Методики изучения мышления
Методики изучения зрительного восприятия
– «Соотнесение по цвету, форме, величине»
– Методика Головиной
– Фигуры Поппельрейтера
– «Узнавание реалистических, перечеркнутых, недорисованных, химерных изображений»
– Тест Бендер
– «Разрезные картинки»
– Доски Сегена
– «Почтовый ящик» («Коробка форм»)
– Методика Кооса
– «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»
– Методика А.Л.Венгера «Включение в ряд»
– Методика Дьяченко «Эталоны»
– Методика Холмовской «Перцептивное моделирование»
Методики изучения пространственного гнозиса и праксиса
– Зеркальные буквы»
– «Слепые часы»
– Тест Бентона
– Фигуры Тейлора и Рея – Остеррица
– Пробы Хеда
– «Разрезные картинки»
– Доски Сегена
– «Почтовый ящик» («Коробка форм»)
– Методика Кооса и ее модификации
– Конструирование из палочек
– Методика Яшковой «Треугольники»
– Методика Пинского
– Методика Холмовской «Рыбка»
– Куб Линка
Методики изучения памяти
– «Узнавание фигур»
– «Образная память»
– Запоминание чисел» (6 субтест WISC)
– «10 слов»
– «Непроизвольное запоминание места»
– «Запоминание 2 групп слов»
– «Воспроизведение рассказов»
– «Оперативная память»
– Методика Занкова
– Методика Леонтьева
– «Пиктограмма
– Тест зрительной ретенции Бентона
– Векслера памяти шкала
– Тест зрительной и слуховой памяти Мейли
– Нестандартизированные методики («Чего не стало» и т.п.)
– «Воспроизведение предложений»
Методики изучения воображения
– Методики Торренса
– Методики Дьяченко
– Методики Нудельмана
Методики изучения мышления
– «Разрезные картинки»
– Доски Сегена
– «Предметные и сюжетные вкладки», методика Россолимо
– «Почтовый ящик» («Коробка форм»)
– Методика Кооса
– «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»
– Методика А.Л.Венгера «Включение в ряд»
– Методика Дьяченко «Эталоны»
– Методика Холмовской «Перцептивное моделирование»
– Методика Пинского
– Матрицы Равена и их модификации
– Варианты методики «Классификация геометрических фигур» (лото Когана, «Систематизация» (Н.Б.Венгер), «обучающий эксперимент» Ивановой)
– «Исключение по цвету, форме, величине»
– Методика Выготского – Сахарова и ее модификации
– «Клипец»
– Пробы Пиаже
– «Невербальные аналогии»
– Методика Яшковой «Треугольники»
– Методика Пинского
– Методика Холмовской «Рыбка»
– Куб Линка
– Методика Бардиной «Схематизация» («Полянки»)
– Методика «Повороты фигур»
– Методика «Дополни набор»
– «Определение понятий»
– «Сравнение понятий»
– «Существенные признаки»
– «Простые и сложные аналогии»
– «Свободная классификация» и ее варианты
– «Исключение из ряда»
– «Пополнение ряда»
– «Объяснение сюжета картин»
– «Сюжетный ряд»
– «Рассказы»
– «Метафоры, пословицы, поговорки, загадки»
– Методика Эббингауза
– Методика Замбациявичене
– «Ассоциативный эксперимент»
– Методика Переслени «Угадайка»
– «Числовые ряды»
Приложение 2.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА.
1. Определение ориентации в окружающей среде.
1.1. Диагностическая беседа.
1.2. Определение знания названий (слов, жестов) предметов групп: учебные принадлежности, одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки, грибы, транспорт.
1.3. Определение знания цвета, размеров, форм, материала, из которого сделан предмет.
1.4. Определение знания названий действий
1.5. Определение сформированности житейских представлений («Деталь в предмете», «Деталь в ситуации», «Ошибки художника»).
2. Определение особенностей познавательной деятельности ребенка.
2.1. Особенности зрительного восприятия, наглядно-действенного мышления. Восстановление разрезанной картинки (3, 4, 5 частей), элементарное конструирование (кубики Кооса, уникуб Б.Никитина, треугольники Н.В.Яшковой).
