Психодрама. Определение. История возникновения метода. Общая характеристика

Введение.

У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама.

Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных - это импровизация. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность, где вещи и животные могут говорить, где чувства воплощаются в персонажей, где части личности действуют как самостоятельные герои, где мертвые оживают и где возможны волшебства и чудеса. Еще одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике (обмен ролями, дублирование, зеркало и многие другие), позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.

Сейчас психодрама прочно занимает позицию жизнеспособной альтернативы другим терапевтическим подходам; она развилась в систематический метод с разработанными стратегиями и техникам во многом благодаря Зерке Т. Морено, чей вклад в эту область огромен.

Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Термин свободно используется для обозначения, кроме всего прочего, клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, драматерапии, театра импровизаций и даже спонтанного хэппенинга.

Психодрама. Определение. История возникновения метода. Общая характеристика

Основоположником в использовании драматургических элементов в терапии был Дж. Л. Морено(1889 – 1974). Морено называл датой рождения своего метода — психодрамы — 1 апреля 1921 года. Именно в этот день в Венском Театре Комедии состоялась первая в истории социодрама. Первое представление тогда провалилось, но тем не менее, это событие вошло в историю психотерапии как первый опыт публичного экспериментирования с методами действия.

Самые первые идеи психодрамы начали появляться у молодого Морено значительно раньше. Будучи студентом, в 1908-1911 годах он импровизированно играл с детьми, гуляя в парках Вены. Еще раньше он организовывал в детских компаниях различные ролевые игры.

Сам Морено называет своей первой психодраматической сессией игру в Бога, которую он играл с детьми в возрасте четырех с половиной лет.

Ориентируясь на эти примеры, можно считать психодраму ровесницей ХХ века, с историей которого непосредственно связано ее появление, развитие и мировое распространение[2].

Морено проявлял неизменный интерес к общественным событиям и уже в 20-х годах начал работать с большими социальными группами (например, с итальянскими крестьянами-мигрантами).

Его идеи исцеления как индивидов, так и сообществ актуальны и сегодня. И конечно, он не мог быть равнодушен к событиям в России, где происходили бурные социальные эксперименты, оказывающие воздействие на все человечество. Россия интересовала Морено не только как эпицентр социальных инноваций и катаклизмов. Морено высоко ценил русскую театральную школу, прежде всего работы К. Станиславского, оказавшие существенное влияние на развитие его подхода. Русский театр, русская литература в лице Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова — это примат внутренних психологических событий над внешним сюжетом. То же является и центральной особенностью психодрамы как театрального действия, где драма разыгрывается на сцене человеческой души[7].

Термин «классическая психодрама» относится к оригинальному методу, разработанному Морено.

Ее наиболее специфическая характеристика в том, что она относится в равной степени как к теории Морено, так и к терапевтической процедуре как неразделимым аспектам единой системы.

Этот подход называют классическим, поскольку он основан на историческом факте, что теория и ее применение развивались вместе рука об руку. Модель психодрамы Морено отличается от более поздних моделей, разработанных в последние 15-20 лет, которые обозначают как нео-классический подход к психодраме[5].

Психодрама основана на допущении, что люди - это актеры, выходящие на различные подмостки в течение жизни. Мир – театр, а люди в нем — актеры; У каждого есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Эта цитата из комедии Шекспира "Как вам это понравится?” отражает сущность психодрамы. Недавно идея о ролях, которые играют люди, заинтересовала социальных, клинических и детских психологов, в результате сформулировавших обширные теории человеческого жизненного цикла и индивидуальных средств саморегуляции.

Они пришли к заключению, что люди, идя сквозь время, восходят на новые ступени жизни, каждая из которых является переломным моментом, содержащим в себе либо возможности для роста, либо потенциальный личностный кризис.

В любом случае сложности в жизни требуют от человека повышенной способности к адаптации и саморегуляции. Участникам психодрамы предлагается снова сыграть значительные для себя роли, выразить свой внутренний мир с помощью группы. Каждый аспект жизни, начиная с детства и до старости — может быть сыгран вновь: рождение и смерть детей, плач ребенка, родительская ссора, свидание подростков, споры о женитьбе или разводе, смерть старика в больничной палате, мысли молодой женщины об аборте, автомобильная катастрофа, смерть на войне, насилие и жажда отмщения, разговор алкоголика с пустой бутылкой ликера.

Психодраматические сцены изображают предсказуемое развитие событий или внезапные жизненные кризисы, внутренние конфликты или запутанные взаимоотношения. Постановки так же различны, как и судьбы людей, участвующих в них. Несмотря на все различия, во всех постановках существует один общий элемент, благодаря которому они становятся коррекционными: выражение личной правды в защищенном мире воображения как средство в творческой и адаптивной манере овладевать стрессовой ситуацией, как попытка стать хозяином положения[6]. Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Термин свободно используется для обозначения, кроме всего прочего, клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, драматерапии, театра импровизаций и даже спонтанного хэппенинга.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношениях с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, Креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

Простейшие определения психодрамы, такие, как «наука, исследующая «правду» драматургическим методом» или «теория, философия и методология Морено», неадекватны.

