Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

67. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

68. Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

69. Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

70. Социальная установка (аттитюд) – субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, приписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

71. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

72. Социально-психологический тренинг – область социальной психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

73. Социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Наряду с классами существуют большие "классоподобные" социальные группы (интеллигенция, служащие и др.).

74. Социальные представления – обыденное представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях (способ интерпретации и осмысления повседневной реальности).

75. Социальный стереотип– стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте. Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера, выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

76. Социометрия– приема стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторых ситуациях.

77. Статус социальный – объективное место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками.

78. Стиль лидерства (руководства) – типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).

79. Стихийные группы – кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

80. Теоретическая социальная психология – отрасль социальной психологии, исследующая законы, закономерности, принципы взаимодействия людей в совместной групповой деятельности независимо от сферы жизнедеятельности.

81. Теория инстинктов социального поведения(В. Макдугалл) – теория, объясняющая социальное поведение врожденными инстинктами.

82. Тест – стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.

83. Толпа – скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания.

84. Трудовая стадия социализации – стадия социализации, охватывающая период зрелости человека.

85. Фасилитация социальная – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие акутализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

86. Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

87. Экстралингвистическая система знаков – включение в речь пауз, плач, смех, кашель, темп речи.

88. Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.

89. Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

90. Этнопсихология– междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

91. Эффект "ожиданий" – реализация обыденных представлений, существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и мотивов поведения.

92. Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и напоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.

93. Эффект ореола (галоэффект) – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Наши рекомендации