Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина
Современная психология представляет собой
весьма разветвленную систему научных дисциплин и
учебных курсов. Как правило, при обосновании диф-
ференциации психологических наук имплицитно
подразумевается, что каждой научной психологиче-
ской дисциплине соответствует учебный предмет.
Учебная дисциплина, как правило, изоморфна
соответствующей отрасли науки и в то же время име-
ет отличительные особенности. К ним относятся
прикладной характер учебного предмета, дидактиче-
"i .
екая обработка научного знания, построение содер-
жания в соответствии с логикой учебно-профессио-
нальной деятельности, учет возрастных психических
возможностей обучающихся.
Существенное отличие имеется в целях науки и
учебного предмета. Целью науки является получение
объективно нового знания, раскрытие закономерно-
стей, механизмов психических явлений. Цель учеб-
ного предмета — усвоение систематизированных, ди-
дактически обработанных знаний, развитие учеб-
но-профессионального интеллекта и гуманистиче-
ское воспитание личности.
Существенны также различия предметов науки и
учебной дисциплины. Предмет психологической нау-
ки — новые факты, закономерности и механизмы пси-
хики. Учебный предмет представляет собой проекцию
накопленных наукой знаний. Его предметом является
дидактически обработанная научная информация.
Таким образом, учебный предмет - это дидактически
адаптированная, целеориентированная и ценностно
ориентированная система знаний, соотнесенная с
определенной отраслью науки. Важной отличитель-
ной характеристикой науки являются методы иссле-
дования учебного предмета — система технологий
учебно-познавательной деятельности.
Основываясь на рассмотренных выше положени-
ях, в структуре психологии профессионального обра-
зования можно выделить следующие компоненты:
• основы психологии профессионального обра-
зования: становление психологии профобразования,
предмет, задачи, структура курса, методология и ме-
тоды исследования психологии профобразования;
• возрастные особенности субъектов профессио-
нального образования: периодизация становления
личности, возрастные особенности человека;
• психологические основы профессионального
образования: личностно ориентированное образова-
ние, последипломное образование, социально-про-
фессиональное воспитание, образовательно ориен-
тированная профессиография;
• психология деятельности и личности педагога
профессионального образования: педагог как субъ-
ект профессионализации, личностно ориентирован-
ное педагогическое общение.
Раскрытие этих подпроблем обусловливает необ-
ходимость рассмотрения теоретических основ психо-
логии профессионального образования. В качестве
системообразующего фактора выступает концепция
профессионального становления личности. Важной
частью курса являются методы психодиагностики, а
также проблемы профессионального роста специа-
листов.
Общая цель психологии профессионального об-
разования определяется ее предметом — изучением и
описанием психологических особенностей, законо-
мерностей и механизмов профессионального обуче-
ния, воспитания и развития личности в процессе ее
профессионального становления. Декомпозиция
этой цели позволяет определить задачи учебной дис-
циплины и осуществляется на основе представлен-
ной выше структуры психологии профобразования.
Таким образом, психология профессионального
образования как междисциплинарная отрасль науч-
ного знания тесно связана с общей, педагогической и
возрастной психологией, психологией труда, психо-
логией профессий, акмеологией и вместе с тем она
является самостоятельной отраслью прикладной
психологии, а также учебной дисциплиной. Их отли-
чие прослеживается при сравнении целей, объектов,
предметов и методов исследования и изучения
(табл. 3).
20 '*,
Таблица 3 Особенности психологии профессионального образования
Психология | ||
Системообразу- ющие факторы | Психология профобра- зования как наука | профобразования как учебная дисциплина |
Цель | Психологические за- | Профессиональное |
кономерности, меха- | обучение, воспита- | |
низмы, факты профес- | ние и развитие чело- | |
сионального становле- | века | |
ния человека | ||
Объект | Система профессио- | Человек на ранних |
нального образования, | стадиях онтогенеза | |
подготовки и повыше- | ||
ния квалификации | ||
Предмет | Профессионально-об- | Профессиональное |
разовательный процесс | развитие личности | |
Методы | Общепсихологиче- | Психодиагностиче- |
ские, педагогически | ские методы | |
ориентированные спе- | ||
циальные методы ис- | ||
следования | ||
Задачи | 1. Построение психо- | 1. Отбор содержания |
логической концепции | образования и про- | |
профессионального | ектирование учеб- | |
образования | ных планов и про- | |
2. Раскрытие механиз- | грамм | |
мов и закономерностей | 2. Определение стра- | |
профессионального | тегии и тактики реа- | |
становления личности | лизации учебной | |
3. Определение меха- | дисциплины | |
низмов и закономерно- | 3. Выбор адекватных | |
стей профессионально- | психодиагностиче- | |
го образования | ских средств | |
4. Прогнозирование | 4. Прогнозирование | |
развития профессио- | профессионального | |
нального образования | развития обучаемых | |
5. Психологические за- | 5. Разработка систе- | |
кономерности деятель- | мы управления про- | |
ности и личности обу- | фессиональным ста- | |
чающего персонала | новлением личности |
• психологические основы профессионального
образования: личностно ориентированное образова-
ние, последипломное образование, социально-про-
фессиональное воспитание, образовательно ориен-
тированная профессиография;
• психология деятельности и личности педагога
профессионального образования: педагог как субъ-
ект профессионализации, личностно ориентирован-
ное педагогическое общение.
