокость решают основные задачи, и когда нет, практически нет времени у окружающих людей разобраться в том, что происходит на самом деле.
У психопата очень часто есть свита обожателей и восторженных поклонников. Впоследствии он, как правило, только пестует эту традицию "культа личности". Двадцатый век дал не так мало примеров, как громких, так и малоизвестных, психопатических личностей на арене истории и судьбы человечества. Часто это "харизматические" лидеры, которые выходят на публику с популистскими и зачастую невыполнимыми лозунгами. Но наибольшую опасность они приносят в тиранических, единовластных режимах или в политике "сильной руки". Уже традиционно психопатами считают Иосифа Сталина и Мао Дзе Дуна. Чем больше власти сосредоточено в руках психопата, тем большей угрозе подвергается человечество.