Формы и критерии оценивания успеваемости студентов
Экспериментальная психология».
Завед. лабораторией психофизиологии и эксперимент. психологии, доцент кафедры общей психологии, канд. психол. н. А.В. Фефилов.
Основные требования к уровню подготовки специалиста по специальности 020400 «Психология».
Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
На основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи.
Участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.
Владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека. Предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях…
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению, и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
Диагностическую и коррекционную,
Экспертную,
Учебно-воспитательную,
Научно-исследовательскую,
Культурно-просветительную.
Содержание УМКД.
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 3
Назначение, цели и задачи учебного курса 3
Учебный план курса 4
Краткое содержание теоретических занятий 6
Примерные учебные задания 8
Методические рекомендации студентам по изучению курса 11
Методические рекомендации преподавателям по проведению занятий и организации самостоятельной учебной деятельности студентов 11
Формы и критерии оценивания успеваемости студентов 13
Вопросы к контрольным работам 15
Тестовые задания для экзамена 17
Вопросы к устному экзамену 21
Список основной и дополнител. литературы 23-25
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология», дисциплине
Пояснительная записка.
Курс «Экспериментальная психология» входит в программу обучения психологов третьего-четвертого годов обучения заочной формы как обязательный федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин.
Программа курса прежде всего учитывает «Общие требования к содержанию образования» (Статья 14, глава 2 закона РФ «Об образовании», по состоянию на 15.03.2007), соответствует государственным образовательным стандартам примерных образовательных программ, ОПД.Ф.03., требованиям по общепрофессиональным дисциплинам. При составлении программы курса учтены основные положения работ, рекомендуемых в числе основных учебных пособий по данному предмету:
1 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
2 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
3 Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. М., 2005.
Программа и сам курс преследуют цель ознакомить студентов с основами экспериментальной психологии.
Задачи: освоить стратегии планирования и проведения психологических экспериментов, конкретные методы отбора и распределения испытуемых, способы контроля побочных переменных и навыки статистического решения.
Автор обеспечивает процесс овладения студентами основами различных подходов и теоретических концепций науки, самостоятельное выделение проблем и формулирование запрос к средствам изучения – формам исследований, диагностическим процедурам, конкретным методикам. Развиваемый подход предполагает овладение студентами конкретными психофизиологическими и психофизическими методами и планированием экспериментов, в том числе в лаборатории с привлечением сложной аппаратуры.
Курс включает в себя лекционные и практические (лабор.) занятия.
Объем курса:
162 час. Самостоятельная работа, 18 час. Аудиторная, в т.ч. 8 час. лекционных и по 10 час. практичес. (по подгруппам).
Итого: 180 часов включая консультации, и экзамен.
Учебный план курса:
Темы лекционных занятий: | Продолж, часов | |
1. | Предмет изучения, основные термины и понятия. Области науки. | 0,5 час |
2. | Гипотезы в исследованиях, целесообразность, их виды, классификации | 0,5 час |
Понятие «безупречного эксперимента», его виды и практическое значение. Планирование эксперимента, цель и формы планирования. Отчет об эксперименте, цель и формы отчета. | 0,5 час | |
Внутренняя валидность исследования, критерии оценки, факторы, угрожающие внутренней валидности. | 0,5 час | |
Внешняя валидность исследования, критерии оценки, факторы, угрожающие внешней валидности. | 0,5 час | |
«Корреляционные» планы, исследования «ex - post - facto», их отличия от плана «безупречного эксперимента». | 0,5 час | |
«Доэкспериментальные» и «квазиэкспериментальные» планы исследований, их отличия от плана «безупречного эксперимента». | 0,5 час | |
Явления «Систематического» и «Несистематического» смешения экспериментальных переменных, примеры их влияния на валидность, способы борьбы с ними. | 0,5 час | |
Эффекты «Симметричного» («однородного») и «Несимметричного» («неоднородного») переноса в экспериментах на одной группе испытуемых, примеры их влияния на валидность. | 1,5 | |
Основные схемы позиционного уравнивания переменных в экспериментах на одной группе испытуемых, ограничения их использования. | 0,5 час | |
Причины межиндивидуальных различий и внутрииндивидуальных изменений, (в исследованиях с межгрупповым сравнением). Методы распределения испытуемых в группы: стратегии случайного распределения слоев и случайного послойного отбора. | 0,5 час | |
Виды количественного представления и первичной обработки результатов в научных исследованиях и в тестах. | 0,33 час | |
Шкалы интервалов, «квазиинтервалов», особенности «точки отсчета», их отличия от «слабых» шкал, примеры, области применения. | 0,33 час | |
Шкалы отношений, «квазиотношений», особенности «точки отсчета», их отличия от «слабых» шкал, примеры, области применения. | 0,33 час | |
