Понятие психологического стресса
Введение к работе
Актуальность исследования.Спортивная деятельность является областью достижений человеческих возможностей, которая характеризуется высоким уровнем требований к психике и физиологии спортсменов. Необходимость систематической адаптации к регулярному повышению спортивных нагрузок, рост результатов и спортивного мастерства, высокая конкуренция характеризуют современный спорт. Для осуществления целей спортивной деятельности, решения поставленных задач спортсменам приходится испытывать нагрузки, которые характеризуются высокой стрессогенностыо, и преодолевать широкий спектр влияющих на него стресс-факторов как внутренней, так и внешней природы. Поэтому у исследователей и практиков сохраняется устойчивый интерес к свойствам личности, которые обеспечивают эффективное противодействие стрессорам в спорте, к предпосылкам стрессоустойчивости, ее взаимосвязи с результативностью выступлений спортсменов в соревнованиях.
К настоящему времени в спортивной психологии достаточно хорошо изучены феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях, (Л.Д. Гиссен, Б.А. Вяткин, Дж.Б. Кретга, В.Р. Малкин, P.M. Найдиффер, В.Н. Платонов, А.В. Родионов, В.Ф. Сопоз, и др.), но до сих пор недостаточно разработана теория стрессоустойчивости.
Рассматривая спортивную деятельность как разновидность труда, осуществляемую для достижения максимального спортивного результата, мы учитываем тот факт, что стресс-факторы деятельности являются неотъемлемым компонентом ее структуры, ограничивающие эффективное функционирование всех систем организма и психики. (Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, В.И. Лебедев, В.Ф. Сопов). В данную область попадают вопросы, связанные с изучением: профессионально ценных особенностей психики спортсменов, включающих в себя рациональную регуляцию психических состояний, мотивов, поведения; особенностей функционирования психики в экстремальных условиях соревнований; диагностики, коррекции, профилактики неблагоприятных состояний.
На наш взгляд, первостепенное значение в этом направлении имеет разработка вопросов, отражающих содержание подготовки спортсменов различной квалификации на основе использования научных данных о стрессоустойчивости как полифункциональном, системном и разноуровневом свойстве, проявляемом в напряженных условиях спортивных соревнований.
Сохранение актуальности проблемы стрессоустойчивости спортсменов, влияние стресс-факторов на их достижения свидетельствуют о ее нерешенности. Исследования показали, что проблема стрессоустойчивости спортсменов понимается различными исследователями по-разному ввиду отсутствия единой теории стресса и не может сводиться только к эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко и др.). Необходимо учитывать и другие свойства личности, проявляющие антистрессовый характер.
Таким образом, важность формирования высокой стрессоустойчивости в спортивной деятельности, с одной стороны, и недостаточность основных теоретико-методологических и методических подходов к решению обозначенной проблемы, с другой стороны, определили актуальность разработки данной темы.
Целью работыявляется выявление структурно-функциональных характеристик стрессоустойчивости спортсменов в условиях соревновательного отрезка деятельности.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- Осуществить теоретический анализ психологических подходов к исследованию стрессоустойчивости в спортивной деятельности.
- Выявить психологическую структуру стрессоустойчивости спортсменов, ее межкомпонентные и межуровневые связи.
- Установить функциональные характеристики компонентов высокого уровня стрессоустойчивости спортсменов.
- Определить характерный компонентный состав стрессоустойчивое спортсменов в зависимости от вегетативного реагирования, результативности, квалификации и возраста спортсменов.
- Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию стрессоустойчивости у спортсменов в условиях соревновательной деятельности.
Объектом исследования- стрессоустойчивость спортсменов в спортивной деятельности.
Предмет исследования- структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости спортсменов в соревновательном отрезке деятельности.
Общая гипотеза- базовыми компонентами стрессоустойчивости спортсменов являются: волевые качества, особенности саморегуляции поведения, мотивация достижения, психологические особенности темперамента, ситуативная тревожность.
