Диагностика компетенций студента

Белорусский национальный технический университет

Факультет МИДО

Кафедра «Информационные технологии в управлении»

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой Декан факультета

__________________________ ________________________

__ ______________ 20___ г. __ ______________ 20___ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

________________________________________________________________

(название учебной дисциплины)

для специальностей: 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-26 02 02 «Менеджмент», 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1- 40 01 02 « Информационные системы и технологии», 1- 53 01 02 « Автоматизированные системы обработки информации»

Составители: Тепликова Галина Викентьевна, Зимницкая Лилия Владимировна

Рассмотрено и утверждено

на заседании совета МИДО __ __________ 20__ г.,

протокол N ___

Обратная сторона титульного листа и последующие страницы

Перечень материалов

1. Программа дисциплины

2. Тексты лекций

3. План практического занятия

4. Экзаменационные вопросы

5. Методические указания по выполнению контрольной работы

6. Глоссарий

Пояснительная записка

Цели ЭУМК:

- реализация личностно-ориентированного и индивидуального подхода к организации познавательной деятельности студентов;

- организация обучения с использованием дистанционных технологий с рационально сочетающимися способами представления учебного материала;

- предоставление возможности студентам заниматься самообразованием за счет эффективного управления самостоятельной работой по овладению учебным материалом;

- создание современной системы учета учебных достижений студентов и обеспечение открытого и непрерывного контроля качества обучения.

Особенности структурирования и подачи учебного материала

ЭУМК содержит пять разделов: программный, теоретический, практический, контроля знаний и информационно-справочный. В программном разделе находится программа по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики», методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей МИДО. В теоретическом разделе представлен лекционный материал в соответствии с основными разделами и темами учебной программы. Практический раздел содержит план практического занятия, перечень вопросов для дискуссий по теме. Раздел контроля знаний включает тестовые задания к основным темам дисциплины, перечень вопросов к экзамену или зачету, темы контрольных работ. В инфрмационно-справочном разделе можно увидеть список основной и дополнительной литературы, глоссарий .

Рекомендации по организации работы с ЭУМК

ЭУМК содержит активные ссылки, позволяющие оперативно найти необходимый материал.

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания подготовлены на основе образовательного стандарта и типовой программы по дисциплине «Основы психологии и педагогики».

Необходимость внедрения психолого-педагогических дисциплин в практику подготовки специалистов негуманитарных специальностей обусловлена социальной значимостью формирования у студентов профессионального самосознания и мастерства, активизации познавательной сферы и мышления, осознания личностных особенностей, психических процессов и специфики межличностных отношений, психологии управления и решения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

Целями изучения дисциплины являются: формирование у студентов знаний и представлений о психических явлениях, закономерностях и механизмах, определяющих поведение человека в организации, особенностях управленческой деятельности, знакомство с научно обоснованными методами и приемами руководства коллективом, изучение закономерностей процессов обучения, воспитания и самовоспитания.

При этом основными задачами дисциплины являются:

- изучение принципов и категорий психологической науки, их взаимосвязи и взаимообусловленности, ознакомление с системой основных понятий психологии;

- изучение основ психологии личности как объекта управления;

- знакомство с социально-психологическими феноменами, формируемыми в коллективах организаций как социальных группах;

- изучение психологических особенностей деятельности руководителя;

-изучение психологических особенностей, трудностей и барьеров делового общения;

- изучение психологических закономерностей конфликтов в организациях;

- изучение методологических основ, принципов и категорий педагогики;

- изучение закономерностей педагогического процесса, принципов, форм и методов обучения.

Программа дисциплины

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступает формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, социально-творческом опыте, обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Решение поставленных задач должно обеспечит формирование самосознания и мировоззрения будущего специалиста как системы взглядов на природу, общество и человека, позволяющих оптимально использовать творческие возможности личности, ее познавательные и коммуникативные способности в организации коллективной и производственной деятельности.

В результате освоения курса студент должен

знать:

- основные теоретические положения психологии и педагогики;

- категории и основные понятия общей психологии и педагогики;

- основные понятия психологии личности, социальной психологии, психологии управления, практической психологии, дидактики и теории воспитания;

- содержание и структура профессионального мастерства;

- акмеологические категории и принципы высшего образования

уметь :

- характеризовать политику и политическую власть с позиции многомерности;

- основные категории психологии, психические познавательные процессы и уровни психического отражения;

- структуру и функции психических состояний;

- психические свойства личности и их особенности;

- социально-психологические особенности делового общения;

- виды конфликтов, их основные этапы и стадии;

- психологические особенности управленческой деятельности, методы принятия управленческих решений и психологические проблемы лидерства;

- закономерности педагогического процесса;

- основные принципы, формы и методы обучения;

- психические процессы как основу познавательной и исполнительной деятельности;

- психические свойства личности и их особенности;

- внешние и внутренние причины деловых, личностных и межличностных конфликтов;

- формы и виды психокоррекции личности;

приобрести навыки :

- профессиональной рефлексии;

- саморазвития и самоактуализации личности;

- профессионального творчества;

- управления и самоуправления в профессиональной деятельности;

- принятия конструктивных управленческих решений;

- делового, личностного и межличностного общения;

- конструктивного решения конфликтов;

- саморегуляции психических состояний;

- психологической самодиагностики;

- применения психолого-педагогических знаний в профессиональной практике.

Диагностика компетенций студента

Оценка промежуточных учебных достижений студента осуществляется по десятибалльной шкале.

Для оценки достижений студента используется следующий диагностический инструментарий:

– защита контрольных работ по индивидуальным темам;

– проведение текущих контрольных опросов по отдельным темам;

– выступление студента на конференции по подготовленному реферату;

– сдача экзамена или зачета по дисциплине.

Изучение курса «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 60 часов, в том числе

- 13 часов аудиторных занятий, из них: 2 часа - лекции, 2 часа – практические занятия, 9 часов консультаций; 47 часов – самостоятельная работа.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов (модулей) и тем Количество часов
лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа
Раздел 1. Предмет, задачи и методы психологии и педагогики
1.1 Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и протекания различных психических явлений 0,5
1.2 Природа возникновения и развития психики. История развития психологической науки. Принципы психологии
1.3 Педагогика – наука о воспитании и обучении. 0,5
1.4 Социальная природа образования. Место педагогики и психологии в системе научного знания.
Раздел 2. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности
2.1 Принципы и правила обучения. Виды и формы обучения. Особенности воспитательного процесса в производственной деятельности 0,5
2.2 Общие закономерности процесса воспитания. Принципы и общие методы воспитания.
Раздел 3. Психология групп и коллективов. Адаптация личности в производственном коллективе
3.1 Специфика роли и функции коллектива в обществе. Соотношение понятий «группа» и «коллектив». Психологическая сущность и особенности коллектива.
3.2 Классификация групп. Принципы группового решения.
3.3 Межличностные отношения в производственных коллективах. Потребность в общении и межличностные отношения. 0,5 0,5
3.4 Профессиональная адаптация. Социально-психологическая адаптация в производственном коллективе.
Раздел 4.Социально-психологический климат производственного коллектива
4.1 Понятие социально-психологического климата коллектива (СПК). 0,5
4.2 Конфликты в производственном коллективе. Регулирование производственных конфликтов. 0,5
       
5.1 Педагогическая психология- наука, изучающая механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями навыками, закономерностями формирования творческого активного мышления. 0,5  
       
Всего:

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации