Различия в проявлениях агрессивности у мужчин и женщин по методике Басса—Дарки
Необходимо сразу отметить, что результаты обследования по методике Басса—Дарки показали отсутствие зависимости различий в проявлениях агрессивности от вида спорта, уровня спортивной квалификации и фактора пола. Мы склонны объяснять это тем, что методика ориентирована на диагностику устойчивых личностных проявлений агрессии—агрессивности. Данные методики Басса—Дарки существенно дополняют результаты корреляционного анализа, демонстрируя влияние личностных (индивидуальных) особенностей агрессивности на ситуативные проявления агрессии (табл. 16 и 17).
Сопоставление групповых данных, полученных по методике Басса— Дарки, позволило обнаружить следующие закономерности, характерные для спортсменов. По комплексным показателям агрессивности — индексу агрессивности и индексу враждебности — нет различий между Мужчинами и женщинами. Также нельзя утверждать, что уровень спортивных достижений как-то влияет на показатели агрессивности.
Таблица 16. Значения показателей агрессивности, полученные по методике Басса—Дарки,для групп мужчин и женщин в разных видах спорта
Вид спорта | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | Агрессивность | Раздражительность | ||
Физическая | Вербальная | Косвенная | ||||
Дзюдо, самбо | 17,4/16,0 | 7,6/6,8 | 6,0/5,2 | 8,2/6,7 | 3,2/5,3 | 5,3/5,9 |
Айкидо | 16,1/14,9 | 8,5/8,3 | 5,0/4,6 | 7,2/5,6 | 3,9/4,7 | 4,1/4,5 |
Легкая атлетика, лыжные гонки | 18,4/17,0 | 8,7/9,2 | 5,4/3,8 | 7,3/5,1 | 5,7/8,12 | 7,2/6,6 |
Примечание. В числителе приведены значение показателя по группе мужчин, в знаменателе — по группе женщин.
Таблица 17. Оценка i-критерия по методике Басса—Даркидля групп мужчин и женщин
Вид спорта | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | Агрессивность | Раздражительность | ||
Физическая | Вербальная | Косвенная | ||||
Дзюдо, самбо | 0,57 | 0,69 | 0,72 | 1,76 | 2,43 | 0,78 |
Айкидо | 0,46 | 0,38 | 2,17 | 1,98 | 1,78 | 0,61 |
Легкая атлетика, лыжные гонки | 0,78 | 0,56 | 2,41 | 2,34 | 2,29 | 1,57 |
Примечание. Жирным шрифтом выделены значимые критерии (при р < 0,01 I = 2,75, при р < 0,05 t = 2,04).
В целом у мужчин более выражена физическая и вербальная агрессия, а у женщин — косвенная. Этот факт достаточно хорошо известен по литературе (Кон, 1981; 1988; Каган, 1984; 1989).
Спортсмены из группы дзюдо и самбо значительно превосходят представителей циклических видов по физической и вербальной агрессии, и, наоборот, последние превосходят первых по показателям косвенной агрессии. Причем эта закономерность проявляется и у мужчин, иу женщин. Более того, по группе дзюдо и самбо нет различий в физической и вербальной агрессии между мужчинами и женщинами.
Анализ представленных в этом разделе данных по группам спортсменов — мужчин и женщин — показал, что на проявления агрессии существенное влияние оказывает фактор пола. Сопоставление полученных данных по группам мужчин и женщин позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенности видов спорта, касающиеся степени допустимости агрессивого поведения спортсмена в рамках правил, накладывают отпечаток, на проявления агрессии спортсменами. Чем большая агрессия в ведении спортивного единоборства допускается правилами, тем больше различий между группами видов спорта и группами спортсменов — мужчинами и женщинами. Так, в циклических видах спорта (отсутствие агрессии) отмечены, с одной стороны, наибольшие отличия группы дзюдо и самбо (поощрение агрессии) от группы айкидо, с другой — наименьшие различия в проявлениях агрессии между спортсменами разного уровня квалификации, между мужчинами и женщинами. Лояльность вида спорта к проявлению агрессии в рамках правил поляризует спортсменов по выраженности ситуативных ее проявлений. Виды спорта, в которых правилами допускается агрессия спортсменов, в большей степени оказывают влияние на женщин, формируя у них типично мужские черты агрессивного поведения.