Виды преобразования шкал (количественных переменных), примеры применения в научных исследованиях и в тестах. | 0,33час | |
Экспериментальные гипотезы об абсолютно-абсолютных, абсолютно-относительных, относительно-относительных, относительно-абсолютных сопостав-лениях, области применения, примеры. | 0,33 час | |
«Нуль- гипотеза», «Значимость различий и корреляций». Правило статистического решения. Практическая польза от проверки на значимость. | 0,33 час | |
Альфа- и бета- уровни, ошибки разного рода при отвержении- неотвержении «Нуль-гипотезы». | 0,5 час | |
Итого лекционных | 8 час. |
Темы практических (лаборатор.) занятий: | Продол., час., по подгруппам | |
1. | Проведение лабораторного исследования психофизиологическ. состояния, в т. ч. тестирование цветопредпочтений и регистрация кожно- гальванической реакции с помощью «Активациометра», до и после восприятия музыки (умственной нагрузки) различных видов. | |
2. | Проведение лабораторного исследования межполушарной асимметрии, в т. ч. тестирование ведущей руки и регистрация кожно- гальванической реакции с помощью «Активациометра», до и после восприятия музыки (умственной нагрузки) различных видов (с вычислением коэффициента асимметрии). | |
Анализ динамики психофизиологических показателей по данным тестов и измерения КГР, вычисление значимости изменений и принятие или отвержение экспериментальной гипотезы. | ||
Экспериментальная психофизика процессов ощущения и восприятия (Г. Фехнер, Л. Терстоун, С. Стивенс, Ч.А. Измайлов, Т.А. Ратанова): | ||
Проблемы психофизиологии функциональных и эмоциональных состояний в исследованиях межполушарных отношений (Р. Дэвидсон и Н. Фокс, Т.А. Доброхотова и Н. Брагина, П.В. Симонов): | ||
Проблемы психологии и психофизиологии интеллектуальных процессов в исследованиях с применением тестов на время реакции, анализа ЭЭГ и «Вызванных потенциалов» (А. Дженсен, Дж. Эртл, Г.Ю. Айзенк, Э. Хендриксон): | ||
Проблемы психологии и психофизиологии «здоровья и спорта» на пересечении изучения функциональных и эмоциональных состояний и анализа ритмов и их фаз (М. Люшер, Ю. Ашофф, Э. Вайцман, Л. Лэмберг): | ||
Итого практических (лабораторных) : | 10 час. |
Краткое содержание некоторых теоретических занятий.
1. Предмет изучения, основные термины и понятия. |
2. Понятие о безупречном, идеальном, бесконечном и реальном видах эксперимента. Этапы планирования эксперимента, цель и формы планирования. Требования к отчету об исследовании, цель и формы отчета. |
3. Гипотезы в эксперименте. Их классификации: экспериментальные, конкурирующие, нуль-гипотезы, предположения о существовании явления, о связи переменных и о причинно-следственных отношениях переменных. Деление гипотез по видам шкал переменных. |
4. Понятия «внутренняя валидность» и «внешняя валидность», их отличие от аналогичных понятий в психодиагностике. Критерии их оценки, факторы, угрожающие этим видам валидности, и способы их контроля. |
5. Корреляционные исследования, «доэкспериментальные» планы и «ex-post-facto», их отличия от планов реального эксперимента, области науки и целесообразность их применения. |
6. Квазиэкспериментальные и экспериментальные планы, их различия, области науки и целесообразность их применения. |
7. Способы первичного контроля, повышающие внутреннюю валидность, в экспериментах на одной и нескольких группах испытуемых, с одно- и многократным тестированием. Сравнение показателей разных групп и тестирований как основное средство повышения валидности. |
8. Схемы последовательных экспериментов (на одной группе). Оценки их валидности. |
9. Эффекты симметричного (однородного) и асимметричного (неоднородного) переноса, способы борьбы с ними. Схемы с позиционным кросс – индивидуальным уравниванием в многоуровневых экспериментах (схема случайного чередования, «латинский» и «сбалансированный» квадраты). |
10. Эксперименты на представительных выборках, с межгрупповым сравнением. Их положительные и отрицательные стороны |
11. Явления «систематического» и «несистематического» смешения, изменчивости переменных. Их влияние на валидность экспериментов с межгрупповым сравнением |
12. Способы борьбы с явлениями «систематического» и «несистематического» смешения. Стратегии отбора и распределения групп: в том числе случайная, попарного распределения, случайного распределения слоев и случайного послойного отбора. Оценки валидности этих схем эксперимента |
13. Многоуровневые эксперименты, целесообразность их применения |
14. Виды шкал в психологии, «слабые» и «сильные» шкалы, сферы их применения. Проблема количественного представления данных в исследовании (в том ч. проективном). Процедуры преобразования шкал переменных и их целесообразность. |
15. Экспериментальные гипотезы об абсолютных и относительных сопоставлениях. Зависимость валидности исследования от вида используемых шкал и проверяемых гипотез. |
16. Понятия «Нуль – гипотеза», «значимость различий и корреляций». Правило статистического решения. Критерии доказательств значимости различий и корреляций в разных шкалах. |
17. Альфа – уровень, бета – уровень. Возможные ошибки при отвержении нуль – гипотезы. Практическая польза от проверки на значимость различий и корреляций. Возможные выводы по результатам этой проверки, особенности интерпретации результатов. |
Примерные Учебные задания:
1) Освоение методов регистрации физиологических функций в психологических исследованиях.
