РАЗДЕЛ 3. Развитие личности в процессе социализации
Тема 7. Социальное поведение личности.
Специфика исследования личности в социальной психологии. Развитие личности в процессе социализации. Определение понятия социализации. Личность как продукт социальных факторов. Социальная детерминация личностного развития. Становление социально-психологических качеств личности. Теория личностных конструктов (Дж.Келли). Социальная обусловленность формирования и развития личностных черт: альтруизма, конформности, агрессивности и др. Ситуативные детерминанты конформности. Реакции на социальное влияние. Невмешивающийся свидетель как конформист. Определение агрессии и агрессивности. Агрессия как результат социального научения. Враждебная и инструментальная агрессия (Д.Майерс). Концепция инстинктивной агрессии (З.Фрейд; К.Лоренц). Предпосылки деструктивного социального поведения личности (Э.Фромм). Причины агрессивного поведения (Д.Майерс). Теория фрустрации-агрессии (Н.Миллер, Дж.Доллард). Эксперимент Ю.Бернстайна и Ф.Уорчела; эксперименты Л.Берковица. Социально-психологические факторы ослабления агрессии. Поощрение альтернативных форм поведения. Способы стимулирования эмпатии. Эмпатия как источник альтруизма. Теории альтруизма: социального обмена; социальных норм; эволюционной психологии (Д.Майерс). Развитие альтруистических мотивов личности. Развитие индивидуальных различий в процессе социализации. Социальные мотивы поведения личности. Социальное влияние на эмоции (У.Джеймс). Интерпретация эмоций ситуативными причинами; причины неадекватной атрибуции; эксперимент С.Шехтера и Дж.Сингера. Реакции личности на социальное влияние: подчинение, идентификация, интернализация (Э.Аронсон). Послушание как форма подчинения; эксперименты С.Милграма. Личность как открытая система. Социальные факторы становления индивидуальных различий. Влияние социального окружения на изменение поведения личности: подражание, заражение. Социальная фасилитация (Ф.Оллпорт; Р.Зайенс). Эксперимент Р.Зайенса и С.Сейлза. Социальная леность (Д.Майерс). Принцип ситуационизма в социальной психологии (К.Левин). Принцип субъективной интерпретации ситуации: когнитивные структуры, схемы, стратегии осмысления наблюдаемых событий (Ж.Пиаже, Ф.К.Бартлетт, С.Эш). Социальные детерминанты развития Я-концепции личности. Влияние личности на групповые процессы, деятельность группы, межличностные отношения. Формы социальной активности личности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Обосновать позитивные и негативные последствия конформизма, агрессии, альтруизма.
2. Привести примеры социальной лености и социальной фасилитации.
3. Обосновать возможные модификации экспериментов по теме.
Литература: 2-5, 7-10, 13, 14, 17, 20, 21, 24, 26-29, 33, 37-47, 51-55, 61, 64, 66, 67, 70, 72, 73, 78, 80-84, 90-95, 97, 98, 100-104, 107, 111, 112, 115, 116, 118, 121, 123, 124, 126, 128-130, 134, 139, 141, 143, 147-151.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, дискуссия, метод конкретных ситуаций и инцидента, поведенческий тренинг, деловая игра, ролевая игра.
Тема 8. Развитие социальных установок и предрассудков.
Понятие социальной установки в психологии. Фиксированная и ситуативная установка (Д.Н.Узнадзе). Отношение как психологическая категория (В.Н.Мясищев). Понятие аттитюда в социальной психологии (У.Томас, Ф.Знанецкий; Г.Оллпорт). Метод шкалирования в измерении аттитюдов (Л.Терстоун). Функции аттитюдов. Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты аттитюда (М.Смит, К.Ховлэнд). Расхождение аттитюдов и реального поведения: парадокс Лапьера. Взаимосвязь убеждений, установок, намерений и поведения личности. Теория мотивированного поступка и модель предсказания намерений и поведения (М.Фишбейн). Диспозиционная регуляция социального поведения личности (В.А.Ядов). Факторы изменения социальных установок. Исследования аттитюдов школьников; эксперимент Дж.Миллса. Смена аттитюда как способ уменьшения диссонанса (А.Коэн; Ф.Зимбардо). Выведение диспозиций из наблюдаемого поведения; фундаментальная ошибка атрибуции (Л.Росс). Восприятие и интерпретация человеком событий; конструирование воспоминаний. Особенности реконструирования прошлых установок. Реконструкция личностью прошлого опыта. Прогностические возможности неструктурированного интервью; «иллюзия интервью» (Л.Росс, Р.Нисбетт). Влияние социальных установок на суждения личности. Взаимосвязь ожиданий, социального поведения и атрибуции. Взаимообусловленность и взаимовлияние реального поведения и социальных установок личности. Теория самовосприятия (Д.Бем). Мотивация самооправдания. Эффект сверхоправдания; эксперименты Э.Диси и Р.Райана. Различие между причинными атрибуциями действующих лиц и наблюдателей. Различия в субъективной интерпретации социального поведения. Атрибуции здравого смысла. Предсказуемость повседневного поведения. Влияние ситуации на поведение личности. Взаимодействие личностных диспозиций и ситуации. Социальные предпосылки формирования предрассудков. Когнитивные и эмоциональные источники предрассудков. Влияние социального статуса личности на формирование предрассудков. Личностные детерминаты возникновения предрассудков. Взаимосвязь стереотипов и предрассудков личности. Религиозные установки. Расовые предрассудки. Гендерные установки, стереотипы, предрассудки (Д.Майерс). Стереотипизация как проявление феномена атрибуции. Предрассудок как мотивационная тенденция. Обусловленность предрассудков конформностью. Влияние средств массовой информации на возникновение предрассудков. Влияние предрассудков на восприятие информации (К.Ясперс). Убеждение в процессе психологического консультирования и психотерапии. Сопротивление убеждению. Влияние контекста на социальные суждения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Определить различие социальных установок, стереотипов и предрассудков.
