Разделы, темы дисциплины и виды занятий

Содержание разделов, тем дисциплины

№ п/п № семестра Наименование раздела, темы учебной дисциплины Содержание раздела, темы в дидактических единицах Формируемые компетенции  
 
Часть 1. Международный культурный обмен      
Раздел I. Теоретические подходы к практике международного культурного обмена.      
1. Тема 1. «Международный культурный обмен и деловые коммуникации» как учебная дисциплина. Объект и предмет дисциплины, его актуальность, задачи, методы и функции. Связь дисциплины с другими науками. Основные понятия и элементы дисциплины. Направления международного культурного сотрудничества и их специфика. Цели международного культурного обмена. Социальные функции и роль делового общения в жизнедеятельности человека. ОК-4  
2. Тема 2. Межкультурный обмен в международных отношениях. Исторические факторы развития международного культурного обмена с древнейших времен до начала ХХ в. Особенности международного культурного обмена в ХХ в. Влияние глобализация и на культурный обмен. Два феномена глобализации культуры. Способы преодоления опасностей глобализации культуры. Основные научные концепции международного культурного обмена О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтона, З. Бзежинского, Н. Я. Данилевского, П. Сорокина, Дж. Фрейзера, К. Леви-Стросса, М. Мосса. ОК-4  
3. Тема 3. Международное сотрудничество по обмену культурными ценностями. Культурные ценности как социальное явление, его материальное и нематериальное содержание. Общая характеристика основных вопросов международного сотрудничества в области культуры. Категории культурных ценностей и основные обязанности государств по их охране. Основные цели и принципы международного культурного сотрудничества. Международные и национальные организации по обеспечению межкультурных коммуникаций, цели и формы и их деятельности. Alliance Francaise, Гете-институт, Британский Совет, Всесоюзное общество культурных связей с заграницей, Союз советских обществ дружбы, Российские центры науки и культуры, Международный Институт интеллектуального сотрудничества, Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ОК-4  
Раздел II. Правовые, этнические, социально-психологические, организационные и политические аспекты международного культурного обмена      
4. Тема 4. Правовое обеспечение международного культурного обмена. Важнейшие направления, формы международных культурных связей. Проблема культурной экспансии и принципы международного культурного сотрудничества. Основные опасности и защита культурных ценностей международным правом. Развитие международного законодательства по охране культурных ценностей. Конвенции и пакты. Основы российского законодательство по охране культурных ценностей. Роль государства в правовом обеспечении защиты и охраны культурного достояния страны. ОК-4  
5. Тема 5. Этнические аспекты международных культурных коммуникаций. Понятие и признаки «этнического стереотипа», его роль в обществе. Основные признаки и функции этнических стереотипов, их двойственная природа и роль в международных отношениях. Основные предпосылки, причины возникновения, факторы и этапы формирования этнических стереотипов. Основные виды и практическое значение изучения этнических стереотипов. Основные способы выявления этнических стереотипов по методике У. Липпмана, Д. Каца, К. Брейли, Г. Хофштеда, С. Марандон. ОК-4  
6. Тема 6. Социально-психологические условия международных культурных связей. Адаптационные возможности и интеграция различных групп в инокультурную среду. Развитие знаний об этнопсихологических аспектах культурных связей. Концепция мультимодальной личности. Современные психологические основы изучения проблем развития международных культурных коммуникаций. Типичные реакции людей на иную культуру. Ксенофилы и ксенофобы. Этапы постижения людьми чужой культуры. Характеристика параметров оценки национальных культур в современной модели культуры Герта Хофстеде. Актуальные модели межкультурных коммуникаций: двухступенчатая Э. Каца и П. Лазарсфельда и «спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман. ОК-4  
7. Тема 7. Значение политического фактора в международном культурном обмене. Роль международного культурного обмена в формировании международного авторитета государства. Внешняя культурная политика как часть государственной политики и инструмент достижения государственных интересов в международной сфере. Основные цели, направление и формы внешней культурной политики государства. Двойственная природа внешней культурной политики. Место двухсторонних и многосторонних культурных связей в реализации задач межгосударственного культурного обмена. ОК-4  