2) Знакомство с традициями использования физиологических показателей в психологических исследованиях для решения практических задач.
Учебные задания настоящей темы не входят в обязательный программный минимум и могут быть рекомендованы преподавателю, проводящему занятия со студентами отдельных специализаций. Выбор конкретного метода исследования осуществляется преподавателем и поэтому не регламентируется. Возможность свободного выбор учебного задания обеспечивается использованием универсальных биоусилителей и специальной компьютерной системы (“CONAN –2.0”) для регистрации и анализа биопотенциалов.
Занятие 1. Обсуждение рекомендованной литературы. Знакомство с методами регистрации физиологических функций. Обсуждение проблемы области допустимых применений физиологических реакций в психологических исследованиях. Знакомство с имеющимся техническим и методическим оснащением.
Занятие 2. Планирование исследования: обсуждение конкретной психологической методики, требующей использования регистрации и анализа физиологических функций; формирование экспериментальной группы. Проведение предварительных проб, измерений, отладка методики.
Учебные занятия. Отработка учебного задания в лаборатории психофизиологии. Обсуждение конкретных результатов и содержательных проблем психофизиологического эксперимента.
Состав преподавателей: в проведении учебных задании участвуют преподаватели, имеющие опыт практической работы с психофизиологическими методами.
Техническое обеспечение: студентам предоставляется возможность зарегистрировать с помощью приборов “Активациометр” и системы комплексного психофизиологического обследования "CONAN 2.0" различные физиологические параметры и реакции: кожно-гальваническую реакцию (КГР), миограмму (ЭМГ), частоту сердечных сокращений (ЧСС) и ритмограмму по ЭКГ, периодограмму дыхания, энцефалограмму (ЭЭГ). При проведении эксперимента обеспечивается синхронизации регистрации физиологических функций с реакциями испытуемого и отметками экспериментатора.
Примеры учебно-исследовательских заданий:
(более подробно смотр. в пособии Баранова А.А. и Фефилова А.В. «Дифференциальная психология личности», УдГУ):
Часть 1. Аппаратурные методы.
1. Определение значений “общей активации” человека и межполушарной асимметрии на “активационном” уровне.
2. Исследование изменений “общей активации” и межполушарной асимметрии на “активационном” уровне в процессе определенной мыслительной деятельности.
3. Определение уравновешенности нервных процессов на “эмоционально-мотивационном” уровне (“Внешний баланс”, Е.П. Ильин).
4. Определение уровня подвижности процессов возбуждения и торможения на эмоционально-мотивационном уровне (Е.П. Ильин).
5. Определение уравновешенности нервных процессов на эмоционально-мотивационном уровне (“Внутренний баланс”, Е.П. Ильин).
6. Определение работоспособности нервной системы на “моторном” уровне с помощью “теппинг-теста” (Е.П. Ильин).
7. Определение значения межполушарной асимметрии на “моторном” уровне.
8. Определение значения межполушарной асимметрии на “аудиоперцептивном” уровне (методом Кимуры).
Часть 2. Не-аппаратурные психофизиологические методы.
9. Определение значения пластичности на “моторном” уровне с помощью метода Лачинса.
Часть 2. Тестовые методы.
10. Исследование структуры темперамента при помощи опросника Я. Стреляу.
11. Изучение формально-динамических свойств индивидуальности: ОФДСИ В.М. Русалова.
Часть 3. Проективные методы.
