Основные жанры и направления психодрамы
Монодрама - использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вместо других людей, которые должны играть вспомогательные Я, в монодраме используются пустые стулья или символические предметы (например, игрушки).
Монодрама возникла из практики и теории психодрамы и представляет собой психотерапевтическую индивидуальную работу во взаимодействии психотерапевт — клиент. Монодрама формируется на основе понимания между клиентом и терапевтом, при этом включаются как вербальные, так и невербальные коммуникативные возможности. Психодраматические игровые аспекты и аспекты психодраматического действия играют при этом большую роль. [3]
Социодрама и социометрия - работа с темами, общими для группы. Социодрама иногда считается самостоятельным видом практики, а иногда видом психодрамы. Социодра́ма (от лат. socius — общественный, и греч. Δρα´μα — действие) — техника групповой психотерапии; метод, разработанный Я. Л. Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества. Целями социодрамы как психотерапевтической техники являются постижение глубинного смысла обстоятельств, в которых действует группа, осознание возможных внутригрупповых конфликтов. Хотя социодрама является разновидностью психодрамы, между ними есть значимые различия. Видный американский психодраматист Кен Спраг (en:Ken Sprague) описывал их так: Субъектом социодрамы является группа. Темой — групповая проблема. Целью — обучение плюс действия, направленные на творческие (креативные) социальные изменения за пределами классной комнаты. И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов.
Переводя сказанное Кеном Спрагом на инструментальный язык, можно выделить два существенных отличия социодрамы от психодрамы:
В социодраме нет главного действующего лица, протагониста, с проблемной ситуацией которого работала бы группа. В идеале в социодраматическом действии участвует вся группа, моделирующая проблемную ситуацию.
В отличие от психодрамы, пытающейся выявить причины возникновения проблемной ситуации, социодрама стремится к расширению социального контекста. Ведущими вопросами для психодрамы являются «Где ты этому научился?», «Когда это с тобой уже происходило?». В социодраме ведущим вопросом является «Кто ещё вовлечен в данную ситуацию?».
Нужно отметить, что обозначенные различия весьма условны. Психодрама и социодрама не представляют собой две обособленных формы работы, скорее «чистая» психодрама и «чистая» социодрама являются полюсами континуума, внутри которого располагаются самые разнообразные формы. С технической точки зрения социодрама так же не сильно отличается от психодрамы. В добавление к классическим психодраматическим техникам, в социодраме существует групповой обмен ролями.
Область применения социодрамы очень широка. Социодрама применяется в психотерапии, педагогике, тренингах, ролевых играх, организационном консультировании и проч. Десятилетия применения социодрамы в этих сферах доказали её эффективность как метода обучения и разрешения внутри- и межгрупповых конфликтов. [11]
Аксиодрама - вид социодрамы, основанной на работе с личностными ценностями. “Это драма, построенная на исследовании этических социальных ценностей. Аксиодрама была создана Морено как метод для работы с “культурными консервами”. Чтобы представить этот подход, Морено издавал протоколы аксиодрам; самой известной драмой такого рода является та, где театральный зритель нападает на актера, играющего роль Заратустры. Конечная цель аксиодрамы — заставить всех участников: актера, режиссера, драматурга и даже зрителя — показать свое подлинное “Я”, не скрываясь за маской или за ширмой какой-то роли. Другая запись аксиодрамы представляет собой спор со священником, которого призывают произнести проповедь на улице, а не в церкви. Морено рассматривал аксиодраму как первый этап развития социодрамы и психодрамы. [3]
Драматерапия - использование литературных сюжетов, которые разыгрываются на сцене с психотерапевтической целью. Драматерапия – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты драматерапии наблюдаются и в помощи в управлении симптомом, и в высвобождении потенциалов внутреннего роста и творчества. Она работает как с проблемами ограниченного поведения, так и с незрелостью, связанной с задержкой развития. При работе с задержкой развития целью является проработка «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими. Термин «драматерапия» в том числе используется для обозначения клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, а также театра импровизаций. Таким образом, драматерапия – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация.
Драматерапия может быть полезна различным типам клиентов в различные периоды жизни, как например во время сложных эмоциональных жизненных ситуациях. Данный метод наиболее эффективен при работе с клиентами, которые способны и достаточно мотивированы для того, чтобы принимать участие в довольно сложном психическом ритуале, характерном для данного подхода. Могут разыгрываться несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы, или неодушевленные объекты. Используются такие техники, как обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация или монолог. Однако существуют люди, для которых драматерапия не является подходящим методом. Хронические пациенты с неупорядоченным поведением, нуждающиеся в постоянной реабилитации, непредставимы в психодраме. Кроме того это люди, страдающие острым психозом, паранойей, суицидальными наклонностями, маниями, повреждениями мозга, социопатические и депрессивные пациенты. Хотя воздействие психодрамы на истерические, нарциссические и на другие, сходные с этими расстройства личности может иметь успех, для этого необходимы специальные условия и особым образом подготовленный штат вспомогательных лиц. Однако, психодраматическое воздействие было успешным для многих типов людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов, страдающих заиканием, детей с психическими травмами, семей и людей, пребывающих в кризисном состоянии; в работе с подростками, аутичными детьми, закоренелыми преступниками, анорексиками, лицами, подвергшимися сексуальному насилию, алкоголикам и онкологическими больными. Описан положительный эффект в лечении некоторых психосоматических заболеваний. Таким образом, драматерапия может быть полезна широкому кругу людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений. Драматерапевтическая сессия проводится в три этапа: 1. Подготовка к взаимодействию с другими людьми, взаимному раскрытию и активной групповой работе. На данной стадии создаётся атмосфера безопасности, доверия и поддержки. 2. Непосредственно драматическая стадия или стадия создания сценария, освоения ролей и экспериментирования с ними. 3. Стадия разотождествления с ролями и восстановление привычной для членов группы идентичности. Общей целью драматерапии является укрепление идентичности клиента и его взаимоотношений с окружающим миром. Эффективность терапии определяется поведенческими изменениями клиента, которые диагностируются психометрическими тестами. [1]
Библиодрама - жанр психодрамы, в основе которого лежит психодраматическое разыгрывание библейских сюжетов, в которых заложены основные архетипические конфликты человека.