8. Тема 8. Место и роль зарубежных культурных центров в современном международном культурном обмене. Зарубежные культурные центры, как организационная основа современного культурного обмена между государствами, их функции, цели и задачи. Формы и основные направления деятельности зарубежных культурных центров в послевоенный период. Роль Французского Альянса, Британского Совета, Гете-института, института Сервантеса, института Конфуция в институционализации международного культурного обмена. Состояние и тенденции в развитии зарубежных культурных центров на рубеже XX – XXI вв., их роль в обеспечении национальных интересов. Современные российские центры культуры за рубежом. Создание и деятельность Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, фонд «Русский мир». Приоритетные направления работы Российских центров науки и культуры за рубежом и фонда «Русский мир». ОК-4  
Раздел III. Основные направления и формы международного культурного обмена    
9. Тема 9. Международные музыкальные, театральные и кинематографические связи как формы культурного обмена. Международные музыкальные, театральные и кинематографические связи в как форма межкультурных коммуникаций. Особенности и формы современного международного культурного обмена в сфере музыкального, театрального и кинематографического искусства. Искусство как образное осмысление действительности. Современные субъекты международных культурных обменов в сфере искусства. Формы проявления международных культурных связей. Международные музыкальные конкурсы. История международных музыкальных конкурсов. Понятие международного музыкального конкурса. Специфика международных творческих конкурсов как форм проявления культурных коммуникаций. Музыкальные, театральные и кинематографические фестивали как формы международного культурного обмена. Типология и классификация международных музыкальных конкурсов. Крупнейшие международные музыкальные конкурсы современности. Международные конкурсы эстрадной песни. Евровидение и Грэмми. Международные организации в области музыки. Международные музыкальные конкурсы в России. Конкурс им. П. И. Чайковского. Международные музыкальные фестивали. Понятие, типология и классификация международных фестивалей. История музыкальных фестивалей. Крупнейшие международные музыкальные фестивали современности. Международные музыкальные фестивали в России. Международные театральные фестивали. История международных театральных фестивалей. Авиньонский и Эдинбургский театральные фестивали. Кинематографические фестивали, их история, типология и классификация. Венецианский кинофестиваль. Международные кинофестивали в России. Московский международный кинофестиваль. ОК-4  
10. Тема 10. Международные связи в области образования. Образование как социальное явление, его роль в историческом прогрессе человечества. Особенности современных образовательных связей. Современные тенденции образовательного сотрудничества в области высшего образования. Теоретические аспекты международных образовательных связей. Основные формы современных международных образовательных связей. Программы, стипендии и гранты как формы академических взаимодействий. Программы студенческого обмена. Основные участники международного образовательного обмена. Информационно-образовательные агентства, ассоциации, фонды, международные организации, зарубежные культурные центры. ЮНЕСКО. ОК-4  
11. Тема 11. Международные научные связи. Наука как фактор общественного развития. Понятие науки. Особенности международного научного сотрудничества в Новейшее время. Основные участники современных международных научных связей. Национальные, международные научные организации и фонды. Современные условия и основные формы международных научных связей. Программы международного научно-технического сотрудничества. Рамочные программы научных исследований и технологического развития Европейского Сообщества. Научные премии как важная форма международного научного обмена. Нобелевская премия, Хольберговская премия, премия Глобальная энергия, премия Л’Ореаль-ЮНЕСКО. ОК-4  
12. Тема 12. Спорт как форма международного культурного обмена. Спорт как социокультурный феномен, его функции. Роль спорта в современном мире. Основные этапы развития международных спортивных связей. Спорт и внешняя культурная политика. Феномен спортивной дипломатии. Роль спорта в формировании имиджа государства. Феномен неоолимпизма. Международного олимпийского комитета и сотрудничество с международными организациями. Россия в международном спортивном движении. Актуальные проблемы международных спортивных связей. Спорт и политика. ОК-4  
13. Тема 13. Международный туризм как форма культурного обмена. Понятие туризма, его классификация. Туризм как форма коммуникаций. Основные этапы развития туризма. «Туризм» в период античности, средневековья и Нового времени. Развитие туризма после окончания Второй мировой войны. Факторы развития туризма во второй половине ХХ века. Туризм в современном мире. Особенности международного туризма в начале ХХI в. Международные организации в сфере туризма. ЮН-ВТО (UNWTO), его функции. Россия в международном туризме. Организация управления туризмом в России: туристические организации, ассоциации и союзы. Проблемы и перспективы развития международного туризма в России. ОК-4  
Часть 2. Деловые коммуникации    
Раздел IV. Основные характеристики деловых коммуникаций  
