Эмоционально-негативные состояния
В практической работе врача часто встречаются эмоционально-негативные состояния тревоги и депрессии.
Эмоция тревоги рассматривается как переживание, возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания – ситуациях психологической нестабильности с непредсказуемым исходом. Р.М. Грановская рассматривает тревожность как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Тревога – эмоция, направленная в будущее, связанная с ожиданием возможных неудач. Это ожидание реализуется в соответствующей психологической установке, согласно которой строится поведение. Слабая тревога мобилизует, сильная – дезорганизует интеллектуально-мнестическую деятельность человека.
Тревожность, как свойство личности, состоит в эмоциональном проявлении неуверенности в будущем, в то время как беспечность - в проявлении избыточной уверенности. Надежда занимает промежуточное положение между ними. Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.
Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть родных, разрыв дружеских или любовных отношений, и т.п. В депрессивных состояниях актуализируется негативный опыт прошлого, происходит своеобразная «фиксация» на психотравмирующих обстоятельствах прошлой жизненной ситуации. Как отмечает А. Кемпински, «человек тянет за собой багаж прошлого в своих эмоциональных реакциях, которые, в результате нагрузки этим багажом, могут оказаться несоизмеримыми в актуальной ситуации».
У больного, находящегося в депрессивном состоянии, отмечается повышенная восприимчивость и переоценка отрицательных сторон, мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего; на этой почве могут возникать идеи самообвинения, самоуничижения, греховности.
В психологии описаны и другие эмоциональные состояния: например, состояние нервно-психического напряжения (стресс), или состояние, возникающее в ситуации, когда побуждение человека к достижению эмоционально значимой в данный момент цели наталкивается на непреодолимое препятствие (фрустрация).
Эмоционально-негативные состояния имеют значение при развитии, так называемых, психосоматических заболеваний. К психосоматическим заболеваниям относятся такие соматические расстройства, в этиопатогенезе которых существенная роль принадлежит психологическим, в частности, эмоциональным факторам. Например, к психосоматическим нарушениям относятся гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и другие. Рассматривая вопрос об особенностях эмоциональной сферы больных психосоматическими расстройствами, наиболее часто отмечают застойность эмоций, склонность к длительному переживанию, к хронизации эмоционально-негативных состояний, недостаточную гибкость, пластичность, вариативность эмоциональных реакций. Эмоции приобретают свойства патогенного фактора лишь в особых условиях, когда наблюдается развитие эмоциональных состояний необычной силы и длительности.
Помимо депрессии и тревоги, к эмоционально-негативным психическим состояниям относятся также такие явления, как стресс, фрустрация, кризис.
Фрустрация – состояние, которое возникает у человека, когда на пути достижения значимых целей он встречает непреодолимое препятствие. Иначе говоря, фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо значимой цели. В самом обычном случае фрустрация возникает, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Обстоятельства могут быть объективными: хочется пить, а воды поблизости нет. Однако часто фрустрация возникает также как следствие противоречия личных желаний и ограничений, предписаний, запретов, налагаемых обществом. Фрустрация чаще всего рассматривается как явление, имеющее для человека негативный смысл. Однако следует также иметь в виду, что вызванное фрустрацией напряжение может способствовать достижению цели, мобилизуя и активизируя все возможные соматические и психические ресурсы человека. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов оно достигает такого уровня интенсивности, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер. В этой связи была создана концепция фрустрации-агрессии, в соответствии с которой фрустрация всегда влечет за собой агрессию, а агрессия является следствием пережитых ранее фрустраций.
Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – психофизиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Канадский биолог и врач Ганс Селье разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривается как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивает его адаптацию к актуальным условиям существования. Стресс может быть вызван ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро приянть важное решение, повышенными умственными, эмоциональными или физическими нагрузками. При этом организм отвечает комплексной защитной реакцией, в незначительной степени зависящей от специфики действующего раздражителя. Часто стрессовое состояние может возникнуть и при действии не очень интенсивного раздражителя, если он личностно важен для человека. По мнению Селье, стресс представляет собой совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности: борьбе, сопротивлению или бегству.
При воздействии стрессора на психику человека, согласно Селье, развертывание событий происходит в следующей последовательности: в коре головного мозга формируется стойкий очаг возбуждения, из которого импульсы поступают в гипоталмус, гипоталамус высвобождает рилизинг-гормон, который заставляет гипофиз выделять в кровь большое количество адренокортикотропного гормона (АКТГ), под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин, под действием которого учащается и усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление, увеличивается содержание сахара в крови и т.д. – таким образом организм подготавливается к интенсивной нагрузке. В развитии стресса было выявлено три основные стадии:
1. Реакция тревоги, во время которой организм перестраивается к функционированию с большим напряжением.
2. Стадия сопротивления (резистентности), которая характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. На этой стадии все параметры жизнедеятельности стабилизируются и закрепляются на новом, более высоком уровне.
3. Стадия истощения, когда под длительным воздействием стрессора силы организма иссякают, резервы истощаются, зарождаются патологические дистрофические процессы в организме. В том случае, если адаптационных и компенсаторных ресурсов личности оказывается достаточно, то третья стадия может и не наступить.
Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному эффективному поведению в различных стрессовых ситуациях, используя механизмы психологической защиты и копинг-поведение.