12. Исследование устойчивых индивидуальных свойств, ситуативных психических состояний и межличностных отношений (на невербальном уровне) методом цветовых выборов (МЦВ) М. Люшера и его модификациями.
Техническое обеспечение практических и лабораторных занятий:
Студентам предоставляется возможность зарегистрировать с помощью приборов “Активациометр” и системы комплексного психофизиологического обследования "CONAN 2.0" различные физиологические параметры и реакции: кожно-гальваническую реакцию (КГР), миограмму (ЭМГ), частоту сердечных сокращений (ЧСС) и ритмограмму по ЭКГ. При проведении эксперимента обеспечивается синхронизации регистрации физиологических функций с реакциями испытуемого и отметками экспериментатора.
Примечание: при необходимости (например, если подобное уже было) лабораторные задания могут заменяться или модифицироваться.
Методические рекомендации преподавателям по проведению занятий и организации самостоятельной учебной деятельности студентов.
Преподавание учебной дисциплины, как и содержание самой рабочей программы и УМКД, должно прежде всего соответствовать «Общим требованиям к содержанию образования» (Статья 14, глава 2, Закон РФ «Об образовании»), государственным образовательным стандартам примерных образовательных программ, (требованиям по общепрофессиональным дисциплинам). Принимаются во внимание сборники программ общих и специальных дисциплин, учебники и монографии, написанные авторитетными на данный момент в науке и образовании авторами.
Общей целью преподавания учебной дисциплины является формирование и закрепление знаний специальной терминологии, представлений об основных парадигмах, законах и закономерностях, освоение необходимой части методов науки. В обозначенных пределах автор обеспечивает процесс овладения студентами основами различных подходов и теоретических концепций науки, самостоятельное выделение проблем и формулирование запрос к средствам изучения – формам исследований, диагностическим процедурам, конкретным методикам. Развиваемый подход предполагает овладение студентами конкретными научными методами, в т.ч. планирования и проведения экспериментов с привлечением сложной аппаратуры.
Вместе с тем, для более эффективного процесса обучения и повышения учебной мотивации студентов преподаватель не должен слепо руководствоваться темами, содержанием и продолжительностью занятий и контрольными и тестовыми вопросами, указанных(ми) в учебной программе и УМКД. Ему следует активно учитывать свой опыт преподавания подобных дисциплин, логику изложения материала в новых книгах по предмету. Также он может опираться на свою интуицию, особенно в вопросах налаживания взаимодействия со студентами на лекционных и семинарских занятиях и при оценивании знаний и активности студентов во время выставления оценок.
Для оптимизации самостоятельной работы студентов, прежде всего на первых занятиях, рекомендуется выдавать им хотя бы примерные планы занятий на 2 (4) месяца, со списками основной и дополнительной литературы. Также можно проводить консультации по особенностям чтения научных книг и статей, сообщать о возможности получения некоторой важной и дефицитной литературы у самого преподавателя или в иных доступных местах.
Формы и критерии оценивания успеваемости студентов.
Можно считать полезным и даже необходимым оценивать знания студентов не только по отношению к какому-либо формальному критерию, но и по отношению к знаниям и активности студентов-одногруппников (своеобразный рейтинг успеваемости), а также и к исходно существовавшим у каждого студента, до начала учебного курса, уровням знаний. Последняя оценка может стать особенно важной, т.к. она позволяет учитывать индивидуальную динамику развития студентов, наличие и величину прогресса в учебной деятельности!
Используются как стандартные ситуации и критерии оценивания работы (посещаемость, выступления и доклады на практических занятиях, написание контрольных и тестовых заданий, участие в выполнении экспериментов и лабораторных, устный экзамен), так и модифицированные, на основе которых производится балльно-рейтинговая система оценивания.
На основании вышеперечисленных форм оценивания от 2 до 4 раз в семестр, вне зависимости от или параллельно аттестации, выводятся оценки успеваемости (индивидуальные рейтинги) студентов в каждой подгруппе отдельно. Таким образом, студенты имеют возможность получить обратную связь для коррекции не только после контрольных и тестовых работ, но и регулярно на протяжении всего семестра.
Для повышения учебной мотивации студентов им может сообщаться, что по результатам работы в семестре и промежуточного тестирования лучшие из них смогут сдать экзамен по упрощенной форме (например, в виде защиты или обсуждения реферата, или полученных в эксперименте результатов), например, до 3-4 студентов из каждой подгруппы, а еще несколько, в случае неоднозначности предварительной оценки, могут получить определенное повышение балла, например, также до 3-4 студентов из подгруппы.