Общие сведения об экспериментальных исследованиях
Эксперимент является важнейшей составной частью научных исследований, в основе которого находится научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. В научном языке и исследовательской работе термин эксперимент обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, опыт, организация особых условий его существования, проверка предсказания. Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления и по возможности наиболее чистого, т.е. не осложняемого другими явлениями [3, 8, 9].
Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются отраслевыми и имеют соответствующие названия: физические, химические, социальные, психологические, и т.д.
Эксперименты различаются:
по целям исследования (констатирующие, преобразующие, поисковые, решающие, контролирующие);
по способу формирования условий (естественный и искусственный);
по структуре изучаемых объектов и явлений (простые, сложные);
по организации проведения (лабораторные, натурные);
по характеру внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные);
по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования (обычный и модельный);
по типу моделей, исследуемых в эксперименте (материальный и мысленный);
по числу варьируемых факторов (однофакторный и многофакторный);
по контролируемым величинам (пассивный и активный);
по характеру изучаемых объектов или явлений (технологический, социометрический) и т.п.
Естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в биологических, социальных и психологических науках).
Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в технических и естественных науках).
Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений.
Преобразующий, или созидательный, эксперимент предполагает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами.
Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.
Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий над объектом исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.
Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются с этими явлениями. Этот эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой.
Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением специальных моделирующих установок, типовых приборов, стендов, оборудования и т.д.
Натурный эксперимент проводится в естественных условиях и на реальных объектах. Натурный эксперимент всегда требует тщательного продумывания и планирования, а также рационального выбора методов исследования. Основной научной проблемой натурного эксперимента является обеспечение достаточного соответствия (адекватности) условий эксперимента реальной ситуации, в которой затем будет работать создаваемый объект.
В открытом эксперименте задачи открыто объясняются испытуемым, в закрытом – в целях получения объективных данных эти задачи скрываются от испытуемого.
Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.
В сложном эксперименте изучаются явления или объекты с разветвленной структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции.
Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования. С помощью этого эксперимента изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.
Вещественный эксперимент предполагает изучение влияния различных вещественных факторов на состояние объекта исследования.
Классический, или обычный, эксперимент – экспериментатор выступает в роли субъекта, познающего объект или предмет экспериментального исследования при помощи средств для осуществления эксперимента (приборы, инструменты, экспериментальные установки).
Мысленный эксперимент – одна из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении [3, 11].
Материальный эксперимент. В процессе этого эксперимента используются материальные, а не идеальные объекты исследования.
Модельный эксперимент. Этот вид эксперимента в отличие от классического имеет дело с моделью исследуемого объекта. Модель входит в состав экспериментальной установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия, в которых изучается некоторый объект.
Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии (механической, тепловой, электромагнитной и т.д.) на объект исследования.
Однофакторный эксперимент предполагает:
выделение особозначимых факторов;
поочередное варьирование факторов, интересующих исследователя;
стабилизацию мешающих факторов.
Суть многофакторного эксперимента состоит в том, что варьируются все переменные сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов, проведенных в данной серии экспериментов.
При проведении пассивного эксперимента предусматривается измерение только выбранных показателей (переменных, параметров) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование. Например, наблюдение: за числом заболеваний вообще или какой-либо определенной болезнью; за работоспособностью определенной группы лиц; за числом дорожно-транспортных происшествий т.п.
Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и контролирует вход и выход исследуемой системы.
Технологический эксперимент направлен на изучение элементов технологического процесса (продукции, оборудования, деятельности работников и т.п.) или процесса в целом.
Вычислительным экспериментом называют методологию и технологию исследований, основанных на применении прикладной математики и электронно-вычислительных машин как технической базы при использовании математических моделей.
В заключение отметим, что для проведения эксперимента любого типа необходимо:
сформулировать гипотезу, подлежащую проверке;
создать программы экспериментальных работ;
определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;
обеспечить условия для осуществления процедуры эксперимента;
разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента;
подготовить средства эксперимента (модели, установки, приборы, и т.п.);
обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом.
Методика и планирование эксперимента
Правильная разработка методики эксперимента имеет особое значение. Методика – это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования. Исследователь при выборе методики эксперимента должен удостовериться в ее практической пригодности.
В методике подробно разрабатывается процесс проведения эксперимента, составляется последовательность проведения наблюдений и операций измерений, детально описывается каждая операция в отдельности с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, обосновываются методы контроля качества операций, обеспечивающие при минимальном (установленном ранее) количестве измерений их заданную точность и высокую надежность.
Не менее важным разделом методики является выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Обработка данных сводится к систематизации всех цифр, классификации и анализу и результаты должны быть сведены в графики, формулы, таблицы. Все переменные должны быть оценены в единой системе единиц физических величин. Особое внимание в методике должно быть уделено математическим методам обработки и анализу данных.
На проведение любого эксперимента затрачивается большое количество ресурсов, производится множество наблюдений и измерений. Иногда может оказаться, что выполнено много лишнего и ненужного. Чаще это вызвано тем, что экспериментатор нечетко обосновал цель и задачи эксперимента. Поэтому важно, прежде чем приступать к проведению эксперимента, правильно и четко разработать его методологию.
Например, методология математической теории эксперимента включает такие этапы, как разработка плана-программы; оценка измерений и выбор средств для проведения эксперимента; математическое планирование эксперимента с одновременным проведением эксперимента; обработка и анализ полученных данных.
Таким образом, методика эксперимента – это система различных способов или приемов для последовательного и наиболее эффективного осуществления эксперимента.
Каждый экспериментатор должен составить план или программу проведения эксперимента, который включает:
постановку цели и задач эксперимента;
обоснование объема эксперимента, числа опытов;
выбор варьируемых факторов;
определение последовательности изменения факторов;
порядок реализации опытов;
выбор шага изменения факторов, задание интервалов между будущими экспериментальными точками;
описание проведения эксперимента;
обоснование средств измерений;
обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.
Кроме перечисленных выше пунктов план эксперимента включает: наименование темы исследования; рабочую гипотезу, методику эксперимента, перечень необходимых материалов, приборов, установок; список исполнителей, календарный план и смету.
Таким образом, проведение эксперимента – это важнейший и наиболее трудоемкий этап, при его выполнении очень важна последовательность проведения опыта. После установления объема эксперимента составляют перечень средств измерений, материалов, список исполнителей, календарный план и смету расходов.
Этапы планирования эксперимента:
сбор и анализ собранной информации;
выбор входных и выходных переменных, области экспериментирования;
выбор математической модели, при помощи которой будут представляться экспериментальные данные;
план эксперимента и выбор критерия оптимальности;
проведение анализа данных и определение метода;
проведение эксперимента;
проверка статических предпосылок для полученных экспериментальных данных;
обработка полученных результатов;
интерпретация и рекомендации по использованию полученных результатов.