Пять режимов трудовой реабилитации.

(устанавливается индивидуально для каждого больного)

0 – режим временного непосещения больным кабинета эрготерапии.

1 – режим палатный (больной занимается ТТ в палате).

2 – режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другой кабинет; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора по труду.

3 – режим сокращенного рабочего дня (предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного на 1 ч рабочего дня, то есть дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы).

4 – режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (стабильность трудовой установки). Назначается при неспособности больного к переключению от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам труда.

5 ‑ режим полного рабочего дня. Больной выполняет различные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственную работу в системе самообслуживания.

В кабинете эрготерапии имеется:

1.Комплекс механических тренажеров для активной разработки верхних конечностей.
2. Комплекс по ориентированию в пространстве для лиц с нарушением зрения в «модуле жилой квартиры».

3. Комплекс методов эрготерапии для развития двигательной функции кистей рук.

4.Комплекс обучения незрячих клиентов использованию опций смартфона.

5.Комплекс ориентирования в пространстве инвалидов по зрению при использовании белой трости.

6. Комплекс методов эрготерапии при социально-бытовой адаптации клиентов с ограничением двигательной функции верхних конечностей.

7. Комплекс использования стола механотерапии для развития силы мышц верхних конечностей в адаптационном обучении клиентов.

Абсолютные противопоказания к ТТ: острые лихорадочные состояния, воспалительные заболевания в фазе обострения, наклонность к кровотечению, каузалгия, злокачественные новообразования.

Относительные противопоказания к ТТ: обострение основного заболевания, субфебрильная температура различного происхождения, гнойные раны в период, когда больному требуется уход.

Приложение 5

Кабинет эрготерапии.

Тренажер для пассивной разработки верхних конечностей «KINETEC Maestra».

Пять режимов трудовой реабилитации. - student2.ru

Тренажер для активно-пассивной разработки верхних и нижних конечностей «THERA-FIT»;

Пять режимов трудовой реабилитации. - student2.ru

Медицинская документация

Медицинская документация, отражающая проведение психосоциальной реабилитации

Заповеди психического здоровья:

Заповедь первая: не надо "переделывать" окружающих на свой лад. Взаимоотношения между людьми бывают сложными. Психологи давно заметили, что тот, кто слишком много ожидает от окружающих, постоянно чувствует себя раздраженным. Принцип уступчивости и сопереживания особенно важен для преодоления супружеских разногласий. Бурные отрицательны эмоции, не только не способствуют разрешению конфликта, но ивредят состоянию здоровья человека. Напряжение, отрицательная эмоция сопровождается сильным возбуждением нервной системы. В кровь поступает большое количество адреналина, что ведет к резким, порой отрицательным изменениям функций ряда органов и систем.

Первобытный человек разряжал свои эмоции интенсивной мышечной деятельностью в форме бегства. У современного человека – любая физическая активность: полезно подвигаться, походить, увлекательная физическая работа.

Заповедь вторая: не оставайтесь один на один со своими неприятностями. Существенные неприятности могут вызвать у некоторых угнетенное состояние, стойкую депрессию, И тогда все мысли как бы концентрируются на травмирующих переживаниях. Все окружающее представляется в мрачном свете. В таком положении человек не в состоянии самостоятельно и объективно оценить сложившиеся трудности. Как же смягчить тягостные переживания, остро развившееся отчаяние? В 9 из 10 подобных ситуациях помогает рассказ оних товарищу, другу, рассудительному человеку, которому доверяешь. Рассказ, полученный совет ведет к разрядке эмоционального напряжения, позволяет посмотреть на больной вопрос другими глазами. "Сказал и тем душу облегчил " - гласит латинская пословица.

В более серьезных случаях рекомендуется излить душу психотерапевту или пользоваться "линией доверия", "телефонам доверия". Не следует при разговоре перебивать раздруженного, нужно дать ему высказаться до конца, иначе человек "сорвется", повысит голос, станет грубить и все равно выговорит накопленное. "Закупоренный гнев способен разорвать бутылку".

Заповедь третья. Неуклонное совершенствуйте себя (о комплексе неполноценности). Некоторые люди часто испытывают недовольство собой, живут в постоянной напряженности, считая, что они хуже других. Недовольны физическими недостатками (внешностью, строением отдельных частей тела), другие своими психическими качествами (стеснительность, робость). Поэтому у человека создается выраженная эмоциональная напряженность, которая влияет и на поведении человека.

