Нейропсихологическое исследование. Его задачи

Фактор нейропсихологический — структурно-функциональная единица работы мозга, поражение которой приводит к появлению нейропсихологического синдрома. Одно из основных понятий теории системной динамической локализации высших психических функций. Согласно представлениям А. Р. Лурия все образования мозга подразделяются на две категории: те, поражения которых ведет к появлению только неврологической симптоматики и те, при поражении которых возникают нейропсихологические симптомы, объединяющиеся в нейропсихологические синдромы. Вторая категория мозговых структур составляет морфологическую основу Ф. н., к этому типу мозговых образований относятся корковые и подкорковые структуры мозга: вторичные и третичные поля коры больших полушарий, неспецифические образования различных уровней, базальные ядра, мозолистое тело и др. Синдромообразующие структуры мозга характеризуются своими способами работы или своими особенностями функционирования (modus operandy). Физиостические механизмы работы этих структур ответственны за определенные аспекты (параметры, звенья) психических функций (операциональные, динамические). Нарушения в работе Ф. н. ведет к нарушению соответствующего параметра психических процессов. Согласно классификации синдромообразующих структур, выделяются следующие Ф. н.: модально-специфические, модально-неспецифические, Ф. н. межполушарного взаимодействия, полушарий Ф. н., связанные с работой ассоциативных полей коры больших полушарий и др. Существует несколько уровней анализа Ф. н.: психологический, морфологический, физиологический, генетический и др.


29. Нейропсихологическая реабилитация. Л.С.Цветкова.- Нейропсихологическая реабилитация больных. Москва.

В настоящее время в проблеме реабилитации два направлений. Одно из них отводит центральное место и главенствующую роль в реабилитации больных восстановлению у них нарушенных функций, второе — рассматривает реабилитацию как систему различных мероприятий (медицинских, психологических, социаль­ных), направленных не только на компенсацию имею­щегося дефекта, но и на его предупреждение.

Эти два направления не исключают, а дополняют друг друга. Реабилитация на разных ее этапах в зави­симости от динамики самой болезни должна пользо­ваться системой разных методов и мероприятий, однако с общей целью — социализировать больного человека, восстановить его личный и социальный статус, место в общественной и трудовой жизни. Нередко считается, что лечение направлено на болезнь, а реаби­литация — на человека. Это не совсем верно. Эти два вида воздействия направлены на заболевшего человека и прежде всего на человека. Поэтому оптимальным во взаимоотношении лечения и реабилитации при некото­рых формах соматических, нервных и других заболева­ний может явиться их взаимодействие. Чем раньше всту­пит в дело реабилитация, тем лучше будет идти лечение основной болезни.

Что же такое «нейропсихологическая реабилитация» (НПР)? Это, прежде всего:

1) ряд мероприятий, направленных на реабилита­цию определенного контингента больных (с локальными поражениями мозга различной этиологии: нарушения мозгового кровообращения, инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и др.);

2) НПР имеет свои задачи — восстановление нару­шенных психических функций (а не приспособление к дефекту) и промежуточные цели — преодоление изме­нений личности больных, негативных реакций, восста­новление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения и др.;

3) НПР имеет свои пути и методы реабилитации больных. Главный и единственно правильный путь реа­билитации этого контингента больных — это путь вос­становления психических функций;

4) НПР имеет и свои методы реабилитации, которые состоят по меньшей мере из двух групп. Первая группа методов направлена на восстановление нарушенных ВПФ, вторая — включает методы и мероприятия, направленные на восстановление личного и социального статуса больного путем апелляции к его личности, к окружающей среде, к общению с окружающими, к раз­личным видам деятельности. Нельзя понимать так, что при восстановлении ВПФ психолог, врач, дефектолог не опираются на личность больного, не вовлекают его в процесс обучения. Обе группы методов тесно взаимо­действуют, но на каждом этапе реабилитации то одна, то другая группа методов становится ведущей, но не изолированной. То же относится к задачам и целям НПР.

Задачами восстановления ВПФ и восстановитель­ного обучения является восстановление нарушенных функций, восстановление деятельности человека.

От эффективного решения этих задач будет зависеть эффективность нейропсихологической реабилитации, за­дачами которой является восстановление личного и со­циального статуса больного, его положения в социаль­ном обществе, в различных его малых социальных груп­пах (семейных, профессиональных и др.), восстановле­ние всей системы отношений больного, имевшейся у него в преморбиде (иерархии мотивов, симпатий, антипатий, чувства долга, престижных моментов, ценностных ориен­тации и др.).

Нейропсихологическая реабилитация и восстановле­ние ВПФ не исключают, а тесно дополняют друг друга и взаимодействуют.

Наши рекомендации