А.Н.Леонтьев: д.
Научная психология
Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.
В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.
Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.
Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.
Практическая психология
Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).
Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.
Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.
Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.
Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.
Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.
В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.
Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.
2)Двойственная природа перцептивного образа. Субъектно- и объектно-ориентированные процессы восприятия.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ОБРАЗ (от лат. perceptio — восприятие...) — образ, создающийся в результате восприятия, одна из разновидностей чувственного образа. Его формирование есть процесс построения изображения. Простейшей формой чувственного образа являются образы ощущения. Они возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений материального мира на анализаторы и представляют собой образы отдельных свойств этих предметов и явлений. Как образ любое ощущение характеризуется следующими особенностями: модальностью, качеством, интенсивностью, длительностью и пространственными компонентами. На основе синтеза ощущений складывается более сложная форма отражений — восприятие, которое также является чувственным образом, возникающим при непосредственном воздействии предметов и явлений. Этот образ называется перцептивным. В отличие от предыдущего, в нем отражаются не отдельные свойства, а предмет в целом (в совокупности свойств). Если образы ощущений мономодальны, то П. о. всегда полимодальны. Они формируются на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Это, однако, не исключает того, что какой-либо из них может играть (и обычно играет) ведущую, роль. В этом плане может идти речь о зрительном, слуховом, тактильном и других образах. Основными свойствами П. о. являются целостность, структурность, константность. На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного отражения — представление. Оно является вторичным чувственным образом предмета, который в данный момент не действует на органы чувств (но действовал в прошлом). Иногда представление определяется как воспроизведенный образ, сформировавшийся в прошлом. Это верно, но лишь отчасти, поскольку воспроизведение П. о. всегда связано с теми или иными его трансформациями. Основной чертой вторичных чувственных образов является их обобщенность, а сам такой образ всегда является собирательным. Это означает, что в нем отражаются не только свойства единичного предмета, но и особенные типичные свойства более или менее значительной по объему группы предметов.
Восприятие - единство двух разнонаправленных процессов:
1) от внешнего мира к субъекту
2) от субъекта к внешнему миру
Чувственный образ рождается на стыке двух этих процессов. Двойственная природа образов нашла отражение в следующих теориях:
Титченер - чувственная основа и воспринимаемый смысл
Гельмгольц - первичный образ и образ представления
Леонтьев - чувственная ткань и предметное содержание (состав слога и его значение).
Чувственная ткань – образует чувственный состав конкретных образов реальности. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости. Особая функция чувственных образов – придание реальности сознательной картине мира (мир сознается как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное поле и объект его деятельности).
Предметное содержание образа соответствует скорее дистальному стимулу, нежели проксимальному, хотя органы чувств имеют дело с проксимальным, а не дистальным стимулом.
Двойственная природа образа выступает в следующих феноменах:
1) непроизвольность, навязчивость образа, НО: и активная работа по его построению
2) образ - чувственный, НО: и интеллектуальный (знание есть условие восприятия)
3) модальность (зрит., слух. и т.п.), НО: и амодальность (с помощью зрения судим о тяжести и т.п.)
4) зависимость, НО: и относительная независимость от стимуляции (“рожа на обоях”)
5) идентичность у разных людей, НО: и достаточная индивидуальность образов
Основная проблема при выделении чувственной основы образа - невозможность “чистого ощущения”. Правда, это пытались сделать структуралисты с помощью интроспекции.
Еще одним доказательством двойственной природы восприятия могут служить результаты экспериментов на инвертированное зрение. В первые дни ношения очков, “переворачивающих” мир, у испытуемых было четкое ощущения двойственности мира (образы памяти не соответствовали перцептивным образам). Переживание нереальности зрительной картины. Трудность идентификации знакомых предметов и особенно человеческих лиц, аконстантность. Отсутствие прямой отнесенности инвертированного зрительного образа к объективному предметному миру свидетельствуют о том, что на уровне рефлексирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными значимыми образами, второе – собственно чувственной тканью. Адаптация к инвертируемому зрению – восстановление предметного содержания зрительного образа.
Перцептивный образ имеет двойственную природу: чувственный и предметный план.
1. Куб Неккера. Изображение трёхмерного прозрачного куба может восприниматься двояким образом. Его изображение порождает два различных образа. Но у этих образов одна чувственная основа (один и тот же состав ощущений), но они организованы в разное восприятие.
2.Фигура Маха. Развернутая книга может восприниматься двояким образом:
1. Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.
2. Гельмгольц. Различал первичные образы и образы восприятия. Первичные образы содержат только непосредственные чувственные данные. В образах восприятия первичная чувчтвенная форма становится знанием о свойствах мира.
3. Гибсон считал, что в зависимости от установки возможны 2 способа восприятия.
a) Восприятие видимого мира;
b) Восприятие видимого поля.
4. Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. В предметном содержании представлено сознательная картина мира, построенная на основании присвоенных значений.
Значение
Дистальный стимул – объект внешнего мира предметное содержание
(рука, которой сжимают).
Проксимальный стимул – непосредственное чувственная ткань образа.