Слово «библиодрама» составлено из греческих слов «biblion» или «biblios», что означает книгу (или просто часть письменного текста) и «drama», что означает «действие». Можно также перевести это понятие как "ролевая игра по Библии”.
Не существует единственного метода библиодрамы; скорее можно говорить о множестве коротких упражнений, игр и техник, которые применяются в разных контекстах. Библиодрама – это интенсивное взаимодействие с текстом Священного писания. Участники библиодрамы приходят к этому взаимодействию, чтобы обнаружить себя и мир, в котором они живут в тексте Священного писания.
Библиодраматический метод заключается в следующем: с помощью ведущего группа посредством беседы, интервью, действия и озвучивания роли пытается усвоить текст в контексте культурной и социальной ситуации человека. Каждый участник в конечном счете находит свою роль в библейском рассказе. Таким образом развивается личностное отношение к тексту, раскрывается его глубина и соотнесенность с современностью, за счет чего текст оживает. Начинается духовный процесс, процесс, в котором личная история каждого участника, общая история группы и религиозная традиция раскрываются в групповом взаимодействии. В то же самое время скрытое значение Священного писания становится более явным.
Эта многомерная деятельность помогает участникам обнаружить и прочувствовать духовную силу библейской мудрости. Она помогает также обнаружить искажения религиозной традиции, например, ложные представления о Боге. Это ведет к творческому процессу, в котором участники меняются внутренне, позволяя проявиться новой жизни.
Человек чувствует себя способным услышать Слово Божье в повседневной жизни, и жить после этого в соответствии с ним, даже если эта способность меняет направление его жизни.
Результат участия в библиодраме зависит от целостного процесса, который сочетает духовную силу, получаемую от Слова Божьего, с чувствами и интеллектом человека. Таким образом Слово Божье приводит к внутреннему преобразованию и создает духовную наполненность, давая новую жизнь и возможность поделиться ею с другими.
Основные этапы библиодрамы
1. Представление библейского текста или поиск текста
Ведущий представляет выбранный библейский текст или начинает групповой поиск текста, с которым может идентифицироваться каждый участник или внутри которого каждый чувствует себя комфортно.
2. Организация процесса
Ведущий помогает участникам выбрать роль, принять ее, прочувствовать и прожить роль в процессе игры, и, наконец, осмыслить опыт, полученный в библиодраме.
3. Интеграция
Обнаружение связи между текстом, опытом игры и повседневной жизнью (связь между толкованием и жизненным знанием).
4. Встреча
Обнаружение, знакомство и углубленное исследование различных форм внутреннего и внешнего пространства: нахождение равновесия между близостью и дистанцированием, эмпатией и самозащитой, самовосприятием и восприятием другими людьми.
5. Открытая (целительная) религиозность
Спонтанность и креативность стимулируются таким образом, чтобы участники могли прочувствовать собственную религиозность и выразить ее на личностном уровне в контакте с другими людьми.
Библиодрама работает на четырех уровнях: когнитивный уровень (знание), эмоциональный уровень (чувство), духовный уровень (поклонение) и социальный уровень (действие). Библиодрама – это не шоу для аудитории, это событие, участники которого физически, эмоционально, социально и духовно переживают встречу со Словом Божьим. [10]
Play-back-театр и другие виды театральной психодрамы - синтез театра и психодрамы. Одним из видов такого синтеза можно считать театр импровизации. Play-back - это разыгрывание группой актеров с психодраматической подготовкой различных сцен из жизни какого-нибудь участника из зрительного зала, как форма самопознания и психотерапевтической помощи.
PlayBack театр – театр, где зрители раcсказывают свои истории, а актеры тут же спонтанно проигрывают их на сцене.
Плейбек театр - это самостоятельное направление, которое вот уже много лет развивается независимо от театра импровизации и психодрамы. Так как человеческие чувства и эмоции занимают в Плейбеке основное место, иногда Плейбек называют театром психологических импровизаций.
Для чего нужен Плейбек? Каждый зритель отвечает на этот вопрос по-своему. Для одного это шанс увидеть свою историю со стороны и осознать что-то новое. Кому-то Плейбек помогает почувствовать общность с другими людьми и создать хорошее настроение. Кто-то через творческое проигрывание ситуации обнаруживает в ней новые взаимосвязи и ресурсы.
Благодаря разнообразию зрительских историй и спонтанной игре актеров, перформанс Плейбек получается уникальным и неповторимым, он рождается здесь и сейчас. [3]
Психодрама в образовании - синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе. Оно подходит для всех возрастных групп, начиная с детского сада и кончая послевузовским образованием. [3]