Общая гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Для высокого уровня стрессоустойчивости характерно наличие следующего
компонентного состава: системные волевые качества (выдержка, самоконтроль,
инициативность, ответственность, целеустремленность, настойчивость), свойства
саморегуляции поведения (оценка результатов, планирование, общий уровень
саморегуляции поведения), мотивация достижения.
2. Компонентный состав структуры стрессоустойчивости спортсменов
определяется вегетативным реагированием, результативностью, спортивной
квалификацией, возрастом спортсменов.
Методологической основойисследования явились идеи и концепции: субъектно-деятелыюстного подхода в отечественной психологии (А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Леньков, Е.А. Сергиенко, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, В.Д. Шадриков); современные принципы, разработанные в психологии труда (В.А. Бодров, А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.А. Крылов,
Б.Ф. Ломов, В.Е. Орёл, Ю.П. Поваренков, М.С. Роговин, А.В. Филиппов); системного подхода (Н.П. Ансимова, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); концепции психологического стресса (В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Р.С. Лазарус, Л.А. Китаев-Смык); психологические теории деятельности в напряженных условиях (Л.П. Гримак, Ц.П. Короленко, Н.И. Наенко, В.И. Лебедев, В.Ф. Сопов); теоретические и методологические подходы к изучению личности в спорте (Б.А Вяткин, Л.Д. Гиссен, Дж.Б. Кретти, В.Р. Малкин, P.M. Найдиффер А.В. Родионов, В.Н. Платонов); разработки в области саморегуляции деятельности спортсменов (А.В. Алексеев, Х.М. Алиев, В.П. Некрасов, В.Ф. Сопов, А.Т. Филатов, Н.А. Худадов).
Методы и методики исследования.На разных этапах работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, анкетирование, опросники, методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя корреляционный анализ, структурный анализ, нахождение значимости различий по t - критерию Стыодента, U-критерию Манна-Уитни.
Для диагностики психологических качеств стрессоустойчивости личности применялись: методика В.И. Моросановой на определение стиля саморегуляции поведения; опросник Б.Н. Смирнова на исследование психологической структуры темперамента; методика определения вегетативного индекса Кердо; экспресс-методика Ч. Спилбергера на выявления уровня ситуативной тревожности; методика В.Ф. Сопова на выявление уровня мотивационного состояния; методика М.В. Чумакова на выявление уровня развития волевых качеств личности; методика Е.В. Эйдмана - А.Г. Зверкова на выявление самоконтроля и самообладания для оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции; опросник «Мотивация стремления к успеху» Т. Элерса;
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Statistica 5,5.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивались всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических принципов; комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватньк целям и задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа материалов; применением методов математической статистики; соблюдением требований валидности; применением стандартных и обоснованных психодиагностических методов.
База исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2008 годы. Основную часть вьіборіш составили 154 человек, из них: 90 - спортсменов армрестлеров (борьба на руках) и 64 спортсмена самбиста от 1-ых разрядов до мастеров спорта России, возраст исследуемых - от 14 до 25 лет.
Научная новизна:реализован структурно-функциональный подход к исследованию стрессоустойчивости в спорте, на основе которого выявлены характеристики различных уровней стрессоустойчивости спортсменов. Системный подход позволил решить проблему целостности стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость представлена как динамическая система психики спортсменов, состоящая из функциональных блоков, выполняющих определенную функцию - противодействие стрессу в условиях соревнований и обладающая разноуровневыми характеристиками. Выявленная структура стрессоустойчивости позволяет решить проблему эффективности и результативности спортсменов на этапе соревновательного отрезка деятельности.