В то же время утверждение, что психодрама не может быть четко определена, так как основана на доверии к субъективному опыту, неприемлемо.

Проблема определения психодрамы возникла вместе с появлением терминологии Морено. Оригинальные определения Морено часто непоследовательны и противоречивы, особенно когда идет речь о целях психодрамы.

Ему принадлежат такие разные определения:

· теология с религиозными постулатами,

форма драматического искусства с эстетическими идеалами,

· политическая система с общественными ценностями,

наука с исследовательскими претензиями,

· психотерапевтический метод с целью излечения и философия жизни.

Келлерман определяет психодраму как специфический психотерапевтический метод, подход к решению психологических проблем. Психодрама — это метод психотерапии и психокоррекции, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения [6].

Наиболее оптимальным является определение, которое дает Осипова А.А.

Таким образом, психодрама — это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами[9].

В психодраматической игре можно испытать радость полета птицы, или пережить трогательность романтического свидания. Средства психодрамы позволяют перевоплотиться в идеального героя, или на время побывать, скажем, в роли Мэрилин Монро. Затем, используя опыт, приобретенный в этом состоянии (часто это уже существующий опыт, только спрятанный за комплексами и психологическими защитами), перенести его на реальные жизненные ситуации, в которых раньше испытывались затруднения.

Психодрама - это, прежде всего, вид психотерапии. Он имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама-терапия, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.

Сеанс психодрамы разделяется на три этапа: 1) подготовительный, 2) основной (само представление или «инсценизация») и 3) заключительный (когда происходит обмен впечатлениями). Вначале определяется «проблема», выбирается «герой», чья проблема разыгрывается, и выделяются подыгрывающие лица, помогающие разобраться в конфликте, оппонирующие главному действующему лицу («протагонисту») или замечающие для него правильное рациональное решение («alter-ego», или «дублер»). Психотерапевт выступает в качестве режиссера, но отнюдь не директивного руководителя. «Дублер», или вспомогательное «Я», выступает как сотерапевт, неназойливо помогая герою найти продуктивный выход из создавшейся ситуации. Обсуждение, как и само представление, богато сильными аффективными реакциями (иногда приглашаются и члены семьи), а «протагонист», чья проблема разыгрывается, проецирует свои переживания из мира психодрамы в мир реальный, адаптируясь в нем при помощи наигранных шаблонов правильного поведения.

Позиция человека в группе, как считает Морено, определяется процессом взаимного «выбора по чувству», ибо перенесение эмпатий («вчувствований», «сопереживаний») с одного человека на другого (по Морено, «телепроцесс») рассматривается как фактор, главенствующий в межличностных взаимоотношениях. Последующий «обмен ролями», осуществляемый в реальных условиях, способствует разрыву одних и формированию других «телесвязей» индивидов, причем «телесвязи», образовавшиеся в раннем детстве, накладывают известный отпечаток на последующее развитие «телепроцесса» (например, по мере отчуждения ребенка от матери ослабевают мотивы идентификации его с матерью). Консолидация новых ролей облегчает поведение человека в соответствии и с избранной им ролью, и с наличием определенных эмпатий. «Фрустрация, субституция и социализация энергии и телепроцесса» являются, по Морено, негативными слепками с творческого процесса. Происходящий в психодраме процесс использования творческих потенций освобождает человека от неадекватных и патологических реакций на жизненные ситуации.

Психодраматический метод плодотворно используется и в областях, совершенно далеких от сферы решения личностных проблем. Речь идет о психологических тренингах самого различного спектра: бизнес, политика, образование, профессиональная подготовка, организационное развитие и многое другое. Психодрама, как метод действия, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами подготовки. Во-первых, она работает с реальными ситуациями из жизни и деятельности участников, а это значит, что она максимально приближена к действительности. Во-вторых, психодраматический процесс протекает не в рассуждении, а в действии, что позволяет активно задействовать не только интеллект, восприятие и память, но и эмоционально-чувственные и телесно-двигательные составляющие поведения человека. Это способствует большей эффективности практических решений и прочности освоения опыта. В-третьих, в отличие от обычного тренинга навыков, такой способ работы позволяет затрагивать более глубокие личностные пласты. А это означает, что появляется возможность, с одной стороны, искать и прорабатывать внутриличностные препятствия эффективной деятельности (барьеры, стереотипы, страхи и т. п.). С другой стороны, такая работа помогает раскрытию внутриличностных ресурсов, повышению спонтанности и творческого потенциала человека[9].

Наши рекомендации