Тема 7. Сущность копинга и виды копинг-стратегий
Цель: сформировать представление о сущности копинга и видах копинг-стратегий.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).
Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы представление о сущности копинга и видах копинг-стратегий; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.
Теоретическая часть.
В качестве основного отличия защитных механизмов от совладающего поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. В связи с этим многие исследователи рассматривают психологическую защиту как механизм пассивного типа, не способствующий полноценной адаптации.
Несмотря на то, что и совладающее поведение и защитные механизмы базируются на тождественных процессах, они отличаются направленностью – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладающее поведение определяется как гибкое, целенаправленное и ориентированное на реальность, тогда как защитное поведение является ригидным, вынужденным и искажающим действительность. Если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Можно рассматривать защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, как пассивное копинг-поведение, направленное на снижение эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация.
Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Экстремальные ситуации, в зависимости от доминирующей опасности, привлекают различные виды совладающего поведения. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.
В отличие от защитных механизмов, совладающее поведение направленно на активное взаимодействие с ситуацией. Это особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией.
Один из проблемных вопросов – оценка эффективности копинг-стратегий. Стратегии копинг-поведения могут быть полезны в одной ситуации и совершенно неэффективными в другой, а одна и та же стратегия может быть эффективной для одной и бесполезной для другой личности, а также эффективной считается такая копинг-стратегия, использование которой улучшает состояние человека.
Выбор стратегии копинга зависит от множества факторов. В первую очередь, от личности субъекта и особенностей ситуации, вызвавшей копинг-поведение. Кроме того, влияние оказывают половозрастные, социальные, культурные и другие особенности.
Имеется обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей половыми стереотипами: женщины (и фемининные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации. Если принять, что возрастные проявления феминности характеризуют лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте, то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм копинга. Существуют и некоторые общие, достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм копинг-стратегий. Наименее эффективными является избегание и самообвинение, достаточно действенным считается реальное преобразование ситуации или ее перетолкование.
Неоднозначно оцениваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Вообще выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса. Однако есть исключение, которое составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека.
Вопросы и задания:
1. Суть копинга.
2. Отличия копинга от защитных механизмов.
3. Проактивное (опережающее) совладание.
4. История копинга. Концепция Р. Лазаруса.
5. Структура копинг-процесса.
6. Виды копинг-стратегий.
7. Классификация Р. Лазаруса. Классификация К. Гарвера. Классификация П. Тойса. Классификация Э. Хейма. Виды копинг-поведения по Хейму.
8. Выбор стратегии копинга.
9. Копинг-стратегии при невротических заболеваниях.
10. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку на тему «Копинг-стратегии».
Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:
1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.
2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 256 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560
3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.
5. psychology.net.ru - Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.
6. www.koob.ru - Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.