Дерево целей как метод цеполагания
К методам целеполагания относят разработку «дерева целей», которое осуществляется путем последовательной декомпозиции (разделения) главной цели на подцели по следующим правилам:
1. формулировка целей должна описывать желаемые результаты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходимые для их достижения;
2. формулировка целей должна быть количественно и качественно измерима;
3. должна выполняться полнота редукции целей: каждая цель вышестоящего уровня разворачивается в подцели нижестоящего уровня;
4. формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата; не давать двойного толкования;
5. на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;
6. декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.
В целом принцип «дерева целей» обеспечивает взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели.
Формирование «дерева целей» происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие — те промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, подразделяются на более частные и т.д. Так достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности. Этот принцип, по существу представляет общую стратегию процесса социального управления, возможность придания ему системного характера и образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой цели в процессе ее достижения, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.
Количество уровней дерева целей зависит от масштабов организации, сложности целей, характера проводимых мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Что такое цель управления?
2. Что включает в себя целеполагание?
3. Приведите классификацию целей.
4. Принципы целеполагания
5. Правила формирования «дерева целей»
Задание
Используя правила формирования «дерева целей» составьте схему целей вашей организации.
Рекомендуемая литература
1. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с.
2. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления: Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М.: Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).
3. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М. : Приор-издат, 2006. - 224с.
4. Фролов, С.С. Социология организации / С.С. Фролов.- М., 2001 С. 67 – 73;
5. Акимова, Т.А. Теория организации: учебник / Т.А.Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.89-91.
6. Социальный менеджмент: учебник / под ред. Валового. - М.,2000.
7. Основы социального управления: учеб. пособие / А.Г.Гладышев и др. - М.: Высш. шк.,2001. – С. 69 -72
8. Основы социального управления: учеб. пособие / под ред. Иванова, Патрушева. - М.: Высш. Шк., 2001. – 271 с.
ТЕМА 6. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы:
6.1. Сущность, основные понятия и история российского прогнозирования
6.2. Виды прогнозирования
6.3. Этапы прогнозирования
6.4. Принципы прогнозирования
6.5. Методы прогнозирования и факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
Сущность, основные понятия и история российского прогнозирования
Прогноз (от греч.) означает предвидение, предсказывание о развитии чего-либо, основанное на определенных данных.
Прогноз — научно обоснованное, вероятностное суждение о возможных состояниях объекта управления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование наряду с планированием является важнейшей функцией управления, обеспечивающей формирование целей деятельности, а также осуществление самого управленческого процесса. В ходе прогнозирования определяется не только желаемый (идеальный) результат, но и закладывается фундамент в определении нормативов и стандартов для последующих процедур регулирования, согласования и контроля.
Различают три основных способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза. Но такая классификация условна, т. к. прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки. Последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования.
Некоторые термины прогнозирования:
Прогнозная ретроспекция – исследование истории развития объекта прогнозирования
Период упреждения прогноза - временной промежуток, на который составляется прогноз
Прогнозный фон – внешние по отношению к объекту прогнозирования условия и факторы, существенные для прогноза.
Российская история научного прогнозирования открывается работами В.Л.Базаровя-Руднева,которому как сотруднику госплана СССР было поручено разработать прогноз ожидаемого состояния страны к исходу 1-й пятилетки т.е., к 1932 г. Он высказал идею невозможности предсказания управляемых явлений и взамен предложил анализ наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Цель - не предугадывание будущего, а выявление назревающих проблем и возможных путей их оптимального решения.
Кроме выдающегося аналитика В.Базарова, нельзя не назвать такие имена, как К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский.Циолковский дал научный прогноз развития космонавтики и практически сделал первый шаг к освоению Космоса; Вернадский сформулирован принцип единства экосферы и ноосферы, т.е. принцип целостности природно-социальных систем, что по существу, создало методологическую основу системно-глобального прогнозирования.
