Диагностика компетенций студента
Белорусский национальный технический университет
Факультет МИДО
Кафедра «Информационные технологии в управлении»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой Декан факультета
__________________________ ________________________
__ ______________ 20___ г. __ ______________ 20___ г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
________________________________________________________________
(название учебной дисциплины)
для специальностей: 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-26 02 02 «Менеджмент», 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1- 40 01 02 « Информационные системы и технологии», 1- 53 01 02 « Автоматизированные системы обработки информации»
Составители: Тепликова Галина Викентьевна, Зимницкая Лилия Владимировна
Рассмотрено и утверждено
на заседании совета МИДО __ __________ 20__ г.,
протокол N ___
Обратная сторона титульного листа и последующие страницы
Перечень материалов
1. Программа дисциплины
2. Тексты лекций
3. План практического занятия
4. Экзаменационные вопросы
5. Методические указания по выполнению контрольной работы
6. Глоссарий
Пояснительная записка
Цели ЭУМК:
- реализация личностно-ориентированного и индивидуального подхода к организации познавательной деятельности студентов;
- организация обучения с использованием дистанционных технологий с рационально сочетающимися способами представления учебного материала;
- предоставление возможности студентам заниматься самообразованием за счет эффективного управления самостоятельной работой по овладению учебным материалом;
- создание современной системы учета учебных достижений студентов и обеспечение открытого и непрерывного контроля качества обучения.
Особенности структурирования и подачи учебного материала
ЭУМК содержит пять разделов: программный, теоретический, практический, контроля знаний и информационно-справочный. В программном разделе находится программа по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики», методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей МИДО. В теоретическом разделе представлен лекционный материал в соответствии с основными разделами и темами учебной программы. Практический раздел содержит план практического занятия, перечень вопросов для дискуссий по теме. Раздел контроля знаний включает тестовые задания к основным темам дисциплины, перечень вопросов к экзамену или зачету, темы контрольных работ. В инфрмационно-справочном разделе можно увидеть список основной и дополнительной литературы, глоссарий .
Рекомендации по организации работы с ЭУМК
ЭУМК содержит активные ссылки, позволяющие оперативно найти необходимый материал.
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания подготовлены на основе образовательного стандарта и типовой программы по дисциплине «Основы психологии и педагогики».
Необходимость внедрения психолого-педагогических дисциплин в практику подготовки специалистов негуманитарных специальностей обусловлена социальной значимостью формирования у студентов профессионального самосознания и мастерства, активизации познавательной сферы и мышления, осознания личностных особенностей, психических процессов и специфики межличностных отношений, психологии управления и решения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
Целями изучения дисциплины являются: формирование у студентов знаний и представлений о психических явлениях, закономерностях и механизмах, определяющих поведение человека в организации, особенностях управленческой деятельности, знакомство с научно обоснованными методами и приемами руководства коллективом, изучение закономерностей процессов обучения, воспитания и самовоспитания.
При этом основными задачами дисциплины являются:
- изучение принципов и категорий психологической науки, их взаимосвязи и взаимообусловленности, ознакомление с системой основных понятий психологии;
- изучение основ психологии личности как объекта управления;
- знакомство с социально-психологическими феноменами, формируемыми в коллективах организаций как социальных группах;
- изучение психологических особенностей деятельности руководителя;
-изучение психологических особенностей, трудностей и барьеров делового общения;
- изучение психологических закономерностей конфликтов в организациях;
- изучение методологических основ, принципов и категорий педагогики;
- изучение закономерностей педагогического процесса, принципов, форм и методов обучения.
Программа дисциплины
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступает формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, социально-творческом опыте, обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Решение поставленных задач должно обеспечит формирование самосознания и мировоззрения будущего специалиста как системы взглядов на природу, общество и человека, позволяющих оптимально использовать творческие возможности личности, ее познавательные и коммуникативные способности в организации коллективной и производственной деятельности.
В результате освоения курса студент должен
знать:
- основные теоретические положения психологии и педагогики;
- категории и основные понятия общей психологии и педагогики;
- основные понятия психологии личности, социальной психологии, психологии управления, практической психологии, дидактики и теории воспитания;
- содержание и структура профессионального мастерства;
- акмеологические категории и принципы высшего образования
уметь :
- характеризовать политику и политическую власть с позиции многомерности;
- основные категории психологии, психические познавательные процессы и уровни психического отражения;
- структуру и функции психических состояний;
- психические свойства личности и их особенности;
- социально-психологические особенности делового общения;
- виды конфликтов, их основные этапы и стадии;
- психологические особенности управленческой деятельности, методы принятия управленческих решений и психологические проблемы лидерства;
- закономерности педагогического процесса;
- основные принципы, формы и методы обучения;
- психические процессы как основу познавательной и исполнительной деятельности;
- психические свойства личности и их особенности;
- внешние и внутренние причины деловых, личностных и межличностных конфликтов;
- формы и виды психокоррекции личности;
приобрести навыки :
- профессиональной рефлексии;
- саморазвития и самоактуализации личности;
- профессионального творчества;
- управления и самоуправления в профессиональной деятельности;
- принятия конструктивных управленческих решений;
- делового, личностного и межличностного общения;
- конструктивного решения конфликтов;
- саморегуляции психических состояний;
- психологической самодиагностики;
- применения психолого-педагогических знаний в профессиональной практике.
Диагностика компетенций студента
Оценка промежуточных учебных достижений студента осуществляется по десятибалльной шкале.
Для оценки достижений студента используется следующий диагностический инструментарий:
– защита контрольных работ по индивидуальным темам;
– проведение текущих контрольных опросов по отдельным темам;
– выступление студента на конференции по подготовленному реферату;
– сдача экзамена или зачета по дисциплине.
Изучение курса «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 60 часов, в том числе
- 13 часов аудиторных занятий, из них: 2 часа - лекции, 2 часа – практические занятия, 9 часов консультаций; 47 часов – самостоятельная работа.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов (модулей) и тем | Количество часов | ||
лекции | Семинарские (практические) занятия | Самостоятельная работа | |
Раздел 1. Предмет, задачи и методы психологии и педагогики | |||
1.1 Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и протекания различных психических явлений | 0,5 | ||
1.2 Природа возникновения и развития психики. История развития психологической науки. Принципы психологии | |||
1.3 Педагогика – наука о воспитании и обучении. | 0,5 | ||
1.4 Социальная природа образования. Место педагогики и психологии в системе научного знания. | |||
Раздел 2. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности | |||
2.1 Принципы и правила обучения. Виды и формы обучения. Особенности воспитательного процесса в производственной деятельности | 0,5 | ||
2.2 Общие закономерности процесса воспитания. Принципы и общие методы воспитания. | |||
Раздел 3. Психология групп и коллективов. Адаптация личности в производственном коллективе | |||
3.1 Специфика роли и функции коллектива в обществе. Соотношение понятий «группа» и «коллектив». Психологическая сущность и особенности коллектива. | |||
3.2 Классификация групп. Принципы группового решения. | |||
3.3 Межличностные отношения в производственных коллективах. Потребность в общении и межличностные отношения. | 0,5 | 0,5 | |
3.4 Профессиональная адаптация. Социально-психологическая адаптация в производственном коллективе. | |||
Раздел 4.Социально-психологический климат производственного коллектива | |||
4.1 Понятие социально-психологического климата коллектива (СПК). | 0,5 | ||
4.2 Конфликты в производственном коллективе. Регулирование производственных конфликтов. | 0,5 | ||
5.1 Педагогическая психология- наука, изучающая механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями навыками, закономерностями формирования творческого активного мышления. | 0,5 | ||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