Описание балльно-рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая (стобалльная) система, привязанная к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. Суммарный балл по результатам текущего и промежуточного контроля формирует итоговый рейтинг успеваемости студента.

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов в экзаменационную (аттестационную) ведомость и зачетную книжку студента выставляются следующие отметки:

86—100 баллов — отлично;

73—85 баллов — хорошо;

59—72 баллов — удовлетворительно;

менее 59 баллов — неудовлетворительно (в зачетную книжку не выставляется).

Если же к моменту проведения аттестационного мероприятия студент не набрал необходимое количество баллов по данной дисциплине или не согласен с оценкой, выставляемой по итогам работы в течение семестра, то оценка по дисциплине ставится по результатам устного экзамена.

ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Формами текущей аттестации на протяжении семестра являются:

1) терминологический диктант (на каждом практическом занятии);

2) самостоятельная работа по языковому анализу конкретных примеров (после изучения некоторых тем).

Формы промежуточной аттестациив течение семестра:

1) индивидуальная контрольная работа (по прохождении модуля);

2) тестирование (по прохождении модуля).

Формы итоговой аттестации по окончании семестра:

1) семестровая работа (в конце семестра);

2) сдача устного экзамена.

Максимальное количество баллов, выставляемых за практические занятия и контрольные мероприятия.

Вид работы max кол-во баллов
Работа на практическом занятии (18 занятий в семестре) 0,5 (за одно занятие)
Терминологический диктант (на каждом занятии — всего 18 занятий) 0,5 (за один диктант)
Самостоятельная работа (по окончании темы — всего 4 в семестре) 5 (за одну работу)
Индивидуальная контрольная работа (по прохождении модуля — всего 3 в семестре) 9 (за одну работу)
Тестирование (по прохождении модуля — всего 3 в семестре) 5 (за один тест)
Семестровая работа (в конце семестра — всего 1 в семестре)
  Всего:

Максимальное количество баллов по контрольным мероприятиям выставляется в том случае, если работы были выполнены вовремя. Приведенное в таблице максимальное количество баллов может варьироваться. Итоговое максимальное количество баллов по дисциплине подсчитывается в конце семестра по факту проведенных практических занятий, самостоятельных работ, тестирований, индивидуальных контрольных работ, семестровой работы.

Экзамен является формой итогового контроля в семестре. Студент проходит экзаменационное испытание, если к итоговой аттестации не набрал необходимое или достаточное для него количество баллов.

Форма проведения экзамена — устно по билетам.

На подготовку устного ответа и выполнение практического задания отводится 60 минут.

Устный экзамен включает: 1) ответ на экзаменационный билет, содержащий 2 вопроса, и 2) выполнение задания карточки.

Методика оценивания итогового контроля по дисциплине (экзамен)

Максимальная оценка за ответ на устный вопрос билета — отлично.

При оценивании ответа на устный вопрос используется следующая система оценок:

Отлично — вопрос раскрыт полностью, все положения правила систематизированы и проиллюстрированы примерами;

Хорошо — вопрос раскрыт полностью, все положения правила систематизированы, но имеются ошибки в подборе примеров;

Удовлетворительно — вопрос раскрыт достаточно полно, но имеются отдельные ошибки в систематизации положений правила и имеются ошибки в подборе примеров;

Неудовлетворительно — ответ не является логически законченным и обоснованным, имеются существенные ошибки в систематизации положений правила, отсутствуют примеры.

Максимальная оценка за выполнение практического задания на экзамене — отлично.

При оценке практического задания на экзамене используется следующая система:

Отлично — задания выполнены верно, допускается 1 негрубая ошибка;

Хорошо — при выполнении заданий допущены 1—3 ошибки;

Удовлетворительно — при выполнении заданий допущено от 4 до 8 ошибок;

Неудовлетворительно — при выполнении заданий допущено 9—14 ошибок.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

II семестр. Раздел «Фонетика. Лексикология и фразеология»

1. Современный русский язык как научная и учебная дисциплина. Разделы науки о языке. Цель и задачи курса.

