Понятие коллектива и группы
ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ КОЛЛЕКТИВА
Выполнил: студент д/о факультета управления группы 2бУП3
Соврасов А.В.
Проверила: к.ф.н., доцент кафедры Сухорукова Н. Ф.
МОСКВА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ СТРУКТУР КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ ...................................................5
§1. Понятие коллектива и группы ........................................................................5
§2. Формальные и неформальные группы ...........................................................6
§3. Взаимодействие формальных и неформальных структур в организации............................................................................................................15
ГЛАВА II. ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................26
§1. Проблема, цель, задачи, объект, предмет исследования............................26
§2. Интерпретация основных понятий исследования.......................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................30
Приложение 1. Анкета № 1..................................................................................31
Приложение 2. Анкета №2...................................................................................32
Приложение 3. Аннотация...................................................................................35
Приложение 4. Презентация................................................................................38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность такой темы, как взаимодействие формальной и неформальной частей коллектива в организации, заключается в первую очередь в недостаточной разработанности этого вопроса в современных стремительных условиях развития общества. Постоянное усиление конкуренции и постоянное воздействие на организации из вне приводит к необходимости максимального увеличения эффективности трудовой деятельности работников. И иногда именно взаимодействие формальных и неформальных структур может стать ключевым фактором улучшения совместной деятельности коллектива. Сейчас, для успешной деятельности, формальному лидеру в коллективе не достаточно выполнять приказы руководства и быть строгим, узконаправленным специалистом. Для успешного исполнения своих указаний, управленцу необходимо стать ещё и неформальным (харизматическим) лидером или, при невозможности этого, найти такого лидера в коллективе и создать рычаги влияния на него. Изучение этой темы очень важно в современных условиях, так как она является элементом более широкой проблемы улучшения эффективности управления в организации в целом. И не решив проблему взаимодействия формальных и неформальных структур коллектива невозможно преступить к повышению совокупной эффективности управленческой подсистемы предприятия.
Степень разработанности темы. В нашу эпоху ощущается низкая степень освещённости этой темы. Наибольший вклад в развитие представлений о формальных и неформальных структурах внёс американский социолог и психолог Элтон Мэйо – основоположник организационной социологии и социальной психологии. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет.
Целькурсового проекта: исследовать формальные и неформальные структуры коллектива.
Задачикурсового проекта:
· Сформировать группу экспертов.
· Проанализировать основные понятия о коллективе и группе;
· Определить сущность формальных и неформальных структур коллектива;
· Охарактеризовать взаимодействие формальных и неформальных структур в организации;
· Разработать программное обеспечение инструментария социологического исследования.
Объектисследования курсового проекта: трудовой коллектив.
Предметисследования курсового проекта: формальные и неформальные структуры коллектива.
Курсовой проект состоит из: Введения, Двух глав, Списка используемой литературы, Четырёх приложений.
Общий объём курсового проекта
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ СТРУКТУР КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие коллектива и группы
Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.
«Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо цели.
Характерными особенностями коллектива является следующее:
· Члены коллектива идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о коллективе в целом, употребляя местоимения: мы, у нас, наши, нам и т.п.;
· Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму;
· В коллективе, как правило, наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены коллектива берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов – они ставят перед коллективом цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи»[1].
«Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки:
• Общность потребностей.
• Наличие совместной деятельности.
• Формирование собственной культуры.
• Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Выделяются большие, средние и малые группы»[2].