Тема 2.1. Проблема общения

План

1. Понятие общения.

2. Виды общения.

3. Особенности общения в современном мире.

4. Уровни общения.

5. Диа­логическое и монологическое общение.

6. Функции обще­ния.

7. Критерии удовлетворенности общением.

8. Педа­гогическое общение.

Вопросы по теме

  1. Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения? Почему?
  2. Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьников в течениеXX века? Как они могут дальше меняться в следующем столе­тии? Почему?
  3. Какие функции общения вы знаете?
  4. В чем специфика педагогического общения?

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте конспект работы Г.М.Андреевой [1, С.76 - 83].
  2. Изучите уровни общения, описанные А.Б. Добровичем [3] и Е.В. Андриенко [2, С.185 -187]. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии.
  3. Предложите дополнительно критерии удовлетворенности общением, помимо указанных в учебнике Е.В.Андриенко [2, С. 193 -195].

4. Проанализируйте особенности педагогического общения в семье. Подумайте, какова принципиальная разница между педагогическим общением в семье и педагогическим общением в школе?

  1. Проанализируйте таблицы и схемы №№ 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, представленные в работе В.Крысько [4].
  2. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о стилях педагогического общения.
  3. Проанализируйте ваш способ общения с человеком, отношения с которым у вас не складываются. Используйте книгу М.Е. Литвака [5]. Постарайтесь ответить на вопросы: Какие ваши социальные потребности не удовлетворяются в процессе общения? Удовлетворение каких социальных потребностей партнера вы блокируете своим поведением? Как вы должны изменить свое поведение, чтобы изменилось качество общения с данным человеком?

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 76-83.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2008. - М., 2008. - С. 179-202.
  3. Добрович А.Б. Психологический анализ общения учителя и ученика / Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.
  4. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 62-73.
  5. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. - Ростов н/Д, 1992.

Дополнительная литература

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1996. - Т.2. - С. 71-123.

  1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.
  2. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
  4. Филатова Е. Соционика для вас: наука общения, понимания и согласия. - Новосибирск, 1994.
  5. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб: Питер, 2001.
  6. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  7. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.

Практическое занятие 4.

Тема 2.2. Общение как обмен информацией

(коммуникативная сторона общения)

План

1. Понятие коммуникации.

2. Психологическая обратная связь.

3. Коммуникативные барьеры.

4. Феномены меж­личностного влияния.

5. Субъективные каналы восприятия и передачи информации.

6. Специфика межличностного ин­формационного обмена.

Вопросы по теме

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова? Что общего и каковы различия между паралингвистическими средствами общения и субъективными каналами восприятия и передачи информации?

2. Каковы основные различия между межличностным информационным об­меном и массовым информационным обменом?

3. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом? Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

4. Почему семантический барьер является одним из наиболее распростра­ненных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

5. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с цен­ностями субъектов общения?

6. Что представляют собой феномены межличностного влияния? Какие субъективные каналы восприятия и передачи информации наиболее востребованы современным школьным обучением? Обоснуйте свой ответ.

Наши рекомендации