Общие черты авторской философии Чехова во всех трех произведениях, характер его отношения к человеку. Основные особенности поэтики прозы писателя
Список литературы
Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
Смирнов М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск, 1997.
Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.
Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.
См. также список к теме 26.
Тема 28. Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»
Задание 1
1.Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.
2.Определить топосы (место действия) этих фрагментов.
3.Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.
4.Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб - вдовы Василисы и ее дочери.
5.Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (почему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.
6.Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?
7.Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.
8.Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.
9. Детали, используемые автором для характеристики персонажей: студента, женщин.
10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.
Задание 2
1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках».
Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма
и его чтение?
Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?
2.Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа
(один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой - в изображении Василисы и Ефимьи).
3.Определите характер комического в рассказе. Какие словесные
и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.
4.Речь крестьянок как средство их характеристики.
5.Антитеза топосов - реальных и мифологических.
6.Семантика имен персонажей рассказа.
Список литературы
Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.
Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125–130.
Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145–158.
Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. С. 278–394.
Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370–383.
Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.
Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова. СПб., 1994.
Тамарченко Н. Д. Усилие воскресения («Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики) // Литературное произведение: Слово и бытие (К 60-летию М. М. Гиршмана). Донецк, 1997.
Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А. П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.
Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.
Щербенок А. Цепь времен и риторика прозрения // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых / Под общ. ред. И. В. Фоменко. Тверь, 2000.
Тема 29. Пьесы А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Чеховская драматургия в контексте «новой драмы» рубежа веков.
1. Художник и творчество в пьесе «Чайка». Антитеза Треплев – Тригорин: контраст и единство человека и художника. Треплев – Нина Заречная: отношение к жизни, себе, творчеству.
2. Проблема модернистского искусства в пьесе. Отношение к модернизму Чехова. Поиск Треплевым «новых форм» в искусстве. Причины трагического финала героя (воссоздать историю воспитания, любви и жизни К. Треплева; обратить внимание на роль в его судьбе матери).
3. Экзистенциальные смыслы в пьесе «Дядя Ваня». Почему «пропала жизнь» Войницкого? Причины кризиса доктора Астрова. В чем суть конфликта произведения и своеобразие чеховского конфликта в целом? Чего хотят герои Чехова и почему им не дано достичь желаемого? (вспомнить заветную мечту «трех сестер» в пьесе с одноименным заглавием)
4. Женские образы пьесы; типология женщин в драматургии Чехова. Смысл финала пьесы «Дядя Ваня».
5.Жанровая специфика пьес Чехова. Черты «новой драмы»: подтекст, символические детали, образы, мотивы и лейтмотивы (озеро, дом, сад, чайка, русалка и т.д.), драматургия пьес – композиция и архитектоника, паузы, авторские ремарки; особый характер психологизма и литературность пьес.
Список литературы
Чехов А. П. «Чайка», «Дядя Ваня» (любое издание).
Градская Н. О., Паперный З. С., Чудаков А. П. «Чайка». «Дядя Ваня» // Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.
Доманский Ю. В. Статьи о Чехове. Тверь, 2001 (гл. «Семантика образа в пьесах Чехова»).
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383.
Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001.
Карасев Л. В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9.
Клейтон Д. Отсутствие веры (О психологическом строе, символике и поэтике пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.
Паперный З. С. А. П. Чехов-художник. М., 1976 (гл. 9).
Собенников А. С. Художественный символ в драматургии А. П. Чехова (Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой»). Иркутск, 1989.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).
Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994 (гл. 4).
Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995 (статьи о «Чайке» и «Дяде Ване»).
Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М., 1996 (статьи М. А. Шейкиной, Н. И. Ищук-Фадеевой, А. Г. Головачевой, А. С. Собенникова и др.).
Тема 30. Поэтика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
Задание 1
Выявление двусоставного эстетического пафоса пьесы: соединение лирико-патетической тональности с комической.
Работа с текстом первого действия. Студенты должны показать:
– каким образом создается постоянная смена тональности, переход от патетики к комизму и наоборот;
– как служат этой игре тонов необращенные реплики персонажей, их неадекватное высказывание, сцепление случайных фраз; неожиданные столкновения людей, внезапные перемены в их настроениях, «случайные» комические ситуации, в которые попадают главные герои; значительные заявления комических лиц;
– как это двуединство пафоса проявляется во взаимодействии перекрестных и противоположных оценок, которые персонажи пьесы дают одним и тем же лицам (например, Раневской).
Задание 2
Работа над сюжетом пьесы:
– выявление сюжетной роли Лопахина;
– определить, «выстроить» логику личных взаимоотношений Лопахина с Варей и Раневской;
– мнимость его жениховства и искренние признания в любви другой, готовность на жертвы - и реакция на них женщины, которую он любит «больше, чем родную».
Является ли удачей для Лопахина покупка вишневого сада? Как соотносится темы судьбы Лопахина с темой «вишневого сада»?
Задание 3
Исследование взаимосвязи центральных и второстепенных персонажей пьесы.
Определить сходство в ситуации объяснения в любви Лопахина с Варварой, Епиходова с Дуняшей, Дуняши с Яшей. Кто кого отражает и пародирует?
Задание 4
Исследование соотношения бытового и сущностного планов. Работа с текстом 2-го действия.
Как движется сюжет спасения усадьбы? Как прерываются разговоры о быте высказываниями персонажей об общем строе жизни? Кому принадлежат эти высказывания? Как в этом плане соотносятся главные и второстепенные персонажи? Представлены ли «сущностные» высказывания» лишь в патетическом тоне или игра тонами продолжается?
Задание 5
Столкновение двух культур. Проанализировать диалог Раневской с Трофимовым в 3-м действии (от слов Любви Андреевны «Не дразните ее, Петя...» до слов ее же «Какой чудак этот Петя...»).
Объяснить Петину «правду» и «правду» Раневской, выражение в них позиции разных культурных слоев, разных исторических поколений.
Определить авторскую оценку этих «правд». Сколько «правд» в пьесе «Вишневый сад»?
Задание 6
Анализ символических образов пьесы. Как относятся к вишневому саду разные герои пьесы? Каков символический смысл вишневого сада? Почему второе действие разворачивается на границе между домом и открытым пространством?
Насыщение традиционных топосов Дома и Сада новыми интенциями. Какими?
Символический смысл других деталей: телеграммы из Парижа; шума от сорвавшейся в шахте бадьи и др. Найти символические детали и объяснить их.
Список литературы
Чехов А. П. Вишневый сад (любое издание).
Полоцкая Э А. «Вишневый сад» / Э. А. Полоцкая, И. Ю. Твердохлебов // Чехов А. П. Поля. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.
Бердников Г. П. Драматургия Чехова. М., 1971 Или: Он же. Избр. работы: В 2 т. Т. 2. М., 1986.
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383.
Паперный А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339–380.
Семанова М. Л. «Вишневый сад» А. П. Чехова. Л., 1958.
Учебное издание