14. Тема 14. Понятие и основные элементы коммуникации. Коммуникация: определение и структура. Коммуникация как обмен информацией. Общение как основа коммуникаций. Характеристика содержания общения. Функции, виды и формы коммуникаций. Информационные и личностные, повседневные (бытовые) и деловые (производственные), внутриличностные и межличностные, прямые и опосредованные, активные и пассивные, случайные и организованные, горизонтальные и вертикальные, вербальные и невербальные, внешние и внутренние. Служебная роль вербальных и невербальных коммуникаций. Шесть основных принципов деловых коммуникаций Джен Ягер и 13 ключевые правила построения успешных коммуникаций. ОК-4  
15. Тема 15. Особенности деловой коммуникации. Понятие и специфика деловой коммуникации, его функции и формы. Виды делового общения. Методология, методы и методика делового общения. Особенности профессиональной специфики делового общения, стороны его структуры: межличностная, когнитивная, эмотивная и канативная, коммуникативно-информационная. Коммуникативно-информационная сторона деловых коммуникаций. Теория коммуникативного процесса. ОК-4  
16. Тема 16. Роль деловых коммуникаций в жизни человека. Человек в социальной структуре общества, социальный статус и критерии социальной стратификации. Предписанные и достигнутые статусы. Важнейший признак социальной стратификации. Деловые коммуникации как средства повышения социального статуса. Критерии социальной стратификации: доход, профессиональный престиж, уровень образования, объем власти. Деловые коммуникации как основа профессионального успеха. Способы достижения целей профессиональной деятельности. Деловые коммуникации – ключ к материальному благополучию. «Человек», «индивид» и «личность». Социальная структура личности, его основные элементы. Деловые коммуникации как фактор развития личности и ее самореализации. ОК-4  
Раздел V. Психологические аспекты делового общения    
17. Тема 17. Сущность общения. Общение и деятельность, их единство и различия. Общение как процесс, характеристика его содержания. Цели общения. Виды общения (биологическое, социальное, деловое, личностное, инструментальное и целевое). Средства и функции общения. Средства общения как способы кодирования трансляции, переработки и расшифровки информации. Вербальная и невербальная коммуникации, как знаковые системы передачи информации. Инструментальная, интегративная, трансляционная функции общения и функция самовыражения. Формы общения. Прямое и косвенное, непосредственное и опосредствованное, массовое и межличностное общение. Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Специфика межличностной коммуникации. Коммуникаторы и реципиенты. ОК-4  
18. Тема 18. Вербальные средства деловых коммуникаций. Речь как основа вербальных коммуникаций. Особенности вербальной коммуникации. Функции и виды речи: внешняя и внутренняя, письменная и устная, диалогическая и монологическая. Электронные технологии в вербальных деловых коммуникациях: видеоматериалы, интернет, электронная почта, голосовые сообщения. Основные требования к грамотной речи: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность, богатство и разнообразие, чистота, ясность и понятность, точность и правильность, образность и выразительность. Техника речи. Зависимость эффективности деловых коммуникаций от правильного произношения слов, уверенности и увлеченности, темпа речи, силы голоса и интонации. Психологические и социально-культурные различия, как коммуникативные барьеры непонимания (замещающе-искажающие, эмоциональные, фонетические, семантические, стилистические, логические), их роль в деловых коммуникациях. Факторы эффективности речевой коммуникации. Критерии эффективности слушания. Виды слушания (рефлексивное и нерефлексивное). ОК-4  
19. Тема 19. Невербальная коммуникация. Особенности невербальной коммуникации. Функции и структура невербального взаимодействия людей. Основные системы отражения невербального поведения. Акустические (звуковые) компоненты системы отражения невербального поведения. Паралингвистические средств общения человека. Характеристика фонационного (громкость, темп, тембр голоса, ритм речи, интонации и высота звука, паузы, смех, кашель, плач), кинетического (жесты, мимика, позы говорящего) и графического (особенности почерка) видов. Экстралингвистические (не связанные с речью) средства общения. Кинесика как способ изучения совокупности телодвижений человека, отражающих переживания, и метод сбора информации о его эмоциональном состоянии. Оптические (визуальные) компоненты системы отражения невербального общения: реакция кожи (покраснение, потоотделение), контакт глаз. Тактильные компоненты системы отражения невербального общения: прикосновения, рукопожатия, поглаживания, похлопывания, объятия и поцелуи. Ольфакторные компоненты системы отражения невербального общения: запахи окружающей среды, тела человека. Особенности изучения человека по почерку. ОК-4  
20. Тема 20. Социально-психологические факторы деловых коммуникаций. Коммуникация как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Механизмы воздействия в процессе общения, конформизм, нонконформизм, суггестия. Взаимопонимание как основа и цель делового общения. Приёмы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров. Уровни понимания. Роль суггестии и контрсуггестии в процессе общения. «Избегание», «авторитетность» как способы контрсуггестии. Психологические, эмоциональные и т. п. барьеры. Деловое общение как восприятие людьми друг друга. Детерминанты межличностного восприятия. Атрибуции (приписывание) как источник ошибок при восприятии. Самопрезентация в общении. Межличностная аттракция (симпатия) в общении. Социальные ожидания, их роль в деловом общении. Механизмы взаимопонимания в общении (идентификация, эмпатия (сопереживание), рефлексия). Деловое общение как взаимодействие партнеров. Способы влияния на партнера в процессе общения. Защитные механизмы деловой коммуникации. ОК-4  
Раздел VI. Коммуникативная компетентность специалиста  
21. Тема 21. Основные формы деловых коммуникаций. Основные формы деловых коммуникаций: деловая беседа, деловые переговоры и дискуссии, деловые совещания и собрания, прием подчиненных, общение с коллегами и начальниками, публичные выступления. Деловая беседа, ее функции и фазы. Методы аргументации и основные принципы успешного ведения деловой беседы. Деловые совещания, собрания, общение с коллегами и начальниками. Основные принципы этики деловой коммуникации. Публичные выступления. Технологии эффективного выступления: правила подготовки к выступлению, техника речи, контакт с аудиторией, приемы удержания внимания аудитории, образ оратора и правила ответов на вопросы. ОК-4  
22. Тема 22. Переговоры как форма деловых коммуникаций. Понятие и специфика деловых переговоров, их отличие от деловых бесед. Виды, модели, этапы и стили переговоров. Организационно-методические основы деловых переговоров. Эффективные технологии и тактики переговорного процесса. Сущность, функции и особенности межличностной перцепции. Каузальная атрибуция в деловом общении. ОК-4  
23. Тема 23. Устные и письменные стратегии деловой коммуникации, тактика и технологии делового общения. Понятие стратегии делового общения и ее роль и место в обеспечении эффективности деловых коммуникаций. Стратегические цели деловой коммуникации и их значение для эффективного функционирования организации. Понятие тактики деловой коммуникации, ее роль в решении конкретных задач организации. Основные требования, предъявляемые к тактике деловой коммуникации. Механизм психологического влияния на делового партнера. Общие и специфические тактики и техники делового общения. Особенности официально-деловой письменной речи, его преимущества и недостатки. Важнейшие параметры качества письменной деловой коммуникации: содержание, доступность, грамотность, корректность, актуальность, время доставки. Основные виды письменной деловой коммуникации, их содержание, этапы подготовки и составления. Основные требования к этим формам коммуникации. ОК-4  
24. Тема 24. Влияние индивидуальных различий людей на характер их делового общения. Нервная система человека, типы его темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Темперамент как фактор делового общения. Психологические типы деловых партнеров. Классификация образцов социального поведения людей в организациях. Влияние гендерных особенностей личности на деловые коммуникации. Национальные особенности деловых коммуникаций у славянских, балтийских, среднеазиатских и кавказских народов. ОК-4  
Раздел VII. Культура деловых коммуникаций  
25. Тема 25. Этика деловых коммуникаций. Этика как наука, ее отрасли. Сущность профессиональной этики. Деловая этика как сфера профессиональной этики, предмет ее исследований. Базовые ценности деловой этики: свобода и справедливость, тактичность и деликатность, Этические принципы и правила как важные условия эффективности деловых коммуникаций. 10 универсальных принципов деловой этики Ла Рю Тон Хосмера. Этические особенности активного (рефлексивного), пассивного (нерефлексивного) и эмпатического восприятия информации в деловых коммуникациях. ОК-4  
26. Тема 26. Этикет деловых коммуникаций. Понятие об этикете. Основные виды этикета: общегражданский, воинский, дипломатический, придворный, деловой. Основные принципы делового этикета. Технологии делового этикета. Правила обращения, приветствия, представления и знакомства, пользования телефоном, обмена визитными карточками и подарками. Одежда, обувь, аксессуары, очки, прическа, визитные карточки, как атрибуты делового общения. Особенности этикета деловых коммуникаций в странах СНГ и Балтии. Деловое общение у славянских народов. Национально-психологические особенности деловых коммуникаций в странах Центрально-Азиатского региона. Особенности делового общения в странах Балтии. Национально-психологические особенности деловых коммуникаций у народов Кавказа ОК-4  