Было бы несправедливо также не упомянуть имени эмигрировавшего из России с родителями будущего нобелевского лауреата Ильи Пригожпна- создателя теории динамических систем, которая выступает методологической базой социальных прогнозов в переходные периоды, т.е. в нестабильных системах.
Среди других ученых можно назвать имена И.Бестужева-Лады«Окно в будущее: современные проблемы социального прогнозирования» (1970); А.Гсндина«Предвидение и цель вразвитии общества: философско-соцполопгческие аспекты социального прогнозирования» (1970); А.Казакова«Методологические проблемы социального прогнозирования» (1975); В.Куценко«Вопросы прогнозирования общественных явлений» (1978); Л. Рыбаковского«Методологические вопросы прогнозирования населения» (1978). Коллективная монография «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» под ред. В.Ядова (1979), монография О.Гаврилова«Стратегия правотворчества и социальное прел позирование» (1993). Почти все материалы такого характера можно найти в статьях, опубликованных в 1974—1994 ' «Социологические исследования».
Виды прогнозирования
1. поисковое прогнозирование выявляет какова будет траектория развития системы социального прогнозирования при условии сохранения действующих тенденций и закономерностей развития без активного в них вмешательства
2. нормативное прогнозирование – направлено на исследование последствий вмешательства в социальную среду, последствий активной социальной политики по достижению поставленных целей
3. факторное прогнозирование – предусматривает определение факторов, воздействующих на прогнозируемый объект с оценкой возможных последствий
4. по временному диапазону прогнозирование бывает:
А) текущее – прогнозирование в течении дня, недели, месяца
Б) краткосрочное- от 1 года до 3-х лет
В) среднесрочное - от 3 – 5 до 10 лет, например, программы социально-экономического развития региона
Г) долгосрочное (10-12 лет и более) – служат базой для определения перспективной стратегии
Д) сверхдолгосрочное (на 100 лет вперед – предвидение вековых тенденций)
Этапы прогнозирования
Процесс прогнозирования в наиболее общем виде включает 8 этапов.
1) Предпрогнозная ориентация — совокупность работ, предшествующих разработке задания на прогноз включающих: а) определение объекта; б) цели и задачи прогнозирования; в) период основания и г) период упреждения прогноза.
2) Разработка задания на прогноз т. е. такого документа, который определяет цели и задачи прогноза и регламентирует порядок его разработки.
3) Прогнозная ретроспекция — исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.
4) Прогнозный диагноз — исследование систематизированного описания объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденции их развития и выбора (разработки) моделей и методов прогнозирования.
5) Прогнозная проспекция — разработка прогноза по результатам прогнозного диагноза
6) Верификация прогноза — оценка достоверности и точности прогноза или проверка его обоснованности.
7) Корректировка прогноза— уточнение прогноза на основании его верификации и /или дополнительных данных.
8) Синтез прогнозов — разработки системного прогноза.
Принципы прогнозирования
Наиболее важными являются следующие требования, которые должны соблюдаться при разработке прогнозов:
1)вариантность - разработка нескольких вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели (в нормативном прогнозировании) и вариантов прогнозного фона;
2) верифицируемость — проверка достоверности, точности и обоснованности прогнозов;
3) непрерывность— принцип прогнозирования, требующий корректировки прогнозов по мере необходимости при поступлении новых данных об объекте прогнозирования;
4)рентабельность— превышение экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку;
5) системность — взаимная увязка всех прогнозируемых показателей, а также параметров прогнозов;
6) согласованность — принцип прогнозирования, требующий согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения.
Методы прогнозирования
Методы прогнозирования в управлении условно подразделяют на:
Ø количественные и качественные
Ø простые (сингулярные) и сложные (комплексные).
К простым относят экспертные, математические, функционально-логические, методы опережающей информации, (см.табл. 2)
Сложные включают несколько простых методов прогнозирования, применяемых в определенной последовательности, например, метод прогнозного графа, система ПАТТЕРН, ПРОФАЙЛ и др.
Количественные методы прогнозирования оперируют с количественной информацией, например математические.
Качественные методы используют качественную информацию, например, экспертные оценки и мнения.