А.Н.Леонтьев - Деятельный подход.

В теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979), развившего идеи Льва Семеновича Выгодского (1896-1934) и Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960), личность рассматри­вается как продукт социально-общественного развития; в качестве же реального базиса ее выступает совокупность общественных от­ношений человека, реализуемых его деятельностью.

В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также пе­реход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект—объект". Через дея­тельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отноше­нию к другим людям — как личность.

Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации. Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное взаимо­действие, существует и обратный процесс порождения внешней деятельности на основе составления ее во внутреннем плане — это процесс экстериоризации. Сами эти переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение.

Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, которая имеет строение, свои внутренние переходы и пре­вращения, свое развитие. Деятельность — это специфически чело­веческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая по­требностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Понятно, что деятельность человека вытекает из его потребнос­тей и вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности. Мотивом называется предмет потребности или, дру­гими словами, мотив — это опредмеченная потребность. Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т.е. приво­дят к образованию осознанных целей.

Наряду с классом осознанных мотивов существуют мотивы, ко­торые актуально могут не осознаваться. Однако они также представ­лены в сознании, но в особой форме — это личностные смыслы и эмоции. Личностный смысл определяется как переживание повы­шенной субъективной значимости предмета или явления, оказав­шихся в поле действия ведущего мотива. Это понятие исторически связано с представлениями Л.C. Выгодскогоо динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих един­ство аффективных и интеллектуальных процессов. По своей функ­ции личностный смысл делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств или действий, но это "инфор­мирование" чаще осуществляется в эмоционально-чувственной форме. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии — задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую за­дачу — на сокрытие смысла, и прежде всего от самого себя. Это сокрытие и лежит за защитными механизма­ми, поэтому для их объяснения нет нужды привлекать понятия конф­ликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Прояв­ления личности, которые обнаруживаются в проективных тестах, также могут быть поняты в терминах личностных смыслов и соответ­ствующей деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов. Аналогично эмоции возникают лишь по поводу таких со­бытий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это "что-то" каким-то образом зат­рагивает его мотив. Эмоции ревалентны деятельности, а не реализу­ющим ее действиям и операциям. Поэтому одни и те же операции, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать противо­положную эмоциональную окраску.

Полимотивация человеческой деятельности — типичное явле­ние. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личност­ный смысл (смыслообразующие мотивы), другие (мотивы-стиму­лы), сосуществующие с первыми, играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных). Распределение фун­кций смыслообразования и побуждения между мотивами одной де­ятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, отношения иерархии мотивов.

Следует отметить, что в ходе самой деятельности могут образо­вываться новые мотивы. В теории деятельности изучается механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуще­ствлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоя­тельную побудительную силу, т.е. становится мотивом. Важно под­черкнуть, что это происходит только при накоплении положительных эмоций, связанных с достижением этой цели. Только тогда новый мотив входит в систему мотивов на правах одного из них.

Деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких "слоев" или уровней: уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности), уровень действий (процесс, направленный на достижение осознаваемого результата), уровень операций (способы, приемы действия, техническая сторона дей­ствий) и уровень психофизиологических функций (физиологическое обеспечение психических процессов).

Структура личности по Б.Г.Ананьеву

Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Ограничение социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов.

Структура лично­сти, оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения. Структура личности является продуктом развития человека. Из множества социальных ролей, установок, цен­ностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредствованные социальными свой­ствами личности, но сами относящиеся к биофизиологиче­ским характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.). Структура личности включает структуру ин­дивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедея­тельности и поведения комплексов органических свойств. Эту связь нельзя, конечно, понимать упрощенно как прямую корреляционную зависимость структуры личности от сомати­ческой конституции, типа нервной системы и т. д.

В теории личности часто недооценивалось значение интеллекта в структуре личности. В теории интеллекта слабо учи­тываются социальные и психологические характеристики лич­ности, опосредствующие ее интеллектуальные функции. Это взаимообособление личности и интеллекта представляется нам противоречащим реальному развитию человека, при ко­тором социальные функции, общественное поведение и моти­вации всегда связаны с процессом отражения человеком окру­жающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя. Поэтому интеллектуальный фактор и оказыва­ется столь важным для структуры личности...

Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психи­ческих процессов, уровень подготовленности или опыт лич­ности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, од­нако, всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и инте­ресами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетически­ми качествами.

Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное по­печение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности.

На любом уровне и при любой сложности поведения лич­ности существует взаимозависимость между: а) информаци­ей о людях и межличностных отношениях; б) коммуникаци­ей и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. По­ведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных соци­альных структурах.

Нам представляется по­нимание личности как субъекта поведения, посредством кото­рого реализуется потребность в определенных объектах и опре­деленных ситуациях. Организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интере­сами, всей мотивацией поведения личности.

В реальном процессе поведения взаимодействуют все «бло­ки» коррелируемых функций (от сенсомоторных и вербально-логических до нейрогуморальных и метаболических). При любом типе корреляции в той или иной степени изменяется человек в целом как личность и как индивид (организм). Од­нако сохранению целостности организма и личности способ­ствуют только те коррелятивные связи, которые соответству­ют объективным условиям существования человека в данной социальной и природной среде.

Однако структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординацион­ному, или иерархическому, при котором более сложные и бо­лее общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд сте­пеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относитель­ную автономию каждого из них. Рассмотренные выше явле­ния интеллектуального напряжения развиваются именно по координационному тину, подобно системе ценностных ориен­тации, социальных установок, форм поведения, представлен­ной в структуре личности сложным комплексом свойств

А.А. Бодалев.

Общение следует рассматривать в качестве специфической фор­мы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на фор­мирование личности, ее содержательных и формальных характерис­тик, психических процессов, свойств и состояний. А.А. Бодалевым особо подчеркивается недостаточность традиционного подхо­да к исследованию роли в формировании личности лишь одной предметно-практической деятельности.

Обязательным компонентом общения является гностический компонент — познание людьми друг друга в совместной жизни и деятельности. Способность к общению складывается из умения разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на состояние и поведение окружаю­щих, умения выбора способа обращения с окружающими, адек­ватного с точки зрения как общественной морали, так и индивиду­альных особенностей человека. Качество этих характеристик социальной перцепции повышается с накоплением и обобщением опыта общения.

Различают следующие уровни общения: дефиниция — обще­ние, не сопровождающееся эмоциональной реакцией; идентифи­кация — принятие на себя роли другого, отождествление с ним; эмпатия — сопереживание.

3. Теории личности в трудах зарубежных ученных:

Наши рекомендации