Физическое воздействие на органы чувств)
(давление на другую руку, действие руки).
5)Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
А.Н.Леонтьев: д. – специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности.
Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: "...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами.
В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).
Один из основных тезисов – бытие, деятельность человека определяют его сознание. Сознание порождается деятельностью (бытие определяет сознание); когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия. Единство, но не тождество сознания и действия. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения Сознание и жизнь, сознание и поведение, сознание и деятельность взаимосвязаны. Сознание с необходимостью формируется деятельностью. Сознание постоянно проявляется в деятельности.
7)Структуралистская теория восприятия
I. Тип теории.
Объектно-ориентированный подход к восприятию.
II. Характеристика теории.
Автор: Э. Титченер.
Главный метод – аналитическая интроспекция для изучения элементарных ощущений естественных условиях.
Образ восприятия – результат процесса суммации отдельных элементов. Структуралисты считали, что воспринимаемые нами вещи при аналитической интроспекции оказываются структурами элементарных ощущений: ощущения – единицы, кирпичики восприятия, и чтобы понять механизмы восприятия, нужно выделить и понять кирпичики. Воспринимаемые объекты и явления – это комбинации элементарных ощущений. В разных типах модальностей свои типы кирпичиков. Строили свою теорию по образу и подобию химии.
Элемент – это то, что не может быть разложимо на части. Элементы:
- Ощущения (когда раздражают один рецептор)
- Следы ощущений (образы памяти – имеют меньшую яркость)
Пример: Если 2 ощущения повторялись совместно много раз и если затем возникает одно ощущение (или образ памяти), то сразу же появляется образ памяти другого ощущения. (Телевизор с выключ. звуком).
Суммация – процесс соединения элементов в более сложные образования, он обусловлен мозговыми механизмами. Законы суммации:
1) Для каждого цвета существует дополнительный цвет, при сложении с которым будет белый цвет.
2) Любой цвет можно получить при суммации трёх основных: красного, зеленого и синего.
Структуралистская теория восприятия пространства: отрицались физиологические механизмы восприятия пространства; пространственные впечатления являются не зрительными, а состоят из образов памяти; аналитическая интроспекция показывает, что все зрительные ощущения являются двумерными.
Элементы, из которых состоят пространственные впечатления:
o Кинестетические: мышечные ощущения от аккомодации (хрусталик должен сократиться и расслабиться, чтобы сфокусировать изображение точно на сетчатке, причем степень этого сокращения или расслабления точно соответствует расстоянию) и конвергенции
o Следы памяти от ощущений, связанных с приближением к объекту, с аккомодацией и конвергенцией
o “Чистые” зрительные ощущения.
Ошибки интроспективного структурализма
¨ Гипотеза суммации: восприятие как процесс суммации
¨ Аналитическая интроспекция (вообще плохо, а в частности – структуралисты считали, что ощущения у всех одинаковые и исключали из эксперимента психически больных, детей и животных).
Структуралистская теория восприятия определяет ощущение как единицу перцептивного образа (гипотеза суммации ощущений). Вводится понятие аналитической интроспекции - метода, предназначенного для измерения ощущений в естественных условиях, характеризующегося принципом постоянства. Весь мир делится на ощущения, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор, и образы памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.
Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Функция сдерживающих сил заключается в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, которое связывает стимул.
Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема - часть нервной системы. Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие - это прежде всего мотивационный процесс.
Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ - совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении - отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения - психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.
Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации - поиска признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.
Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. Единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.
Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.
8)Экологическая теория восприятия Гибсона
I. Тип теории.
Объектно-ориентированная (см. выше).
II. Характеристика теории.
Автор: Джеймс Гибсон.
Эта теория стоит в оппозиции всем теориям восприятия! Многие теории восприятия были разработаны в лабораторных условиях. Гибсон говорит, что не надо изучать стерильные лабораторные феномены (экологичность).
Проксимальный стимул – непосредственное воздействие. Стимул – толчок, приводящий к возбуждению рецепторов. По этому поводу Гибсон говорит: «НЕТ!!!». Стимул – структурная хар-ка физического воздействия.
Понятие объемлющего оптического строя и инвариантных структур светового потока.Окружающий мир отражает свет – свет приобретает структуру окружающего мира. Крупные объекты состоят из более мелких, а эти более мелкие, из еще более мелких и т.д. Это важный экологический закон – принцип встроенности (как матрешка) Структура – совокупность встроенных друг в друга телесных углов, образованных гранями объектов. Структурированный свет создает объемлющий оптический строй. Объемлющий, т.к. в любую точку наблюдения сходятся потоки структурированного света.
В структуре светового потока есть инварианты (связанные с объективными свойствами мира). Феномены восприятия определяются инвариантной структурой светового потока.
Гибсон отвергает двойственную природу восприятия. Значения воспринимаются непосредственно – они заданы в инвариантах светового потока.
Теория возможностей. Вся информация о возможностях, необходимых для жизни в данной экологической нише, задана в инвариантах светового потока. Пр.: в структуре светового потока в ситуации зрительного обрыва содержится информация о возможности упасть.