У некоторых юношей и девушек это связано с их внешностью благодаряих родителям и родственникам после слов: "Ну и лопоухий же ты", "И в кого ты такая уродилась", "Какой же ты у нас некрасивый" и т.д. Конечно, переживание комплекса неполноценности не всегда приводят к выраженным невротическим расстройствам, но эти переживания порою бывают очень тягостными, навязчивыми и оказывают серьезное влияние на жизненный путь человека.

Заповедь четвертая:не ожидай "манны с небес".

Надо чтобы притязания не расходились с трудолюбием, способностями, знаниями и возможностями.

Заповедь пятая: избегайте односторонних суждений, умейте посмотреть на себя со стороны. Есть люди, у которых односторонность мышления, повышенная впечатлительность, эмоции заслоняют здравый смысл. Они раздражительны, мстительны, часто пишут в разные инстанции жалобы, замечают недостатки у других, но не признают их у себя. В этом случае следует постараться стать выше личных настроений, эмоций. На этой почве нередко развивается психическое заболевание, требующее длительного специального лечения.

Заповедь шестая: не удерживайте в своем сознании тревожные мысли о здоровье. Это предупреждение, прежде всего к вам, обучающегосям училища, чтобы все симптомы и диагнозы "не примеряли" на себя. Следует обратиться к специалисту, если у вас возникли какие-то мысли. Будьте оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью и счастью во многих случаях находятся в наших руках!

Заповедь седьмая: не старайтесь сохранить со всеми хорошие отношения. Чем сильнее вы зависите от мнения окружающих и менее уверены в себе, тем более уязвимы психологически. Подбадривайте свое внутреннее “Я” словами Пушкина “Ты сам свой высший суд”. Не напрашивайтесь на чужое одобрение – будет меньше поводов для стресса.

Заповедь восьмая: зажигайте лампочки добра. Почаще благодарите, друг друга, говорите спасибо.

Благодарить – благо дарить человеку,

Спасибо – значит, спаси тебя Бог.

Дать можно только то, что имеешь сам.

Л Пять режимов трудовой реабилитации. - student2.ru юбовь

Здоровье РАДОСТЬ В ЖИЗНИ.

Добро

Милосердие

Твори добро, нет большей радости,

И жизнью жертвуй и спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души …

Когда кипишь, судьбой унижено

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой, остынь, поверь действительно,

Все встанет на свои места,

Ты – сильный, сильные не мстительны

Оружие сильных – доброта!

Ни о чем не жалейте.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось – нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось,

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось,

Да надежды, как птицы, царили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья,

Если даже за все вам – усмешка в ответ

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство,

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте,

Поздно начали вы или рано ушли

Кто-то пусть гениально играет на флейте,

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

А.Дементьев

В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

Инвалид - лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, что приводит к ограничению нормальной жизнедеятельности, вызывает у лица потребность в социальной помощи и усиленной социальной защите, а также выполнения со стороны государства соответствующих мер для обеспечения ее законодательно определенных прав.

Ребенок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, что приводит к ограничению нормальной жизнедеятельности и вызывает необходимость предоставления ей социальной помощи и защиты.

Инвалидность - мера потери здоровья и ограничения жизнедеятельности, препятствует или лишает конкретное лицо способности или возможности осуществлять деятельность способом и в пределах, считающихся для лица нормальными в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.

Потеря здоровья - наличие болезней и физических дефектов, которые приводят к физическому, душевного и социального неблагополучия.

Жизнедеятельность - повседневная деятельность, способность организма лица осуществлять деятельность способом и в пределах, обычных для человека.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом вследствие заболевания, травмы или врожденных пороков способности или возможности самообслуживания, самостоятельного передвижения, общения, ориентации, контроля своего поведения.

Медико-социальная экспертиза - определение на основе комплексного обследования всех систем организма конкретного лица меры потери здоровья, степени ограничения его жизнедеятельности, вызванного стойким расстройством функций организма, группы инвалидности, причины и времени ее наступления, а также рекомендаций относительно возможных для лица по состоянию здоровья видов трудовой деятельности и условий труда, потребности в постороннем уходе, соответствующих видов санаторно-курортного лечения и социальной защиты для полного восстановления всех функций жизнедеятельности человека.

Предупреждение инвалидности - осуществление комплекса медицинских, гигиенических, физических, педагогических, психологических, профессиональных и других мер, направленных на профилактику перехода заболевания, последствий травмы или изъяна в постоянное ограничение жизнедеятельности или инвалидность лица или на уменьшение тяжести инвалидности.