27. Тема 27. Международный протокол и национальные стили делового этикета. Протокол и этикет делового общения. Понятие о протоколе, церемониале и деловом протоколе. Нормы и правила международного протокола. Национальные особенности организации делового общения. Американский, английский, французский, немецкий, японский, арабский стили ведения переговоров. ОК-4  
Раздел VIII. Профессиональные коммуникации  
28. Тема 28. Коммуникативный процесс и практика его реализации в профессиональной деятельности. Коммуникативный процесс, его основные модели и компоненты. Коммуникатор, сообщение, канал передачи и коммуникант. Эффект коммуникации. Условия эффективности каналов коммуникаций. Джеймс Грюнинг, Тодд Хант и 4 модели управления общественным мнением: «манипуляция», «информирование», «двухсторонняя асимметричная коммуникация», «двусторонняя симметрия». Средства массовой информации, их роль в жизни общества и достижении делового успеха. Понятие, функции, виды и формы. Основные формы и принципы общения делового человека со СМИ. Цели, формы и основные принципы общения делового человека со СМИ. ОК-4  
29. Тема 29. Психологические особенности личности и деловые качества коммуникаторов. Коммуникатор, его типы: людей престижа и лидеров мнений. Факторы эффективности коммуникатора кредитность, надежность, престижность. Средства привлекательности. Механизмы сознательного формирования позитивного образа коммуникатора Г.В. Бороздиной: самоподача превосходства, самоподача привлекательности, самоподача отношения, самоподача актуального состояния и причин поведения. Роль коммуникатора в процессе убеждающей коммуникации. Методы повышения эффективности коммуникатора. Принципы, этапы и условия воздействия через убеждения. Коммуникатор как профессия. Основная задача менеджера по связям с общественностью. Стратегическая коммуникация и его этапы. Имидж и имиджмейкер. Функции имиджа в деловой коммуникации. Процесс создания и этапы формирования корпоративного имиджа. Роль пресс-службы в формировании корпоративного имиджа. Основные направления их деятельности. Личный имидж делового человека. Составляющие его элементы: модели поведения, телесный имидж, техника речи, внешний вид. ОК-4  
30. Тема 30. Конфликты в деловых коммуникациях. Конфликт как вид социального взаимодействия, его функции. Структура конфликта и его элементы: субъекты и участники конфликта, предмет конфликта и конфликтное взаимодействие. Объекты и предмет конфликта Типы конфликтов в деловом общении: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Причины конфликтов и основные стадии их развития. Основные типы поведения людей в условиях конфликта: конфликтогенное, синтонное и нейтральное и их характенистика. Стратегии и методы управления конфликтной ситуацией. Психотехнологии коммуникативного поведения людей в конфликтной ситуации и способы разрешения деловых конфликтов. ОК-4  
31. Тема 31. Профессиональные стрессы в деловых коммуникациях. Стресс и его влияние на деловые коммуникации. Основные признаки стресса. Причины стресса и физиологические механизмы его формирования. Основные виды профессиональных стрессов. Правила самоконтроля делового человека в условиях профессионального стресса. Методы и приемы снятия стрессового напряжения. ОК-4  
32. Тема 32. Документальное обеспечение деловых коммуникаций. Особенности деловой переписки. Виды и категории деловой корреспонденции. Состав управленческой документации и основные требования к их оформлению. Характеристика современная делового письма, его виды и основные требования к нему. Общие правила оформления документов. ОК-4  
33. Тема 33. Технология организации деловых коммуникаций. Технология делового общения как условие эффективности деловых коммуникаций. Особенности правил этикета деловых представлений и приветствий, их отличие от правил вежливости. Основные способы установления психологического контакта с клиентом при деловом общении. Психологическая культура деловой беседы. Цель и способы завоевания доверия клиента. Комплимент как способ завоевания доверия. Психологические типы клиентов. Особенности работы менеджера с «аналитиками», «энтузиастами», «активистами» и «добряками». Психологические основы презентации продукции и услуг. Методы и приемы привлечения внимания клиента. Применение электронных и сетевых коммуникаций. Особенности общения с клиентом через Интернет. ОК-4  
34. Тема 34. Практические рекомендации по достижению карьерного успеха в деловых коммуникациях. Карьера и успех. Карьерный успех как символ профессиональных достижений и результат коммуникативной деятельности. Дауншифтинг. Факторы и критерии карьерного успеха. Социально-психологические барьеры карьерного роста: моббинг и буллинг. Методы и способы противостояния им. Успешный карьерист и правила его поведения на заседаниях, совещаниях и собраниях. Формирование карьерных связей как практика подбора влиятельных покровителей и поиска союзников. Основные правила оптимизации делового общения в коллективе и выстраивания конструктивных отношений с вышестоящими руководителями. ОК-4  

Разделы, темы дисциплины и виды занятий

5.3.2. Заочная форма обучения нормативный срок

Наши рекомендации