Тема 2.1. Проблема общения
План
1. Понятие общения.
2. Виды общения.
3. Особенности общения в современном мире.
4. Уровни общения.
5. Диалогическое и монологическое общение.
6. Функции общения.
7. Критерии удовлетворенности общением.
8. Педагогическое общение.
Вопросы по теме
- Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения? Почему?
- Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьников в течениеXX века? Как они могут дальше меняться в следующем столетии? Почему?
- Какие функции общения вы знаете?
- В чем специфика педагогического общения?
Задания для самостоятельной работы
- Подготовьте конспект работы Г.М.Андреевой [1, С.76 - 83].
- Изучите уровни общения, описанные А.Б. Добровичем [3] и Е.В. Андриенко [2, С.185 -187]. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии.
- Предложите дополнительно критерии удовлетворенности общением, помимо указанных в учебнике Е.В.Андриенко [2, С. 193 -195].
4. Проанализируйте особенности педагогического общения в семье. Подумайте, какова принципиальная разница между педагогическим общением в семье и педагогическим общением в школе?
- Проанализируйте таблицы и схемы №№ 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, представленные в работе В.Крысько [4].
- Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о стилях педагогического общения.
- Проанализируйте ваш способ общения с человеком, отношения с которым у вас не складываются. Используйте книгу М.Е. Литвака [5]. Постарайтесь ответить на вопросы: Какие ваши социальные потребности не удовлетворяются в процессе общения? Удовлетворение каких социальных потребностей партнера вы блокируете своим поведением? Как вы должны изменить свое поведение, чтобы изменилось качество общения с данным человеком?
Основная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 76-83.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2008. - М., 2008. - С. 179-202.
- Добрович А.Б. Психологический анализ общения учителя и ученика / Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.
- Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 62-73.
- Литвак М. Е. Психологическое айкидо. - Ростов н/Д, 1992.
Дополнительная литература
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1996. - Т.2. - С. 71-123.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
- Филатова Е. Соционика для вас: наука общения, понимания и согласия. - Новосибирск, 1994.
- Чалдини Р. Психология влияния. - СПб: Питер, 2001.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
Практическое занятие 4.
Тема 2.2. Общение как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения)
План
1. Понятие коммуникации.
2. Психологическая обратная связь.
3. Коммуникативные барьеры.
4. Феномены межличностного влияния.
5. Субъективные каналы восприятия и передачи информации.
6. Специфика межличностного информационного обмена.
Вопросы по теме
1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова? Что общего и каковы различия между паралингвистическими средствами общения и субъективными каналами восприятия и передачи информации?
2. Каковы основные различия между межличностным информационным обменом и массовым информационным обменом?
3. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом? Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?
4. Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?
5. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?
6. Что представляют собой феномены межличностного влияния? Какие субъективные каналы восприятия и передачи информации наиболее востребованы современным школьным обучением? Обоснуйте свой ответ.