Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей
Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
3. Наличие границ способности;
4. Нестандартность результатов;
5. Мера общественного признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.
Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их.
Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Проблематика измерения способностей является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды: первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности. Диагностика умственных способностей человека традиционно связано с понятием интеллекта.
Измерение способностей: основатель дифференциальной психологии – Ф. Гальтон (Англия). Впервые – метод опроса (анкетирование). Для измерения – тестирование (точный метод). Тест – короткое испытание с целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства. Сначала изучались совокупности способностей - тесты на общий интеллект. А. Бине, Симон (Франция). Задача: выявить детей с различными способностями к школьному обучению. Понятие общего интеллекта: на житейском уровне – мышление, т.е. «интеллектуальный» – «ментальный» – психический в целом. Первый тест на интеллект. Первоначально в него входило 30 задач, вербальных, направленных на восприятие (перцептивных) и манипулятивных, которые располагались по возрастанию трудности. Уровень трудности определялся эмпирически, путем проведения этих тестов на нормальных детях в возрасте от 3 до 13 лет, на нескольких умственно отсталых детях и взрослых. Особый упор делался на способности к пониманию и рассуждению, которые Бине считал основными составляющими интеллекта. Бине и Симон предложили понятие умственного возраста, который определялся по уровню тех интеллектуальных задач, которые способен решить ребенок. Успешно выполненная задача – операциональный критерий для возраста. После смерти Бине в 1911 году его тесты были переведены на английский язык и представлены в США. В 1916 году Льюис Терман модифицировал тест Бине-Симона, и этот вариант, названный шкалой Стэнфорд-Бине по названию университета, стал стандартным.