Германия. Зимняя сказка»(1844)

История создания поэмы.

В основу путешествия, описанного в поэме, положена поездка поэта в Германию, в город Гамбург, в котором жила его мать. Форма дневника путешествия предоставляла ему возможность высказываться по многим вопросам. Подзаголовок поэмы имеет двойное значение: а) прямое – действие происходит зимой; б) аллегорическое – «зима» – известный образ в немецкой поэзии, указывающий на зимний сон, на погружение в спячку. Такой видится Поэту современная Германия.

Главные проблемы в поэме:

- социальная – рассуждения о Прошлом, Настоящем и Будущем Германии;

- нравственная – проблема Поэта, его места в современном обществе;

- литературная – поиски новых форм изображения. Так, например, Гейне широко использует в поэме излюбленный им мотив «сна», который предоставляет ему возможность изображать через сновидения героев различные ситуации. В поэме мы видим сочетание реалистических и романтических приемов, использование большого количества символов, иносказаний, ассоциаций, аллюзий и т.д.

Содержание поэмы - это ряд эпизодов, имеющих символическое или аллегорическое значение. В них раскрывается проблематика поэмы.

Прошлое и Настоящее Германии – это филистерство, раздробленность страны, разложение церкви, продажность прессы, национализм и многие другие проблемы. Каждая из них представляется в отдельном эпизоде.

Отрицательное отношение Поэта к монархии показано в эпизоде, повествующем об условной встрече во сне со средневековым императором Барбароссой.

Имя Барбароссы было необычайно популярно у немцев, мечтавших не только о сохранении , но и о расширении границ Германии. Поэт дважды обращается к истории Барбароссы. В первый раз он представляет его как героя на основе своих детских воспоминаний. В этом эпизоде Барбаросса предстает перед нами как истинный герой: описан его дворец в пещере Кифгайзер, в которой, якобы, Барбаросса вместе со своими воинами ожидает своего часа:

В четвертом – сам император сидит,

Сидит он века за веками

На каменном троне, о каменный стол

Двумя опираясь руками.

И огненно-рыжая борода

Свободно до полу вьется.

То сдвинет он брови, то вдруг подмигнет,

Не знаешь, сердит иль смеется.

Во втором эпизоде Барбаросса изображен уже как капризный и немощный старик, символизирующий отживающий век: «На кой черт нам кайзер!»

Между поэтом и императором завязывается разговор о том, что творится в мире. Возмущение императора вызывает рассказ поэта о том, что такое гильотина:

Ты будешь пристегнут к большой доске,

Наши рекомендации