Раскрытие этих подпроблем обусловливает необ-
ходимость рассмотрения теоретических основ психо-
логии профессионального образования. В качестве
системообразующего фактора выступает концепция
профессионального становления личности. Важной
частью курса являются методы психодиагностики, а
также проблемы профессионального роста специа-
листов.
Общая цель психологии профессионального об-
разования определяется ее предметом — изучением и
описанием психологических особенностей, законо-
мерностей и механизмов профессионального обуче-
ния, воспитания и развития личности в процессе ее
профессионального становления. Декомпозиция
этой цели позволяет определить задачи учебной дис-
циплины и осуществляется на основе представлен-
ной выше структуры психологии профобразования.
Таким образом, психология профессионального
образования как междисциплинарная отрасль науч-
ного знания тесно связана с общей, педагогической и
возрастной психологией, психологией труда, психо-
логией профессий, акмеологией и вместе с тем она
является самостоятельной отраслью прикладной
психологии, а также учебной дисциплиной. Их отли-
чие прослеживается при сравнении целей, объектов,
предметов и методов исследования и изучения
(табл. 3).
Таблица 3 Особенности психологии профессионального образования
Системообразу- ющис факторы | Психология профобра- зования как наука | Психология профобразования как учебная дисциплина |
Цель | Психологические за- | Профессиональное |
кономерности, меха- | обучение, воспита- | |
низмы, факты профес- | ние и развитие чело- | |
сионального становле- | века | |
ния человека | ||
Объект | Система профессио- | Человек на ранних |
нального образования, | стадиях онтогенеза | |
подготовки и повыше- | ||
ния квалификации | ||
Предмет | Профессионально-об- | Профессиональное |
разовательный процесс | развитие личности | |
Методы | Общепсихологиче- | Психодиагно стиче - |
ские, педагогически | ские методы | |
ориентированные спе- | ||
циальные методы ис- | ||
следования | ||
Задачи | 1. Построение психо- | 1. Отбор содержания |
логической концепции | образования и про- | |
профессионального | ектирование учеб- | |
образования | ных планов и про- | |
2. Раскрытие механиз- | грамм | |
мов и закономерностей | 2. Определение стра- | |
профессионального | тегии и тактики реа- | |
становления личности | лизации учебной | |
3. Определение меха- | дисциплины | |
низмов и закономерно- | 3. Выбор адекватных | |
стей профессионально- | психодиагностиче- | |
го образования | ских средств | |
4. Прогнозирование | 4. Прогнозирование | |
развития профессио- | профессионального | |
нального образования | развития обучаемых | |
5. Психологические за- | 5. Разработка систе- | |
кономерности деятель- | мы управления про- | |
ности и личности обу- | фессиональным ста- | |
чающего персонала | новлением личности |
Учитывая важность психологии для начального
профессионального образования, целесообразно по-
ставить вопрос о введении в специальность 020400 —
«Психология специализации» и «Психология проф-
образования» с присвоением выпускникам квалифи-
кации «Психолог профессионального образования».
Области профессиональной деятельности выпуск-
ников этой специализации: организация психоло-
гической службы, психологическое обеспечение
профессионально-образовательного процесса, соци-
ально-психологическое сопровождение профессио-
нального становления обучаемых, преподавание
личностно ориентированных курсов и проведение
практикумов по развитию профессионально важных
качеств и способностей.
Основными видами деятельности психолога про-
фессионального образования являются:
• преподавание профессионально ориентиро-
ванных психологических дисциплин;
• организация психологической службы;
• профессиональное консультирование обучае-
мых;
• психологическая профилактика отклоняюще-
гося поведения;
• диагностика профессиональной пригодности и
профессионально важных качеств;
• разработка профессиограмм специалистов;
• мониторинг профессионального развития;
• психологическое просвещение.
Таким образом, в настоящее время имеются пред-
посылки для оформления психологии профессио-
нального образования как отрасли прикладной пси-
хологии, как учебной дисциплины и как специализа-
ции, направленной на подготовку практических пси-
хологов для системы начального профессионального
образования.
22 lk.
Глава 2