Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Цели, задачи и основные области психодиагностики детей дошкольного возраста. Проблемы адаптации психодиагностических методов к возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Технологии психодиагностической работы.

Психодиагностика познавательной сферы дошкольника. Диагностика умственного развития и общих способностей. Диагностика особенностей развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи в дошкольном возрасте. Психодиагностика интеллекта дошкольника.

Психодиагностика личностного развития ребенка дошкольного возраста. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности. Диагностика самооценки и уровня притязаний как формы проявления самосознания дошкольников. Диагностика индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста. Диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника. Диагностика межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. Диагностика детско-родительских отношений и взаимодействия ребенка и родителей.

Методы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.

Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Подходы к оценке готовности ребенка к школе: системный, комплексный и эклектичный. Различные классификации компонентов школьной готовности. Методы и методики определения готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее часто используемые диагностические процедуры. Психодиагностические комплексы готовности к школьному обучению.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

Критерии определения понятия «девиантное поведение». Единство социального и биологического в детерминации девиантного поведения личности. Подходы к оценке поведенческой нормы и девиаций. Причины девиантного поведения: характеристика макро- и микросоциальных факторов, способствующих его возникновению. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.

Типология девиантного поведения.

Основные типы девиантного поведения. Определение аддиктивного поведения. Аддикция, аддиктивное поведение, аддиктивное состояние. Виды аддикций. Факторы и условия формирования аддиктивного поведения. Риски перехода аддиктивного поведения в наркологическое заболевание. Агрессивное поведение: основные понятия, место в структуре девиантного поведения. Теории агрессивного поведения. Делинквентное поведение: основные понятия. Факторы и условия формирования делинквентного поведения. Мотивация правонарушений. Суицидальное поведение: определение, структура, типы. Основные концепции формирования суицидального поведения. Формы и динамика суицидального поведения. Отклонения в сексуальном поведении. Факторы девиантного сексуального поведения. Сексуальные девиации и их классификация.

Проявление девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере развития ребенка дошкольного возраста. Особенности формирования личности дошкольника в неблагополучной семейной ситуации. Отклонения в психическом развитии дошкольника. Деформация личности ребенка. Психический инфантилизм. Синдром дефицита внимания, гипердинамичность, гиподинамичность. Виды детских неврозов. Страхи и тревога как проявление личностного неблагополучия детей дошкольного возраста. Проблемы формирования личности дошкольника с отклонениями в поведении. Лживость и воровство в дошкольном возрасте. Психологические особенности проявления девиантного поведения у детей дошкольного возраста (причины, факторы, мотивация).

Наши рекомендации