Устранение ограничений жизнедеятельности - система мер, направленных на создание условий для достижения или восстановления лицом оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня жизнедеятельности и обеспечения ее законодательно определенных прав;

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, физических, профессиональных, трудовых мероприятий, направленных на предоставление лицам помощи в восстановлении и компенсации нарушенных или утраченных функций организма, устранении ограничений их жизнедеятельности для достижения и поддержания социальной и материальной независимости, трудовой адаптации и интеграции в общество.

Реабилитационные услуги - услуги, направленные на восстановление оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня жизнедеятельности человека с целью содействия ее интеграции в общество.

Реабилитационные мероприятия - комплекс мер, которыми осуществляется реабилитация инвалидов.

Медицинская реабилитация - система лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма человека, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей организма с целью обеспечения условий для возвращения лица к нормальной жизнедеятельности, на профилактику осложнений и рецидивов заболевания.

Психолого-педагогическая реабилитация - система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи, в частности относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки лицом своих возможностей, усвоение правил общественного поведения путем осуществления системной учебно-воспитательной работы.

Профессиональная реабилитация - система мероприятий, направленных на подготовку человека к профессиональной деятельности, восстановление или получение профессиональной трудоспособности путем адаптации, реадаптации, обучение, переобучение или переквалификации с возможным последующим трудоустройством и необходимым социальным сопровождением с учетом личных склонностей и пожеланий лица.

Трудовая реабилитация - система мероприятий, разработанных с учетом склонностей, физических, умственных и психических возможностей человека и направленных на овладение трудовыми навыками обеспечения трудовой деятельности и адаптацию в производственных условиях, в том числе путем создания специальных или специально приспособленных рабочих мест.

Физкультурно-спортивная реабилитация - система мероприятий, разработанных с применением физических упражнений для восстановления здоровья человека и направленных на восстановление и компенсацию с помощью занятий физической культурой и спортом функциональных возможностей ее организма для улучшения физического и психологического состояния.

Физическая реабилитация - система мероприятий, направленных на выработку и применение комплексов физических упражнений на разных этапах лечения и реабилитации, которые обеспечивают функциональное восстановление лица, выявляют и развивают резервные и компенсаторные возможности организма путем выработки новых движений, компенсаторных навыков, пользования техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения.

Социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на создание и обеспечение условий для возвращения лица к активному участию в жизни, восстановление его социального статуса и способности к самостоятельной общественной и семейно бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, социального обслуживания удовлетворения потребности в обеспечении техническими и другими средствами реабилитации.

Психологическая реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию психологических функций, качеств, свойств личности, создание благоприятных условий для развития и утверждения личности.

Социальная помощь - система мер, направленных на возвращение лица к активной жизни и труда, восстановление социального статуса и формирование у лица качеств, установок по приспособлению к условиям нормальной жизнедеятельности путем правовой и материальной защиты ее существования, подготовки к самообслуживанию с формированием способности к передвижению и общения , повседневных жизненных потребностей и т.д..

Абилитация- система мер, направленных на овладение лицом знаний и навыков, необходимых для ее независимого проживания в социальной среде: осознание своих возможностей и ограничений, социальных ролей, понимания прав и обязанностей, умение осуществлять самообслуживание.

Профессиональная ориентация - научно обоснованная система форм, методов, средств воздействия на человека для содействия ее профессиональному самоопределению на основе учета состояния здоровья, образовательного и квалификационного уровня, интересов, способностей, индивидуальных, психофизиологических особенностей и потребностей отраслей экономики.

Профессиональный отбор - научно обоснованная система определения степени пригодности лица к конкретной профессии, специальности в соответствии с установленными законодательством нормативных требований.

Профессиональная адаптация - система мероприятий, направленных на обеспечение успешного профессионального становления работающего лица, формирование у нее профессиональных качеств, установок, потребности активно и творчески работать.

Психологическая поддержка - система социально-психологических, психолого-педагогических способов и методов помощи лицу с целью оптимизации ее психоэмоционального состояния в процессе формирования способностей и самосознания, содействия профессиональному самоопределению, повышению конкурентоспособности на рынке труда и направлению усилий лица на реализацию собственной профессиональной кар ' Интерьеры.

Психолого-педагогическое сопровождение - системная деятельность практического психолога и коррекционного педагога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, успешной адаптации, реабилитации, личностному становлению лица, нормализации семейных отношений , ее интеграции в социум.

Психологическая адаптация - система мероприятий, направленных на формирование у лица способности приспосабливаться к существующим в обществе требованиям и критериям за счет присвоения ей норм и ценностей данного общества.