2. Чем выше уровень спортивного мастерства, тем больше различия в проявлениях агрессии. Так, мастера спорта от спортсменов-разрядников (мужчины и женщины) отличаются большей спонтанной, рефлексивной (ситуация фрустрации), и рациональной, конструктивной (ситуация напряженной тренировки), агрессией. Но если у мужчин наблюдаются различия в проявлениях агрессии в ситуациях фрустрации (спонтанная, рефлексивная, агрессия) и на тренировке (конструктивная, рациональная, агрессия), то у женщин нет различий по этим показателям. Особенно это касается видов спорта, поощряющих и ограничивающих агрессию: у женщин уровень проявляемой агрессии оказывается фактором, сопутствующим спортивному успеху; у мужчин-разрядников такое проявление агрессии следует рассматривать в качестве механизма компенсации уровня спортивного мастерства, как это показано на примере групп дзюдо, самбо и циклических видов спорта.
4.6. Самооценкаи оценка личных,качеств и проявления агрессии-
Самооценка спортсменами личных качеств и оценка тренерами личных качеств спортсменов производились на основе зрительно-, аналоговой шкалы по следующим показателям: удовлетворенность достигнутыми результатами; уверенность в себе; реализация своих воз- .<&•-можностей; для спортсменов — авторитет в среде спортсменов, для студентов — авторитет в группе сокурсников; авторитет среди значи- "-мых людей. Результаты самооценки и оценки тренерами личных качеств спортсменов представлены соответственно в табл. 18 и 19.
В целом по группам мужчин и женщин обнаружены различия в са-:к'А~ мооценке личных качеств в пределах вида спорта между спортсмё-' нами разного уровня мастерства по удовлетворенности достигнутыми результатами, уверенности в себе и реализации своих возможностей. В группах мастеров спорта самооценка по этим проказателям существенно выше и находится в диапазоне значений 72—90. Такой диапазон значений самооценки относится уже к зоне вероятности переоценки (неадекватности оценки) своих качеств. В группах спортсменов-разрядников значения самооценки оказались в диапазоне 52—70. Такие результаты считаются адекватными, при этом самооценка ниже 55-60 несет в себе элемент неудовлетворенности оцениваемым качеством. t Исключение составили мужчины — представители дзюдо и самбо по группам мастеров спорта и разрядников, оценивавшие удовлетворенность достигнутыми результатами (средняя самооценка соответственно 56 и 43), т. е. обе группы спортсменов в целом не удовлетворены своими спортивными достижениями. В беседах с ними выяснилось, что 9 из 16 мастеров спорта претендовали, но не попали в команды более высо- . кого уровня, а разрядники считают, что им пора повысить их спортив- ■*.-... ■* ный разряд. В то же время по показателю реализации своих возможно- ■ ••>. стей по группе мастеров получена самая высокая самооценка — 82, т. е. реализация спортивного потенциала высокая. Можно сказать, что налицо внутриличностный конфликт «желаемого и реального» — неудовлетворенность своими спортивными достижениями сопровождается высокой оценкой своих возможностей. В практической работе спортивного психолога факт существенного расхождения значений самооценки по этим показателям должен стать предметом более глубокого анализа.
По показателю удовлетворенности достигнутыми результатами в группе айкидо между мужчинами — мастерами спорта и разрядника-
Таблица 18. Результаты самооценки личных качеств спортсменами и студентами
Обследуемая группа в разных видах спорта | УдоЕлетво-ренность достигнутыми результатами | Уверенность в своих силах | Реализация своих возможностей | Авторитет | |
в среде спортсменов или в учебной группе | в среде значимых людей | ||||
Дзюдо, самбо: мастера спорта разрядники | 5«/74 43/63 | 74/82 56/67 | 82/90 52/65 | 72/75 67/70 | 68/70 65/56 |
Айкидо: мастера спорта разрядники | 7i>/75 68/56 | 79/79 63/59 | 85/88 64/55 | 75/82 67/75 | 71/62 65/63 |
Легкая атлетика, лыжные гонки: мастера спорта разрядники | 76/80 57/54 | 77/74 54/62 | 85/80 70/75 | 74/78 63/64 | 65/56 67/65 |
Студенты | 40/61 | 75/54 | 36/52 | 42/36 | 38/41 |
Примечания. Здесь и в табл. 19 в числителе приведены значения показателя самооценки по группе мужчин, в знаменателе — по группе женщин. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия между группами спортсменов разной спортивной квалификации.