2.2. Особенности наглядно-образного мышления, наглядно-понятийного мышления детей (матрицы Равена, методика Розановой-Егоровой, классификация, обобщение, простая аналогия, сюжетный ряд.
2.3. Особенности словесно-логического мышления. Обобщение понятий, исключение лишнего, деление понятий, классификация понятий, аналогия отношений понятий; завершение высказывания, обоснование причин, результатов, цели известных действий.
2.4. Особенности запоминания места предметов и точности образов (материал: наборы из 9 картинок и дополнительно 18 похожих, но с очевидными вариантами признаков).
2.5. Особенности запоминания слов (методика А. Лурия).
3. Определение особенностей речевой деятельности.
3.1. Оценка произношения (составление речевой карты).
3.2. Оценка возможностей составить высказывание по картинкам, по вопросу.
3.3. Оценка связной речи (сюжетная картинка, сюжетный ряд, пересказ текста).
3.4. Оценка сформированности грамматического строя речи.
4. Особенности владения школьными навыками и умениями.
4.1. Характер чтения (по буквам, слогам, словам). Возможность выделить ударение, логическое ударение.
4.2. Характер списывания (по буквам, слогам, словам, словосочетаниям).
4.3. Вычислительные умения (счет прямой и обратный), элементарные действия с предметами и определение их математической сути, определение результата действий без возможности пересчета или зрительной оценки.
4.4. Понимание прочитанного текста. Ответы на вопросы, подбор рисунков.
5. Определение индивидуальных качеств, отношений, поведения в процессе обследования методом наблюдения за учащимся. Определение контактности ребенка, отношения к обследованию. Готов ли принять помощь? Пользуется ли ею? Проявляет ли инициативу? Эмоциональная выразительность.
Умственная работоспособность, внимание, причины отвлечения внимания.
Явления гетерохронии в умственной деятельности учащегося. Проявления произвольного внимания к тому или другому виду деятельности (косвенно по результатам успеваемости). Проявление психического пресыщения.
Общее психическое состояние, тонус ребенка при обследовании.
Приложение 3.
Организационные условия проведения диагностической процедуры
Необходимо:
• Организовать пространство для обследования. Диагностическое место не должно располагаться напротив окна и в сенсорно-насыщенном помещении.
• Подготовить стимульный материал для всех методик перед началом обследования и расположить его так, чтобы он не был виден ребенку.
• Подготовить протокол обследования для своевременной фиксации его результатов.
• Провести с ребенком предварительную беседу для установления контакта перед непосредственным выполнением заданий.
• Приспосабливаться в процессе обследования к индивидуальным особенностям ребенка.
• Поддерживать интерес ребенка во время исследования.
• В случае отказа ребенка от выполнения падания - попытаться привлечь его к деятельности с помощью игровых приемов, введения стимулирующей помощи, тактильного контакта, шепотной речи.
• Избегать негативных оценок в адрес ребенка, обсуждения результатов его деятельности в его присутствии.
• Завершить процедуру обследования краткой беседой, подводящей итог работе, направленной на качественную характеристику умения ребенка оценить результаты своей работы.
• Занести в протокол обследования все подученные в ходе исследования результаты.
• По итогам выполнения всех заданий произвести анализ полученных данных диагностики.
• В зависимости от уровня реализации программы оформить результаты диагностики в виде психологического заключения, профиля качественных показателей развития психических функций, направлений коррекционно-развивающих мероприятий.
Приложение 4.
БЛОК КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Уровень и качественное своеобразие развития психических функций оцениваются по результатам выполнения испытуемым диагностических заданий. При этом диагноста должен интересовать не собственно результат — «задание выполнено» либо «задание не выполнено», а качественные особенности результата.
Особенности внимания. Оцениваются такие свойства внимания, как устойчивость, концентрация, произвольность. Вывод об уровне развития данной психической функции делается на основании выполнения всего комплекса заданий.