2. Отреферировать одну из статей, разделов монографий по теме (на выбор).
Литература: 2, 6, 7-11, 13, 16, 17, 19, 20, 29, 33, 39-42, 46, 47, 49, 50, 52, 62, 64-66, 69, 71, 72, 77-80, 83-85, 87, 88, 90, 91, 94, 95, 97, 98, 100-105, 107-109, 112, 116, 118, 122, 125, 128, 129,130, 132-135, 138, 140, 141, 143, 147, 151.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, метод конкретных ситуаций, тренинг.
Тема 9. Социальная обусловленность самоактуализации личности.
Самоактуализация личности в процессе социальных взаимодействий. Имплицитная теория личности. Теория личностных конструктов (Дж.Келли). Влияние личности на ситуацию. Выбор и изменение ситуации личностью. Эксперимент Дж.Келли и А.Стахельского; «дилемма узника». Сотрудничество и актуализация в общении. Социальные цели и ценности самоактуализирующейся личности. Согласованность поведения субъектов взаимодействия. Восприятие личностью собственной эффективности (А.Бандура). Внутренний и внешний локусы контроля (Дж.Роттер). Влияние Я-концепции на прогнозирование отношения окружающих. Управление личностью собственным поведением. Влияние Я-концепции личности на субъективную интерпретацию социальной среды. Взаимосвязь рационализации поведения, уменьшения диссонанса и самооправдания личности. Диссонанс вследствие принятия решения; относительная необратимость решений (Э.Аронсон, Р.Чалдини). Вознаграждение и наказание как факторы изменения потребности во внешних и внутренних оправданиях поведения личности (Э.Аронсон). Самооправдание как ситуативная реакция личности. Обусловленность аттитюдов самооценкой личности. Мотивационные эффекты диссонанса. Практические приложения теории диссонанса (Э.Аронсон). Влияние представлений о себе на социальное поведение личности. Мотивация самоуважения личности. Взаимосвязь самоуважения и самопринятия как составляющих самоактуализации. Теория самовосприятия (Д.Бем). Взаимосвязь коллективной эффективности и самоэффективности личности. Феномен приобретенной беспомощности. Развитие социального «Я»; предрасположение в пользу своего «Я». Развитие Я-образов в социальных взаимодействиях (Д.Мид). Реалистичность оптимизма самоактуализирующейся личности. Социальная адаптация как условие самоактуализации. Манипуляция социальным окружением как альтернатива самоактуализации. Причины манипулятивного поведения; манипулятивные стили (Э.Шостром). Самопрезентация как самовыражение личности в ролевом поведении. Самореализация в социальном поведении. Социальная обусловленность проблемного поведения личности. Предрасположенность к болезням как результат социального познания. Влияние пессимизма на состояние здоровья. Социально-психологические подходы к терапии. Тренинг социальных умений.
Задания для самостоятельной работы:
1. Обосновать возможную процедуру экспериментального исследования самоэффективности, приобретенной беспомощности и реалистичности оптимизма личности.
2. Составить программу тренинга социальных умений.
Литература: 2, 3, 7, 11, 13, 17, 20, 24, 29, 31, 33, 39-42, 44, 47, 51, 52, 53, 66, 67, 69, 70, 78, 79, 81, 82, 91, 93, 97, 98, 100, 101, 104, 105, 107, 115-117, 120, 121, 125, 126, 128, 134, 135, 140, 149-151.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, метод конкретных ситуаций.