Концепции усвоения социального опыта

(КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ)

Концепция обучения - это совокупность обобщенных положений, системы взглядов, направленных на понимание сущности, содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса и особенностей деятельности обучающихся и обучающих в ходе его осуществления.

КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Методологической основой любой теории обучения является та или иная теория познания.

1 АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ/И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, Ю.А.Самарин/.

Человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств,

но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными.

В коре головного мозга человека постоянно идет образование множества новых условно-рефлекторных связей (ассоциаций) между самыми разнообразными системами раздражителей и реакций.

В соответствии с данной теорией процесс обучения представляется как совокупность раздражителей (преднамеренных педагогических воздействий) и реакций на них (познавательных действий обучаемых).

Усвоение знаний, формирование навыков, умений и личностных качеств есть процесс образования в сознании человека разнообразных систем ассоциаций, различающихся по степени сложности, а также их рядов и конструкций.

В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются; удлиняются ассоциативные ряды.

/Объединение ассоциаций в системы — это формирование интеллекта/.

Оно происходит в результате аналитико-синтетической деятельности, совершаемой познающим субъектом.

Именно эта деятельность определяет отношения значимости, смежности, сходства явлений или объектов и включает их в соответствующие ряды.

Этапы процесса усвоения:

восприятие,

осмысление – понимание внутренних связей и противоречий,

запоминание,

применение на практике.

На этапе осмысливания учебного материала необходимо побуждать обучаемых выделять в нем существенное, главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять изучаемые факты и события и включать их в уже имеющуюся систему знаний.

Полезно, когда эти умственные действия руководитель занятия выполняет совместно с обучаемыми, демонстрируя тем самым различные приемы творческой, интеллектуальной деятельности.

На этапе применения знаний на практике у обучаемых формируются навыки и умения, необходимые психологические качества, и профессиональные позиции.

!? Подготовленный в рамках данной концепции специалист много знает, но мало умеет.

++++

В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции – ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ.

Процесс обученияздесь понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий.

Под понятием в этом случае понимается результат ассоциаций по смыслу, абстрагирования и обобщения знаний, которые относятся к изучаемому явлению.

Большое внимание в этой теории уделяется обучению детей приемам умственной деятельности - сравнению, обобщению, абстрагированию.

Материалистическая теория познания: «от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике».

Объективный материальный мир отражается в сознании. Но не зеркально, а в виде ряда абстракций, понятий, законов, закономерностей, в которых раскрывается сущность познаваемых явлений и процессов, их внутренние связи.

Процесс познания начинается с чувственного восприятия.

Воздействие объективного мира на органы чувств приводит к возникновению ощущений и представлений.

Ощущения и представления осмысливаются в сознании.

В результате чего отсекается все несущественное, случайное и формируются абстрактные понятия, законы и закономерности.

Правильность открытых законов и закономерностей проверяется практикой, которая является критерием истины.

2 ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ/А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин/ опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия)

и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством целенаправленного и мотивированного решения задач (проблем).

Разработчики отдельных направлений деятельностной теории ставили акценты на различные компоненты целостной структуры деятельности:

*(теория содержательного обобщения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова,

*теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина — Н. Ф. Талызиной,

*теория социального научения А. Бандуры — Е. Маккоби (выделена отдельно),

*когнитивная теория учения Д. Бруннера — С. Пайперта).

Теория поэтапного формирования умственных действий (теория интериоризации) /П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина/. В основе – идея о принципиальной общности внутренней психической и внешней физической, материализованной деятельности человека.

Усвоение опыта происходит путем интериоризации («материальная» /внешняя/ деятельность переходит во внутренний умственный план).

Этапы:

предварительное знакомство с действием,

создание ориентировочной основы действия;

материальное действие;

этап внешней речи – проговаривание вслух осваиваемого действия;

этап внутренней речи;

этап автоматизированного действия (навык).

ПОДРОБНЕЕ — ЭТАПЫ:

Ориентировочная основа деятельности представляет собой систему представлений о цели, плане, средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия.

Цикл усвоения ориентировочной основы действия состоит из 5 этапов.

На 1-ом этапе обучаемые предварительно знакомятся с действием (по инструкции, описанию, визуально), в результате чего у них формируется представление о том, как выполнять разучиваемое действие.

На 2-ом этапе обучаемые выполняют реальные действия на тренажерах, макетах или другой учебной технике.

Это этап материализованного действия, когда задания выполняются во внешней материальной развернутой форме.

Обучаемые в это время осуществляют контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.

После решения нескольких однотипных задач необходимость обращения к ориентировочной основе действия отпадает.

На 3-ом этапе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.

При этом происходит их дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация.

Ориентировочная основа действия на этом этапе не является необходимой, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого.

На 4-ом этапе действие проговаривается про себя.

Доказано, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.

Завершается процесс усвоения 5-ым этапом (умственным), то есть переходом действия во внутренний план.

Для этого этапа характерно сокращение и автоматизация действия до такой степени, что обучаемый способен мысленно воспроизвести его в свернутом виде, то есть в речи про себя.

На 1-ом и 2-ом этапах все операции выполняются последовательно и в полном объеме, в строгом соответствии с ориентировочной основой действия.

На последующих этапах, за счет свертывания отдельных операций, действие все больше сокращается и автоматизируется.

Сильными сторонами данной теории являются

сокращение формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий;

достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;

обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций;

возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.

К слабым сторонам теории поэтапного формирования умственных действий относятся:

существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний;

сложность разработки методического обеспечения (подробные ориентировки с указанием строгой последовательности выполняемых операций);

формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.

3 БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ/Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер/.

Наши рекомендации