Устойчивость и концентрация внимания
Проявления показателя:
• внимание устойчивое, длительность сосредоточения и переключение внимания удовлетворительные;
• отвлекаемость наблюдается к концу задания;
• колебания внимания отмечаются по мере столкновения с трудностями;
• внимание недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, или вязкое, плохо переключаемое, организующая помощь эффективна;
• низкая концентрация и неустойчивость внимания
(ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте) на протяжении всего исследования, либо ярко выраженная ригидность, вязкость; организующая помощь малоэффективна.
Произвольность внимания
Проявления показателя:
• наблюдается способность к длительному сосредоточению и переключению внимания;
• способность к концентрации внимания проявляется нестойко;
• концентрация внимания возможна на короткий срок;
• произвольное внимание не сформировано.
Особенности восприятия. Данный комплексный показатель включает в себя оценку зрительного восприятия цвета, формы, предметное восприятие, пространственное восприятие, социальную перцепцию, фонематическое восприятие.
Зрительное восприятие цвета
По заданию «Мозаика». Оценивается способность ребенка зрительно дифференцировать по цвету раскрашиваемые фигуры.
По заданию «Нарисуй целое». Оценивается способность ребенка передавать цвет изображаемого предмета в соответствии с образцом.
Проявления показателя:
• цветовая гамма изображения и эталона совпадают;
• наблюдается искажение оттеночных цветов;
• наблюдается искажение основных цветов;
• наблюдается грубое искажение в цветопередаче.
Зрительное восприятие формы
По заданию «Почтовый ящик». Оценивается способность ребенка зрительно дифференцировать по форме геометрические фигуры.
Проявления показателя:
• дифференцирует все фигуры;
• испытывает трудности в нахождении похожих по форме фигур;
• испытывает трудности в дифференциации непохожих по форме фигур;
• не дифференцирует фигуры.
По заданию «Мозаика». Оцениванется способность ребенка зрительно дифференцировать по форме геометрические фигуры.
Проявления показателя:
• различает и соотносит все фигуры;
• испытывает незначительные трудности в различении фигур;
• испытывает значительные трудности в различении фигур;
• не различает фигуры.
По заданию «Нарисуй целое». Оценивается степень точности в передаче формы изображаемого предмета в соответствии с образцом.
Проявления показателя:
• форма изображения передается верно;
• наблюдается незначительное искажение в передаче формы;
• наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей;
• целостный образ отсутствует.
Предметное восприятие
По заданию «Разрезные картинки». Оценивается предметность, категориальность, константность зрительного восприятия.
Проявления показателя:
• образ предмета до сборки узнается верно;
• узнавание целостного образа предмета до сборки затруднено (допускается называние предмета близким понятием);
• целостный образ предмета до сборки не узнается;
• целостный образ предмета не узнается даже после сборки.
По заданию «Нарисуй целое». Оценивается предметность, константность зрительного восприятия. Проявления показателя:
• изображение узнается и называется верно;
• изображение называется неверно, но после уточнения ошибка исправляется самостоятельно;
• изображение называется неверно даже после уточнения;
• изображение не называется.
Предметное восприятие в необычном ракурсе
По заданию «Исключение четвертого лишнего предмета». Оценивается предметность, категориальность, константность зрительного восприятия.
Проявления показателя:
• узнавание без нарушений;
• незначительные трудности в узнавании;
• значительные трудности в узнавании;
• узнавание отсутствует.
Пространственное восприятие
По заданию «Последовательные картинки».
Проявления показателя на основании раскладки картинок на плоскости стола:
• раскладывает правильно;
• раскладывает сверху вниз;
• раскладывает справа налево; снизу вверх;
• картинки не раскладываются (рассказ начинается
без раскладывания картинок).
По заданию «Последовательные картинки».
Проявления показателя на основании соотнесенности рассказа и раскладки:
• рассказ и полученная последовательность картинок соотносятся;
• рассказ и полученная последовательность не соотносятся.
По заданию «Нарисуй целое». Оценивается степень соответствия пространственного расположения деталей получаемого изображения и образца.
Проявления показателя:
• все детали полученного изображения расположены верно;
• наблюдается незначительное искажение пространственного расположения деталей изображения;
• наблюдается значительное искажение пространственного расположения деталей изображения;
• целостный образ отсутствует или изображения нет.