Теоретическая значимость:внесен вклад в разработку таких фундаментальных проблем психологии труда, как проблема профессионального стресса и проблема стрессоустойчивости в профессиональной деятельности. Выявленная структура стрессоустойчивости спортсменов была рассмотрена с позиций системного подхода как динамическая система, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связи между ними при сохранении основной функции (противодействия стрессу) в процессе формирования и развития субъект-объектных отношений, реализуемых на
соревновательном этапе. Впервые теоретическому анализу и эмпирическому исследованию подвергаются свойства личности спортсменов, отвечающие за процессы преодоления, противодействия и коррекции стресса в напряженной спортивной деятельности, показана их связь с результативностью. Впервые эмпирическим путем была выявлена структура стрессоустойчивости спортсменов, определены характеристики составляющих ее функциональных блоков. Установлены характерные особенности групп спортсменов с различным уровнем и компонентным составом структур стрессоустойчивости. До настоящего времени вопросы, посвященные структурно-функциональным характеристикам стрессоустойчивости в спорте недостаточно проработаны. Результаты исследования раскрывают широкую перспективу для дальнейшего изучения данного вопроса.
Практическая значимость:Полученные результаты исследования используются при разработке программ, целью которых является прикладное применение по определению уровня сформированное стрессоустойчивости спортсменов, выявлению «проблемных» зон и дальнейшей коррекции и оптимизации их деятельности на соревновательном отрезке. Разработанная и апробированная в процессе исследования программа обучения для повышения уровня стрессоустойчивости с комплексным использованием методов саморегуляции направлена на решение проблемы формирования стрессоустойчивости спортсменов и эффективно используется в системе психологической подготовки на предсоревновательном этапе, а также в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов в области спорта.
Положения, выносимые на защиту:
1 Структура стрессоустойчивости спортсменов представляет собой системное свойство, проявляющееся в результате включения спортсменов как субъектов труда в процесс преодоления стресс-факторов напряженной профессиональной (спортивной) деятельности. Структуру стрессоустойчивости спортсмена образуют
следующие блоки, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности:
- психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоциональная
возбудимость, темп реакций);
волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость,
самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность,
энергичность);
особенности саморегуляции поведения (общий уровень саморегуляции поведения, планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость);
мотивация (мотивация стремления к успеху).
2. Компоненты структуры стрессоустоичивости спортсменов, имеющих,
соответственно, высокий и низкий уровень стрессоустоичивости, существенно
различаются. Для спортсменов, имеющих высокий уровень стрессоустоичивости,
структура стрессоустоичивости основывается на свойствах личности, отвечающих
за регуляцию деятельности человека - волевую регуляцию и саморегуляцию
поведения, а также мотивацию достижения. Базовым составляющим данной
структуры, является комплекс следующих качеств: системные волевые качества
(выдержка, самоконтроль, инициативность, ответственность, целеустремленность,
настойчивость), свойства саморегуляции поведения (оценка результатов,
планирование, общий уровень саморегуляции поведения), мотивация стремления к
успеху. В структуре стрессоустоичивости спортсменов, имеющих низкий уровень
стрессоустоичивости, детерминирующими базовыми качествами являются волевые
качества личности, а саморегулятивные, психодинамические свойства и мотивация
достижения носят фрагментарный характер.
3. В структуре стрессоустоичивости спортсменов раскрываются
функциональные взаимосвязи и динамическая организация структурных
компонентов деятельности. Состав компонентов стрессоустоичивости зависит от
характера вегетативного реагирования спортсменов, уровня индивидуальных
спортивных достижений, уровня спортивной квалификации, возраста спортсменов.
4. Разработанная и апробированная в процессе исследования программа обучения навыкам самообладания и противодействия стресс-факторам с комплексным использованием методов саморегуляции способствует формированию высокой стрессоустойчивости спортсменов в целях повышения эффективности их соревновательной деятельности.
Апробация и внедрение работы.Основные материалы и результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях: «Современные проблемы прикладной психологии» (Ярославль, 2006); «Психология совладающего поведения» (Кострома, 2007); «Алмазовские чтения» (Ярославль, 2007); «Активность - Индивидуальность - Субъект» (Пермь, 2008), на методологических семинарах лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ им. П.Г. Демидова (2006-2008); на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова (2008).