2. Социально-функциональная дифференциация русского национального языка. Литературный язык, территориальные и социальные диалекты, просторечие.

3. Фонетика как раздел языкознания, её предмет, цель и задачи. Основные фонетические единицы.

4. Система гласных звуков (вокализм), их классификация.

5. Система согласных звуков (консонантизм), их классификация.

6. Фонетические законы в области гласных звуков.

7. Фонетические законы в области согласных звуков.

8. Понятие чередования. Позиционные и исторические чередования гласных и согласных звуков.

9. Слог. Типы слогов. Основной закон слогообразования и слогоделения в русском языке.

10. Русское словесное ударение, его признаки и функции.

11. фонемы. Соотношение понятий фонема и звук. Фонемный ряд.

12. Состав гласных и согласных фонем. Московская и Ленинградская фонологические школы.

13. Сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем.

14. Орфоэпия, её предмет и задачи. Основные нормы и правила современного русского литературного произношения.

15. Графика, её предмет и задачи. Алфавит. Соотношение звуков и букв.

16. Слоговой принцип русской графики (СПГ). Отступление от СПГ.

17. Орфография, её предмет и задачи. Понятие орфограммы. Основные виды орфограмм.

18. Основные принципы русской орфографии.

19. Слово как основная единица языка. Дифференциальные признаки слова.

20. Структура лексического значения слова. Семный анализ.

21. Лексическое и грамматическое значение слова.

22. Типы значений слова.

23. Однозначные и многозначные слова.

24. Омонимия. Типы омонимов. Пути образования омонимов.

25. Омонимия и полисемия.

26. Паронимы.

27. Синонимия как языковое явление. Типы синонимов. Синонимический ряд.

28. Многозначность и синонимия. Контекстуальные синонимы. Роль синонимов в языке и речи.

29. Антонимия. Типы антонимов. Антонимия многозначность.

30. Изменения в лексике на современном этапе развития языка.

31. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика.

32. Заимствования. Типы заимствований. Признаки заимствованных слов. Освоение заимствованных слов.

33. Заимствования из славянских языков. Старославянизмы, их признаки. Освоение старославянизмов.

34. Калька как особый тип заимствования.

35. Лексика разговорного и книжного стиля.

36. Лексика русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств. Межстилевая лексика.

37. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Диалектная и специальная лексика. Жаргонизмы.

38. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.

39. Толковые словари. Типы толкований лексического значения. Строение словарной статьи.

40. Понятие о фразеологизме. ФЕ как номинативная единица языка.

41. Строение ФЕ. Типы фразеологизмов по степени семантической слитности компонентов.

42. Семантико-грамматические классы русских фразеологизмов.

43. Источники русской фразеологии. Происхождение ФЕ.

44. Лексикография и фразеография. Типы словарей.

ЗАДАНИЯ СЕМЕСТРОВОЙ РАБОТЫ

II семестр. Фонетика. Лексикология

· Затранскрибируйте 5 строк печатного текста. Отрывок подберите таким образом, чтобы в нём нашли отражение фонетические законы в области гласных и согласных звуков.

· Выберите из этого отрывка слово, состоящее не менее чем из 7 звуков. Выполните его фонетический анализ.

· Выпишите из текста 10 слов со стечением согласных. Разделите их на фонетические слоги и для переноса.

· Подберите 5 слов, употреблённых в переносном значении. Покажите прямое и переносное значение каждого слова и определите тип переноса. Докажите.

· Подберите 4 предложения со словами, имеющими омонимы (учтите разные типы омонимии). Приведите эти омонимы со значение. Определите типы омонимов. Докажите своё мнение.

· Подберите 3 предложения со словами, имеющими синонимы (слова должны принадлежать к разным частям речи). Приведите синонимические ряды к этим словам, указав их типы.

ПРИМЕЧАНИЕ: семестровая работа выполняется на материале художественного или публицистического текста

Наши рекомендации