Рабочее место инвалида - место или производственный участок постоянного или временное нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Специальное рабочее место инвалида - отдельное рабочее место или участок производственной площади, требует дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оборудования и т.п..

Индивидуальная программа реабилитации - комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка и места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей конкретного лица к выполнению видов деятельности, определенных в рекомендациях медико-социальной экспертной комиссии .

Реабилитационное учреждение - учреждение, предприятие, учреждение, в том числе их отделения, структурные подразделения, независимо от формы собственности, осуществляет реабилитацию инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с государственными социальными нормативами в сфере реабилитации.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Перечислите социальные ограничения, обусловленные инвалидностью.
  2. Дайте определение понятия "социальная реабилитация инвалидов".
  3. Какова структура социальной реабилитации инвалидов?
  4. Раскройте содержание социально-средовой и социально- бытовой реабилитаций.
  5. Какова структура социальной среды жизнедеятельности инвалидов?
  6. Как Вы понимаете выражение "стационарное устройство в жилой среде"?
  7. Что входит в определение "нестационарные приспособления индивидуального пользования"?
  8. С какими психологическими проблемами сталкиваются инвалиды?
  9. Дайте характеристику социально-психологическим аспектам положения инвалидов в различных микрогруппах.

Форма промежуточного контроля по дисциплине: экзамен

Примерные вопросы

1. Современные представления об инвалидности.

2. Инвалидность как медико-социальная проблема

3. Понятие «инвалид». Основания определения группы инвалидности.

4. Психологические аспекты инвалидности.

5. Понятие социальной защиты инвалидов.

6. Понятие реабилитации инвалидов.

7. Медико-социальная помощь инвалидам и медико-социальная работа с инвалидами: общность и различия понятий.

8. Психологические аспекты реабилитации.

9. Понятие медико-социальной экспертизы.

10.Порядок осуществления медико-социальной экспертизы инвалидов.

11.Законодательные основы медико-социальной экспертизы.

12.Понятие об экспертном решении.

13.Критерии определения инвалидности.

14.Порядок признания граждан инвалидами.

15.Порядок переосвидетельствования инвалидов.

16.Государственная служба медико-социальной экспертизы.

17.Организация деятельности учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

18.Медицинские меры реабилитации инвалидов.

19.Реабилитационные учреждения медицинского профиля.

20.Социальные меры реабилитации инвалидов.

21.Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов.

22.Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

23.Государственная служба реабилитации инвалидов.

24.Источники финансирования реабилитационных мероприятий.

25.Социально-бытовая адаптация инвалидов.

26.Социально-средовая реабилитация инвалидов. Роль семьи, коллектива, общества.

27.Социальная интеграция инвалидов. Понятие. Пути достижения

28.Профессиональная реабилитация инвалидов. Понятие, структура, технология.

29.Профессиональная ориентация и консультирование.

30.Профессиональное обучение инвалидов в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности.

31 .Понятие о рациональном трудоустройстве.

32.Понятие о доступной для инвалидов среде жизнедеятельности.

33.Нормативно-правовая база создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

34.Бытовая, образовательная среда жизнедеятельности и критерии доступности ее для инвалидов.

35.Решение проблем доступности среды жизнедеятельности для различных категорий инвалидов.

36.Проблемы инвалидов в России.

37.Гарантии соблюдения прав инвалидов в сфере социального обслуживания.

38.Формы социального обслуживания инвалидов.

39.Социально-медицинское обслуживание инвалидов на дому.

40.Стационарное социальное обслуживание инвалидов.

41.Основные международные акты, регулирующие отношения в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов.

42.Понятие инвалидность у детей.

43.Порядок переосвидетельствования ребенка-инвалида.

44.Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

45.Основные принципы реабилитации детей-инвалидов.

46.Социально-бытовая реабилитация лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

47.Социально-бытовая адаптация лиц с нарушением функции опорно-двигательного аппарата.

48.Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушением слуха.

49.Социально-средовая и социально-бытовая реабилитация инвалидов с нарушением зрения.

50.Программа социальной реабилитации инвалидов с психическими расстройствами.

51.Социально-трудовая адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью.

52. Деятельность общественных организаций по оказанию медико-социальной помощи инвалидам.

53.Основные формы физического воспитания инвалидов.

54.Отношение общества и государства в разные исторические периоды к инвалидам и инвалидности.

55.Основные направления профилактики инвалидности в РФ.

Наши рекомендации