Материалы проведенного исследования включены в программы научно-исследовательских проектов: фант РГНФ 2007-2008 г.г. по теме «Разработка структурно-уровневой теории творческого профессионального мышления» (проект № 07-06-00279а); грант РГНФ 2008-2009 г.г. по теме «Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов» (проект № 08-06-00300а).
Понятие психологического стресса
Учение о стрессе в настоящее время получило широкую известность. Наибольшая трудность при изучении стресса состоит в том, что понятие стресса очень расплывчато. Исследователи используют разное определение стресса в зависимости от области их деятельности и основных исходных положений, используемых в определении научных направлений.
Термин «стресс» (от англ. Stress - нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены канадским ученым Г. Селье (1950, 1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки. Воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. Ведущим звеном в этой цепи адаптации Г. Селье считал эндокринно-гуморальную систему [115]. Стресс в первоначальном значении понимался Г. Селье как общий адаптационный синдром, т. е. совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма, обусловленное влиянием любого вредоносного агента (физического, химического, биологического, психического и др.). На воздействия разного рода - холод, страх, быстрый бег, усталость, введение фармакологических веществ, унижение, угрозу и многое другое - организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и целостной однотипной реакцией независимо от того, какой раздражитель действует в данный момент на организм. Включается механизм мобилизации организма на противодействие стрессору, на адаптацию к новой ситуации, на борьбу с опасностью.
Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней секреции (реакции происходят в такой последовательности: гипоталамус - передняя доля гипофиза - кора надпочечников), а под воздействием гормонов изменяется режим работы многих важнейших органов и систем. В борьбе с болезнетворными агентами организм напрягается, мобилизует все силы и ищет те или иные пути для приспособления к опасности. В этом и состоит основное биологическое значение стресса. Селье назвал стресс общим адаптационным синдромом [116]. Общим - потому, что при его возникновении изменяется общее состояние организма; адаптационным -потому, что он помогает организму приспосабливаться к вредному действию стрессора; синдромом - потому, что наблюдаемые при этом явления взаимосвязаны и представляют один комплекс.
Общий адаптационный синдром имеет (по Г. Селье) определенные и хорошо известные стадии: 1) реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы; 2) стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями; 3) стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.
В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния [53, 117].
Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным биологическим стрессором, и психический (эмоциональный) стресс, в котором (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую. Такая оценка вызывает эмоции и такую же приспособительную перестройку в организме, как и любой другой (механический, термический и пр.) раздражитель [62]. Если при физиологическом стрессе адаптационный синдром появляется в момент встречи с раздражителем, то при психическом стрессе адаптация предшествует ситуации, наступает до включения субъекта в реальную ситуацию. Согласно теории Р. Лазаруса предстоящая угроза рассматривается как состояние ожидания человеком (субъективный образ) опасного, нежелательного развития событий.
В психологии широко распространено понимание стресса, основанное на ситуациях, вызывающих его или способствующих его возникновению. Типичная ситуация подобного рода - ситуация, в которой человек вынужден решать сверхтрудную задачу, превышающую в данный момент его физические или умственные возможности.
Как указывает французский ученый П. Фресс, стрессогенным моментом является не сама по себе ситуация, а отношения в этой ситуации между мотивами и возможностью субъекта действовать адекватно им [129]. В зависимости от степени соответствия мотивации возможностям индивидуума все стрессогенные условия П. Фресс подразделяет на две группы. Первую составляют условия, при которых субъект не способен, не умеет или просто не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации). Вторую группу составляют: сверхсильная мотивация, вызывающая либо сверхсильное волнение, либо повышенное напряжение, либо разрядку возбуждения в форме радости, смеха и т. д. Особенно сказывается сверхсильная мотивация в социально значимых ситуациях, в условиях конфликта.
Дж. Эверилл вслед за С.Сэллсом [141] считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т. е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования [151].