По заданию «Обведи и дорисуй». Оценивается характер пространственного взаиморасположении объектов и их деталей между собой.
Проявления показателя:
• все объекты (их детали) расположены в пространстве листа верно;
• наблюдается незначительное искажение пространственного взаиморасположения объектов (их деталей) на листе бумаги;
• наблюдается значительное искажение пространственного взаиморасположения объектов (их деталей) на листе бумаги;
• целостный образ отсутствует, либо изображения нет.
Социальная перцепция
По заданию «Последовательные картинки». Оценивается способность воспринимать и адекватно оценивать характер и причину эмоционального состояния участников изображенных на картинках событий.
Проявления показателя:
• адекватное установление взаимодействия между героями событий, выделение эмоционального состояния героев;
• частичное самостоятельное распознавание, полное распознавание после наводящих вопросов;
• не распознает даже после оказания помощи;
• отказывается выполнять задание.
Фонематическое восприятие
По заданию «Эхо».
Проявления показателя:
• точное и правильное воспроизведение обеих частей слоговых рядов;
• первая часть воспроизводится верно, вторая отождествляется;
• первая часть воспроизводится верно, во второй - грубые ошибки, или наоборот;
• в обеих частях отмечаются грубые искажения;
• невозможность воспроизведения или отказ.
Особенности памяти.
По заданию «Заучивание 10 слов». Оцениваются объем кратковременной и долговременной памяти, качество и продуктивность запоминания.
Объем кратковременной памяти. Оценивается количество слов, которые ребенок воспроизвел после первой пробы.
Объем долговременной памяти. Оценивается количество слов, которые ребенок воспроизвел после отсроченного вспоминания.
Качество кратковременного заучивания. Оценивается характер и количество ошибок при воспроизведении вспоминаемых слов при кратковременном заучивании.
Проявления показателя:
• ошибки отсутствуют;
• встречаются единичные случаи искажения слов;
• встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен;
• преобладают искаженные слова и смысловые замены.
Качество долговременного заучивания. Оценивается характер и количество ошибок в воспроизведении слов при отсроченном вспоминании.
Проявления показателя:
• ошибки отсутствуют;
• встречаются единичные случаи искажения слов;
• встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен;
• преобладают искаженные слова и смысловые замены.
Продуктивность запоминания. Комплексный показатель, оцениваемый по скорости и характеру запоминания (по кривой запоминания).
Проявления показателя:
• растущий характер кривой запоминания;
• ригидный (растущий медленно) характер кривой запоминания;
• «зигзаг», «плато»;
• падающий характер кривой запоминания.
Особенности мышления. Оценивается уровень развития всех видов мышления.
Наглядно-действенное мышление
По заданию «Почтовый ящик». Выявляется преимущественный способ выполнения задания.
Проявления показателя:
• зрительное соотнесение;
• примеривание;
• целенаправленные пробы;
• хаотичные пробы;
• силовые пробы.
Наглядно-образное мышление
По заданию «Разрезные картинки». Выявляется способ выполнения задания для каждого уровня сложности.
Проявления показателя:
• зрительное соотнесение;
• целенаправленные пробы;
• хаотичные пробы.
По заданию «Мозаика». Оценивается по качеству полученного результата.
Проявления показателя:
• задание выполнено верно - правильно выбраны цвета, соответствующие конфигурации элементов;
• задание выполнено неверно - путается в оттенках, но фигурки раскрашены попарно;
• задание выполнено неверно — неверно выбран цвет, единичные парные фигуры раскрашены по-разному;
• выбор цвета не соответствует цветовой гамме элементов мозаики, элементы раскрашиваются хаотично.
По заданию «Нарисуй целое». Оценивается по качеству полученного результата.
Проявления показателя:
• нарисованный предмет полностью соответствует изображенному на картинке;
• нарисованный предмет в основном соответствует изображенному на картинке (пропущены элементы,
не выдержана цветовая гамма);
• нарисованный предмет отдалению напоминает изображенный на картинке;
• нарисованный предмет не соответствует изображению.
Словесно-логическое мышление
Оцениваются операции обобщения, абстрагирования, избирательность мышления.
По заданию «Последовательные картинки». Оценивается способность устанавливать причинно-следственные связи.
Проявления показателя:
• верно осмысливает содержание отдельных картинок, понимает и передает объединяющую их основную мысль;
• в целом верно понимает содержание картинок, взаимосвязь событий, но самостоятельный рассказ не
развернут, схематичен; более полное понимание и бо лее полное изложение возможно после стимулирующей помощи, наводящих или уточняющих вопросов;
• не устанавливает взаимосвязь изображенных событий, дает описание каждой картинки в отдельности;
описание схематично, замысел описания нестойкий, но помощь эффективна;
• не понимает логической взаимосвязи даже с помощью, чаще ограничивается перечислением объектов, отвлекается в сторону побочных ассоциаций (рассказ «по поводу картинки»), помощь неэффективна.
По заданию «Исключение четвертого лишнего предмета». Оценивается уровень операции обобщения.
Проявления показателя:
• правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения объединенных в одну группу
предметов и «лишнего» предмета;
• сначала родовое понятие называется неправильно или неточно, потом исправляет ошибку самостоятельно;
• родовое понятие называется неточно или дается описательная характеристика понятия с называнием существенных признаков;
• родовое понятие не называется, дается описательная характеристика понятия, без выделения существенных признаков (перечисляются латентные признаки);
• родовое понятие не определяется, выбранное решение не объясняется, помощь не используется.
По заданию «4-й лишний». Оцеп и мнется уровень операции абстрагирования.
Проявления показателя:
• задание выполнено верно;
• задание выполнено неверно, но ошибка самостоятельно исправляется;
• задание выполнено неверно, требуется незначительная помощь;
• падание выполнено неверно, эффективны наводящие или уточняющие вопросы;
• отказ от задания или задание мы полнено, помощь не используется.
По заданию «4-й лишний». Оценивается уровень категориальности мышления.
Проявления показателя:
• стандартность, категориальность мышления;
• тенденция к использованию латентных признаков;
• выраженная нестандартность, отсутствие категориальности.
Особенности речи
По заданию «Последовательные картинки». Оцениваются все компоненты речевой системы.
Способность составить рассказ
Проявления показателя:
• не испытывает трудностей;
• испытывает незначительные трудности (связное изложение после стимулирующей помощи);
• испытывает трудности (связное изложение после наводящих и уточняющих вопросов);
• связное изложение отсутствует, помощь малоэффективна.
Внешнее оформление высказывания
Проявления показателя:
• разборчивость речи не нарушена;
• речь смазанная, невнятная;
• наблюдается нарушение плавности, темпа и ритма речи;
• наблюдаются нарушения слоговой структуры слов.
Лексико-грамматическое оформление
Проявления показателя:
• рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
• наблюдается стереотипность грамматического оформления, преобладание вводных и служебных слов (это,
то есть, ну, вот), встречается нарушение порядка слов, неточное словоупотребление;
• наблюдаются ошибки в употреблении местоимений, предлогов, союзов; пропуски членов синтаксических конструкций; нарушения грамматической формы слова; неологизмы, неадекватное использование лексических средств;
• рассказ не оформлен (отмечаются перечисления изображенных объектов, значительные трудности в
выборе лексических средств, отсутствует связность).
Качество грамматических конструкций
Проявления показателя:
• пользуется сложным, распростри пенным предложением;
• пользуется распространенным импортированным предложением; простым распространенным предложением;
• пользуется простым нераспространенным предложением;
• пользуется безличным предложением.
Недостатки звукопроизношения
Проявления показателя:
• отсутствуют;
• присутствуют.
Особенности воображения
Вербальное воображение
По заданию «Последовательные картинки». Оценивается степень оригинальности составляемых рассказов.
Проявления показателя:
• рассказы содержат элементы творчества;
• рассказ строго соответствует изображенному на картинке сюжету (рассказы различны по схеме изложения);
• рассказы составлены по шаблонной схеме.
Невербальное воображение
По заданию «Обведи и дорисуй». Оценивается уровень креативности при решении наглядно-образных задач.
