Период новорожденности - длится от момента рождения до 1-2 месяцев.
(Слайд 6: новорожденный на весах) Доношенным ребенок считается, если он рождается в 38-42 недели беременности, весит не менее 2,5 кг и его рост не меньше 45 см. Вес мозга новорожденного ребенка весит в 4-5 раз меньше мозга взрослого человека (Слайд 7: признаки доношенности)
Признаками доношенности ребенка являются: розовый цвет кожных покровов, волосяной покров располагается только на голове и плечиках, ногтевое ложе полностью заполнено ногтем, хорошо развитые безусловные рефлексы, т.к. ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. В первые дни у ребенка можно отметить группу функциональных рефлексов, необходимых для выживания.
(Слайд 8: врожденные рефлексы)
* защитный - если новорожденного положить на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону;
* зрачковый - при резком увеличение света зрачок сужается;
* мигательный - при мерцании света или дуновении воздуха малыш прищуривается или закрывает глаза;
* сосательный - при раздражении полости рта ребенок начинает сосать;
* поисковый - при прикосновении к щеке малыш поворачивает голову в сторону раздражителя и с открытым ртом ищет грудь.
(Слайд 9: медсестра заворачивает новорожденного). Именно эти жизненно важные врожденные реакции ребенка помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Если какие-либо из этих врожденных реакций отсутствуют, то врач может заподозрить отклонения в работе нервной системы, что в свою очередь может привести к отклонению в психическом развитии
Слух к моменту рождения хорошо развит, но малыш не дифференцирует звуки и первые две недели может не слышать из-за того, что ушная раковина наполнена околоплодной жидкостью. Зрение отстает от слуха: примерно месяц ребенок видит предметы в перевернутом виде и черно-белом свете.
(Слайд 10: любой предмет черно-белого изображения вниз головой)
Хорошо развит вкус (может дифференцировать горькое, сладкое, кислое, солёное уже к моменту рождения). Обоняние и осязание также хорошо развиты к моменту рождения.
(Слайд 11: новорожденный на руках завернутый в пеленках) С момента рождения начинается легочное дыхание, устанавливается внеутробное кровообращение, зародышевые пути циркуляции крови подвергаются обратному развитию, начинает функционировать кишечник и другие системы организма. Терморегуляция организма еще отсутствует. Единственное, что может ребенок, - это принять внутриутробную позу, т.е. поджать ножки и прижать к себе ручки, и этим уменьшить площадь теплообмена.
Таким образом, в этот период все основные функции организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия.
Психологические особенности новорожденного. Кризис новорожденности.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, т.к. у него нет ни одной формы поведения, все складывается при жизни и в этом ему должны в первую очередь помочь окружающие его взрослые – мама и папа. Именно наличие небольшого количества врожденных рефлексов обеспечивает огромный потенциал в приобретении ребенком разнообразных новых форм поведения.
(Слайд 12: психологические особенности) В момент родов, пишет Л.С, Выготский, ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. Потому что в основных жизненных функциях ребенок остается еще долго не самостоятельным существом. Жизнедеятельность и само существование ребенка в тот период дают основание Л.С. Выготскому говорить о периоде новорожденности как особом возрастном этапе, «обладающем всеми отличительными чертами критического возраста».
Самую главную особенность данного возрастного периода Л.С. Выготский видит в своеобразии социальной ситуации развития. Эта ситуация, создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А поэтому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием.
С самого момента рождения возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация должна установиться. Единство матери и ребенка должно появиться. То единство, которое существует с самого начала рождения, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, ее пока еще нет.
(Слайд 13: спящий ребенок) Ребенок 80% времени суток спит. Сон носит полифункциональный характер, потому что не смещен на ночное время суток. Ребенок спит полубодрствуя. 20% времени ребенок бодрствует, но само бодрствование пока носит полудремный характер. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания – со временем период бодрствования начинает совпадать с моментами кормления это формирование первых условных рефлексов.
Движения новорожденного еще нельзя назвать движения в собственном смысле слова. Это скорее физиологическое расправление двигательных органов. Новорожденный во многом еще подкорковое существо, да и сама подкорка пока еще не организована. Все находится в состоянии негармоничном; поведения в собственном смысле слова пока еще нет.
(Слайд 14: характеристики психической жизни)
К характеристикам психической жизни ребенка Л.С. Выготский относит: