Требования к методам экспертной оценки

Основные понятия

Эксперт - 1. сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях экспертизы;

2. специалист, дающий заключение при рассмотрении определенного вопроса.

Экспертиза - исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, например, врачебная, бухгалтерская, судебно-медицинская, педагогическая экспертизы.

Экспертиза психологическая - привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике судебно-следственных органов, органов здравоохранения, социального обеспечения, образования и трудоустройства.

Экспертная оценка - мотивированное экспертное суждение. Возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, бальной и парной оценок.

Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод «Дельфи» О.Хелмера) применяется для принятия важных экспертных заключений. Для получения обобщенного суждения экспертов, проверки согласованности ранжирования используют коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена либо коэффициент конкордации.

Экспертная система - система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмов вывода, позволяющая на основании правил и представляемых пользователем фактов распознать ситуация, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия. Знания экспертов являются источником формирования баз данных.

Экспертное заключение - документ, принимаемый в результате экспертной оценки.

Экспертный метод - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Этапы экспертной оценки - взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап - важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения.

Ситуация экспертизы - ситуация, когда субъект привлекается к диагностике (например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.) обязательным (принудительным) образом по административному запросу воспринимает ее как экзамен. (Белобрыкина, 2005)

Статус эксперта - совокупность прав и обязанностей, полномочия и ответственность эксперта. (Крулехт, 2002)

Основные этапы экспертизы

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы.

Начальный этап (организация экспертизы) включает:

1. Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы.

2. Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов.

3. Установление сроков проведения экспертизы.

4. Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности)

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.

Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения.

Завершающий этап экспертизы - опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения - основы для компетентного управленческого решения.

Требования к методам экспертной оценки

а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт), должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.; инструкции по применению снабжаются указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуко-или видеозаписей и т. п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертиз согласованности на эталонном наборе данных;

д) головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, неудовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций в обязанности которых входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться пригодной для применения в практической психологии. Это не исключает возможность применения не-аттестованных методик в исследовательских целях. (Бодалев, 2000)

Основные понятия аффективных процессов

Практически во всех видах судебно-психологической и пси­хиатрической экспертизы выводы экспертов касаются юридиче­ских (психологических) критериев той или иной способности подэкспертного лица — например, способности свидетелей пра­вильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Когда наряду с юридическими определяются и вопросы патологии психики, это составляет предмет судебно-психиатрической экспертизы. Если речь не идет об отклонениях медицинского характера , то объект подвергается судебно-психологической экспертизе.

Однако существует такой вид судебно-психологической экс­пертизы, который не имеет аналогов в судебно-психиатрической практике. При данном виде экспертизы предметом исследования является не та или иная способность подэкспертного, оценивае­мая с помощью юридического критерия, зафиксированного в уго­ловном законодательстве, а психологическое понятие — физиоло­гический аффект обвиняемого.

В практике правоохранительных органов данный вид судебно-психологической экспертизы применяется наиболее часто. В уго­ловном праве физиологический аффект связывается с сильным душевным волнением, под которым понимается «такая дезоргани­зация психической деятельности, при которой человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но в значительной мере теряет над ними контроль» [20, с.85]. Если исходить из нововведений УК РФ, то понятие аффекта охватыва­ет и такие эмоциональные состояния, которые не носят характера физиологического аффекта, но тем не менее существенно ограни­чивают свободу воли обвиняемого при совершении преступления «Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное - если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего «я», аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека» [46, с.118].

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов:

1) физиологические;

2) физиологические на патологической основе;

3) патологические.

Разделение аффектов проводится по внешним проявлениям (которые детерминированы силой и спецификой протекания внутренних реакций) и по «почве», на которой они возникают.

Понятие «физиологический аффект» возникло в недрах пси­хиатрии как альтернатива понятию «патологический аффект». Патологический аффект относится к болезненным расстрой­ствам психической деятельности, т.е. является медицинским критерием невменяемости.

Физиологический аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрыв­ной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигатель­ными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект да­ет неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Он возникает в случаях, когда имеется преднамерен­ная угроза ведущим жизненным ценностям человека, т.е. дан­ному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация.

По мнению М.М. Коченова [24], существуют три механизма возникновения аффекта. Первый связан с тем, что аффект воз­никает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отри­цательных эмоциональных переживаний. В таком случае «пус­ковым механизмом» для развития аффективного состояния мо­жет стать незначительное отрицательное воздействие, ставшее, образно говоря, «последней каплей». Второй механизм — это ре­акция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия). Третий механизм связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было как бы отсрочено на время — от нескольких минут до несколь­ких лет.

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин [11, с.86—90] рассматрива­ют признаки физиологического аффекта следующим образом.

1. Внезапность возникновения. Некоторые следователи пута­ют внезапность возникновения с кратковременностью аффекта. Это неверно. Аффект возникает внезапно не столько для окружающих, сколько для самого субъекта переживания, т.е. человек не собирается впадать в это состояние, не занимается само­взвинчиванием. Нет, аффект возникает спонтанно, против воли человека, как бы овладев им.

2. Для аффекта характерна взрывообразная динамика. Это зна­чит, что за крайне малый временной промежуток (вплоть до до­лей секунды) состояние достигает высшей точки, т. е. происхо­дит как бы качественный скачок на иной уровень энергетики, протекания психических процессов.

3. Кратковременность аффективного состояния. Аффект мо­жет исчисляться секундами и продолжаться минуты. Когда гово­рят, что «состояние душевного волнения продолжалось 15 минут и более, это, конечно, мягко говоря, преувеличение либо со­вершенно другое состояние.

4. Аффект характеризуется интенсивностью и напряженно­стью протекания. У человека происходит своего рода высвобож­дение всех его внутренних ресурсов (физических и психологиче­ских). В состоянии аффекта астеничный человек меланхоличе­ского темперамента может одним ударом выбить дубовую дверь, в прямом смысле уничтожить значительно превосходящего в силе соперника и т.д. При этом в дальнейшем, в ходе следст­венного эксперимента, он никогда не сможет повторить свой «подвиг» как бы ни старался.

5. Аффект дезорганизующе влияет на психическую деятель­ность. Дезорганизация затрагивает все стороны поведения чело­века, высшие психические функции. Это выражается в сужении сознания до пределов психотравмирующей ситуации, что на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности. На уровне мышления происходит ут­рата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов, что приводит к осознанию только ближайших, а не конечных целей деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает резкое снижение сознательного контроля над действиями и поведением в целом, нарушение целенаправленности, целесообразности и последовательности действий.

6. Аффект сопровождается возбуждением, стереотипной мо­торной активностью (это как раз то явление, нередко сбиваю­щее следователей с толку, которые, учитывая множественность повреждений у потерпевшего, приходят к выводу, что преступ­ление совершено с особой жестокостью. В аффекте возбуждение может провоцировать резкое усиление двигательной активности:

человек мечется, совершает много лишних беспорядочных движений, наносит множество ранений своей жертве (повреждения могут исчисляться многими десятками). При этом орудие пре­ступления не всегда бывает адекватным: им может оказаться лю­бой предмет, попавший в поле зрения. Все это указывает на резкое снижение качества протекания психических процессов, на рефессию, примитивизацию психической деятельности чело­века в состоянии аффекта.

7. В состоянии аффекта наблюдаются вегетативные сдвиги. Это проявляется в изменении частоты дыхания, интенсифика­ции сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистой полости рта, измене­нии голоса и т. п. Нередко именно подобные проявления отме­чают свидетели, которые видели обвиняемого в момент совер­шения преступления или сразу после него.

Далее авторы [11] пишут и о таких характерных для аффекта явлениях, как частичная амнезия на детали криминального со­бытия и астенический синдром. Многие следователи при рассмотрении дел об убийствах, совершенных в состоянии физио­логического аффекта, сталкивались с тем, что обвиняемый не помнит ряд обстоятельств и деталей. Он, в частности, не может сказать, сколько ударов нанес потерпевшему (как правило, пом­нятся первые один-два удара), куда наносил удары, а также чем наносил. Очень часто обвиняемые не могут сказать, где и каким образом брали орудие преступления. Это является следствием дезорганизации психических процессов, в том числе памяти, вызываемой аффективным состоянием (а не только лишь жела­нием обвиняемого избежать ответственности).

Что касается астенического синдрома, то здесь следует отме­тить, что заключительной стадией эффекта является спад, кото­рый проявляется также в состоянии всех психических функций. Человек в постаффективном состоянии, как правило, проявляет заторможенность, безразличие, подавленность, слабость, упадок сил (в крайних проявлениях астенический синдром может вы­звать рвоту, сон). Может наблюдаться и снижение адекватности поведения (например, женщина, совершившая убийство мужа, сбегает с места происшествия, оставляя в квартире вместе с тру­пом свою полуторагодовалую дочь).

Как видим, все перечисленные признаки свидетельствуют, что аффект — это предельное, экстремальное состояние, вызы­вающее резкие изменения в психической деятельности человека, что проявляется в его поведении и конкретных действиях. Сле­дует помнить, что физиологический аффект не является патологическим эмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помраче­ние его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень. Образно говоря, физиологический аффект до определенного времени «оставляет хвостик, за который его можно ухватить». Это действительно так.

«Отменить» уже возникший аффект человек не в состоя­нии, однако скорректировать его протекание, канализировать направление агрессии он способен. Однако есть одно «но», ко­торое, возможно, до определенного времени и зависит от большого количества внутренних факторов (силы личности, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня самокон­троля), а также от большого числа внешних факторов. К сожа­лению, приходится констатировать, что в подавляющем боль­шинстве случаев человеку не удается воспользоваться этой возможностью при возникновении у него состояния физиоло­гического аффекта.

Давая краткую характеристику физиологического аффекта, В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин отмечают, что данное состоя­ние возникает при наличии аффектогенной ситуации. Рассмот­рим признаки такой ситуации.

1. Конфликтность. Она может порождаться высокой лично­стной значимостью психотравмирующего воздействия со сторо­ны потерпевшего, насилием, угрозой жизни, здоровью, само­уважению, чести, достоинству (как самого обвиняемого, так и близких ему людей), недостатком информации о ситуации и способах ее разрешения. Конфликтность ситуации может быть вызвана как противоречиями в отношениях с окружающими (в частности, с потерпевшим), так и внутриличностными противо­речиями (в случаях, когда у человека сталкиваются разнонаправленные мотивы и побуждения). Например, человеку приходится выбирать между двумя привлекательными решениями, требую­щими противоположных действий, или когда цель представляет­ся привлекательной и в то же время непривлекательной; возмо­жен также выбор между двумя в равной степени непривлека­тельными решениями. Нередко в жизни межличностные и внутриличностные конфликты сочетаются.

2. Внезапность.В данном случае речь идет о том, что ситуа­ция обладает новизной, динамизмом, требует быстроты разре­шения, однако человек не готов к этому, не имеет адекватных, подходящих способов действия.

3. Экстремальность. Это может быть обусловлено тем, что человек не имеет достаточной информации о ситуации и опыта решения возникающих необычных, новых для него проблем. Кроме того, как показывает практика, аффектогенным ситуаци­ям свойственны быстротечность, наличие значительного коли­чества помех, что влечет за собой дефицит времени для приня­тия решения и его реализации.

4. Реальность. Этот признак говорит о том, что аффектогенная ситуация должна быть реальной, а не воображаемой. М.М. Коченов призывает понимать данный тезис не столь пря­молинейно, поскольку поведение потерпевшего может по-разному быть воспринято человеком в зависимости от его сис­темы ценностей, функционального состояния в момент проис­шествия, настроения, предшествующих переживаний и т. д.

Таким образом, для возникновения состояния физиологиче­ского аффекта имеются два условия: необходимое и достаточное. Необходимым является аффектогенный характер ситуации. От­сутствие подобного условия исключает возможность возникно­вения аффекта. В то же время этого явно недостаточно: не каж­дая аффектогенная ситуация «порождает» аффект. Состояние станет физиологическим аффектом в том случае, когда будет включать в себя все вышеописанные свойственные для него признаки (либо их значительное количество). В противном слу­чае мы будем иметь дело с другими психическими состояниями, способными существенно дезорганизовать психическую деятель­ность человека, однако имеющими отличные от аффекта дина­мику и содержание. К ним относятся психическая напряжен­ность (стресс), фрустрация и растерянность.

Выделяют и такие виды эмоциональных состояний, как ку­мулятивный аффект, аффект на фоне алкогольного опьянения, эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влия­ние на сознание и поведение, и эмоциональное напряжение, в значительной мере воздействующее на сознание и поведение.

Кумулятивный аффект отличается от классического физио­логического аффекта тем, что его первая фаза, в течение кото­рой развивается длительная психотравмирующая ситуация, обу­словливающая накопление эмоционального напряжения у обви­няемого, обычно растянута во времени. Этому могут способст­вовать и индивидуальные психологические особенности. Аффек­тивный взрыв может наступить и после незначительного собы­тия — «последней капли». Вторая и третья фазы принципиально от физиологического аффекта не отличаются.

Аффект на фоне алкогольного опьянения характеризуется тем, что влияние алкогольной интоксикации на течение аффекта прослеживается на первой стадии возникновения эмоциональ­ной реакции, когда события видятся в более «угрожающей» форме. Во второй и третьей фазах изменений не наблюдается. Средняя, особенно тяжелая степень алкогольного опьянения: у обвиняемого практически исключают квалификацию аффекта, так как его поведение детерминируется уже расстройствами пси­хических процессов под влиянием алкоголя.

В.Ф. Енгалычев иС.С. Шипшин пишут, что очень важной является проблема соотношения физиологического аффекта и алкогольного опьянения. В следственной практике нередки слу­чаи, когда обвиняемый совершает преступление в состоянии ал­когольного опьянения и в то же время проявляет признаки аф­фективного состояния. Здесь следует обратить внимание на то, что собственно физиологический аффект в состоянии алкоголь­ного опьянения возникнуть не может, поскольку алкоголь сам по себе вызывает дезорганизацию психической деятельности че­ловека, т.е. в причинно-следственной цепи «аффектогенная си­туация — физиологический аффект» появляется новое звено — алкогольное опьянение. С одной стороны, оно облегчает воз­никновение аффективного или другого экстремального состоя­ния, поскольку происходит дезорганизация процессов воспри­ятия и мышления (выражающаяся в субъективизации воспри­ятия и оценки ситуации, изменении темпа протекания психиче­ских процессов, снижении их продуктивности и т. п.). С другой стороны, алкогольная дезорганизация влияет на эмоционально-волевую сферу, на способность человека контролировать свои эмоции и действия, обусловливает двигательную расторможен-ность, что, в свою очередь, углубляет негативное влияние экс­тремальных психических состояний на сознание и психическую деятельность.

Учитывая это, следует признать, что в случаях, когда обви­няемый находится в легкой степени алкогольного опьянения и в то же время проявляет признаки аффективного состояния, мы сталкиваемся не с физиологическим аффектом, а с аномальным аффектом (не путать с патологическим!). Это понятие было вве­дено И.А. Кудрявцевым для описания аффективных состояний у психопатических личностей. При наличии аномальной почвы подобные состояния в значительно большей степени дезоргани­зуют сознание и психическую деятельность, чем наблюдается в норме у здоровых людей, и потому, по мнению автора данной концепции, допускают дифференцирование судом «упречности и ответственности за совершенные в аффекте деяния» [28].

Аффект на фоне алкогольного опьянения, таким образом, является разновидностью аномального аффекта, поскольку ал­когольное опьянение влечет за собой изменения функциониро­вания человека на биологическом и психологическом уровнях, что как раз и служит той самой «аномальной почвой».

Наши рекомендации