Психология как наука о психике.

Психология

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Общие основы психологии  
Тема 1.1. Особенности психологии как науки.
Тема 1.2.Деятельность как способ существования.
Тема 1.3.Человек как индивид.
Тема 1.4.Человек как субъект, личность и индивидуальность.
Тема 1.5.Эмоционально-волевая организация деятельности
Тема 1.6.Познавательная деятельность.
Раздел 2.Возрастная и педагогическая психология.  
Тема 2.1.Основные закономерности психического развития
Тема 2.2.Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы.
Тема 2.3.Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Тема 2.4. Особенности психического развития младшего школьника.
Тема 2.5.Психические особенности развития подросткового и юношеского возраста.
Раздел 3.Особенности общения и группового поведения в дошкольном и школьном возрасте.  
Тема 3.1. Особенности общения взрослого с детьми разного возраста
Тема 3.2. Особенности общения детей со сверстниками
Тема 3.3.Группа как социально-психологический феномен.
Раздел 4. Психология девиантного поведения  
Тема 4.1. Психологические основы школьной и социальной дезадаптации.
Тема 4.2. Предупреждение дезадаптаций.
Тема 4.3. Сущность девиантного поведения
Тема 4.4. Способы профилактики девиантного поведения.
Раздел 5. Основы психологии творчества  
Тема 5.1. Методологические основы психологии творчества.
Тема 5.2. Творчество в деятельности личности.
Тема 5.3. Методы практической психологии творчества
Перечень практических работ
Рекомендуемая литература

Содержание лекций

Раздел 1. Общие основы психологии

Тема 1.1. Особенности психологии как науки

Слово психология введено в научный язык немецким учённым Х. Вольфом в 18 веке. Дословно означает учение «о душе».

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики.

Предмет психологии как науки является психика.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку способность отражать воздействие предметов и явлений окружающей действительности.

Основные задачи психологии:

  • Качественное изучение психических явлений;
  • Изучение физиологических механизмов в психике;
  • Внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей.

Основные этапы развития психологии:

  • Донаучный период:
    1. психология, как наука о душе (более 2-х лет тому назад наличием души пытались объяснить все непонятные для человека явления);
    2. психология как наука о сознании (возникает в 17 веке с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали – сознанием. Основным методом считали интроспекцию (наблюдение человека над самим собой и описание фактов).
  • Научный период:

3. психология, как наука, имеющая различные предметы исследования (возникает в конце 18 начало 19 веков – различные направления психологии);

психология как наука о психике.

Отрасли психологии:

  • Общая психология(изучает и описывает общие психологические закономерности);
  • Возрастная психология(исследует развитие психики человеку от рождения и до смерти);
  • Педагогическая психология(изучает влияние обучения, воспитания на развитие психики);
  • Психодиагностика(разрабатывает методы и средства выявления и измерения психических особенностей человека);
  • Медицинская;
  • Социальная;
  • Семейная;
  • Спортивная;
  • Парапсихология

Основные психологические теории:

1. Бихевиоризм (представители – Э. Торндайк, Д. Уотсон; сущность этой теории состоит в том, что личность рассматривается, как набор поведенческих реакций в ответ на ситуацию. Развитие человека происходит путём выбора правильных реакций на внешние стимулы);

2. Психоанализ (представители – З. Фрейд, К. Юнг; сущность заключается в том, что поведение человека определяется не только и несколько сознанием, сколько бессознательным);

3. Гештальтпсихология (представители – К. Кофка, К. Левин; сущность этой теории в том, что идеи целостности образа, свойство которого несводимо к сумме свойств элементов

Развитие отечественной психологии, так же как ими­ровой, первоначально осуществлялось в русле двух основ­ных направлений - философско-религиозного и естествен­но-научного. Первое направление восходит к идеям выдаю­щегося отечественного философа В. Соловьева. Представители этого направления - Н.Я. Грот, Г.И.Челпанов, Н.О. Лосский считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-эксперименталь­ного исследования человеческой психики. Его представи­тели - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сече­нов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов.Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основопо­ложником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предме­та психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного моз­га в соотношении с теми внешними раздражителями, ко­торые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались тео­рии физиологии высшей нервной деятельности.

Одним из важнейших направлений развития отечественной психологии явилась разработанная А.Н. Леонтьевымтеория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действитель­ностью, выражающее отношение человека к миру и способ­ствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятель­ности как такой, которая становится центральной, основ­ной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников явля­ется игра, а для младших школьников - учение.

В русле этого направления работали такие отечествен­ные психологи, как П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Методы психологии – способы получения фактов о изменении психики.

Классификация методов исследования( по Б.Г. Ананьеву):

· организационные:

1. сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых);

2. лангитюдный метод (систематическое изучение, развитие одних и тех же детей на протяжении длительного времени);

3. комплексный (связь нескольких наук, изучающие одну какую – либо тему).

· Эмпирические методы:

Наши рекомендации