Таблица 19. Результаты оценки личных качеств спортсменов тренерами
Обследуемая группа в разных видах спорта | Удовлетворенность достигнутыми результатами | Уверенность в своих силах | Реализация своих возможностей | Авторитет | |
в среде спортсменов или в учебной группе | в среде значимых людей | ||||
Дзюдо, самбо: мастера спорта разрядники | 68/70 57/65 | 69/73 68/61 | 75/78 65/73 | 80/75 73/64 | 75/67 71/61 |
Айкидо: мастера спорта разрядники | 75/78 70/65 | 84/72 76/71 | 81/87 72/66 | 82/81 72/65 | 76/67 72/65 |
Легкая атлетика, лыжные гонки: мастера спорта разрядники | 75/73 65/70 | 83/69 64/56 | 75/74 62/64 | 73/71 60/57 | 77/74 74/69 |
ми — нет достоверных различий. Спортсмены в этом виде спорта не ставят на первое место победу над соперником. Главное, как они сами определяют, заключается не в совершенстве техники выполнения движений, а в настрое и переживаниях, которые сопровождают поединок. Когда чувства и движения сливаются воедино, тогда возможен успех, но, к сожалению, такое происходит не всегда. Субъективные факторы
успеха спортсменов в этом виде спорта проявляются в уверенности в собственных силах и реализации своих возможностей, как это отмечалось ранее.
В отношении авторитета как в своей спортивной среде, так и в среде
значимых для спортсменов людей различий между группами по уров
ню спортивного мастерства нет. Оценки высокие — от 56 до 82. Сами
спортсмены считают, что уровень спортивных достижений не влияет на
авторитет, который полностью зависит от отношения к делу. Наиболее
типичный ответ: «Я же серьезно занимаюсь этим делом, и они понима
ют это». .... .,п,
Оценка тренерами личных качеств спортсменов повторяет направленность самооценки, т. е. те спортсмены, которые выше оценивает свои качества, получают от тренера также более высокие оценки. В то же время оценка тренерами мастеров спорта несколько ниже самооценки, а оценка разрядников — выше. В отношении оценок, даваемых тренерами, прослеживаются две особенности. Первая — диапазон их оценок значительно меньше. Было замечено, что тренеры достаточно консервативны в оценке качеств спортсменов. Вторая — в оценках тренеров наблюдается большее соответствие между удовлетворенностью достигнутыми результатами и реализацией возможностей, что было отмечено в отношении спортсменов из групп дзюдо и самбо. Тренеры дают более высокую оценку уверенности и авторитета спортсменов, чем они сами. Следует отметить, что оценка тренеров имеет, скорее, персональный характер, на который влияет фактор пола. В целом оценки, даваемые женщинам, выше оценок мужчин. Тренеры отмечают большую организованность на тренировках, большую самокритичность женщин. А спортсменов-мужчин характеризуют как более самоуверенных, менее критичных. Работа с женщинами требует большей их поддержки и поощрения, а мужчин необходимо сдерживать и требовать от них критического анализа их действий.
На уровне групповых (усредненных) значений личных качеств непосредственной связи с агрессией и агрессивностью нами в исследованиях не установлено. Четко прослеживается однонаправленная положительная связь между значениями самооценки и уровнем спортивной квалификации. Это касается трех регистрируемых в исследовании качеств: удовлетворенности достигнутыми результатами, уверенности в себе и реализации своих возможностей. В отношении авторитета среди спортсменов и значимых людей такого не установлено. Эти качества не зависят от вида спорта и уровня квалификации.
В целом ряде исследований установлено, что регулярное занятие спортом формирует определенные личные качества — уверенность, самостоятельность, способность к самоконтролю, самокритичность, эмоциональную устойчивость, умение оценивать свои возможности и др. (Пуни, 1977; Киселев, 1981; Психология..., 1984; Баландин и др., 1986; Горбунов, 1986; Ильин, 1998). На основании данных наших исследований, в том числе сопоставления их с аналогичными показателями по группе студентов, не занимающихся спортом (см. раздел 4.8), а также данных из литературы можно предполагать, что на формировании удовлетворенности результатами, уверенности в себе и умения реализовать возможности непосредственно сказывается уровень спортивной квалификации, а на оценке собственного авторитета .^-регулярность занятия спортом. Это соответственно и есть специфическое и неспецифическое влияние спорта на формирование личных качеств.