Проявления показателя:
• получена целостная композиция, изображенные фигуры занимают второстепенное место в сюжете;
• получена целостная композиция, фигуры используются многогранно;
• изображены отдельные объекты, не связанные сюжетной линией;
• изображен отдельный объект с разными деталями;
• изображен отдельный предмет, либо несколько объектов, изображение схематичное, без деталей;
• задача не принимается (изображение отсутствует)
или принимается частично (только обводит фигуры, либо рисует что-то свое).
Особенности моторной функции рук. Оцениваются быстрота движений, координация, мышечная сила и состояние тонуса, точность движений.
Проявления показателя:
• манипулятивная функция развита достаточно — движения быстрые, точные, координированные;
• манипулятивная функция несколько ограничена - наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушение координации, точности движений, тремор;
• манипулятивная функция резко ограничена - наблюдаются трудности манипулирования предметами
при наличии хватания.
По заданию «Мозаика». Оценивается способность ребенка соизмерять и регулировать движения руки во время раскрашивания.
Проявления показателя:
• при раскрашивании не выходит за пределы контура изображения, при выполнении линий штрих ровный, без тремора, нажим нормальный;
• при раскрашивании практически не выходит за пределы контура изображения, отмечается неровность
штриховки, «дрожание» линий;
• при раскрашивании отмечается выход за пределы ограничительных линий, искажение (неровность)
штриховки;
• при раскрашивании отмечается значительный выход за пределы границ изображения, тремор, сильный нажим.
Ио заданию «Мозаика». Оценивается степень изменения штриховки во время раскрашивания. Проявления показателя:
• штриховка ровная от начала до конца задания;
• незначительное ухудшение штриховки к концу задания;
• значительное ухудшение штриховки к концу задания;
• грубое искажение штриховки практически с начала задания.
Приложение 5.
БЛОК КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
Особенности контакта ребенка. Важно оценить не столько возможность и скорость установления с ребенком контакта, необходимого для последующей работы, сколько качественную характеристику этого процесса (является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам). Именно эта характеристика дает информацию о психических особенностях испытуемого.
Проявления показателя:
• в контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, контакт стабилен на протяжении всего исследования;
• в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности);
• в контакт вступает легко, но он носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);
• в контакт вступает не сразу, с трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;
• в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования. Фиксируется на протяжении всего обследования и предполагает оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента. Анализ таких наблюдений, в совокупности с остальными, позволит сделать более точными выводы об эмоционально-волевой сфере ребенка и о его психическом состоянии в целом.
Проявления показателя:
• заинтересованность;
• волнение, настороженность;
• возбуждение;
• безразличие;
• неадекватная веселость, фамильярность со взрослыми;
• чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.
Реакция на одобрение присутствует у всех детей с нормальным интеллектуальным развитием с раннего возраста. Отсутствие такой реакции свидетельствует о психическом нарушении. Оценивается степень выраженности реакции, ее качественные особенности.
Проявления показателя:
• поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию;
• поощрение и одобрение наряду с проявлениями радости вызывают резкое повышение результативности выполнения заданий;
• равнодушное отношение к поощрению и одобрению;
• при поощрении наблюдается дурашливость, неадекватность поведения.
Реакция на замечания зависит не только от уровня интеллектуального развития, но и от воспитания. Оценивается качественная сторона реакции, ее окрашенность.
Проявления показателя:
• после замечания старается исправить ошибку;
• после замечания отказывается от дальнейших действий, раздражается, замыкается;
• отсутствуют реакции на замечание;
• после замечания наблюдаются ярко выраженные негативные, агрессивные реакции.
Реакция на неудачи встречается разная, может быть неадекватной. Качественная сторона реакции оценивается по характеру поведенческих действий ребенка. Интерес представляет эмоциональный окрас реакции.
Проявления показателя:
• обращение за оценкой правильности действий к взрослому;
• затруднение вызывает дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца;
• потеря интереса при первом затруднении;
• затруднение вызывает расторможенность, проявляющуюся в массе быстрых неадекватных манипуляций с объектами;
• неудача приводит к пассивному уходу от выполнения задания, молчаливому отказу от дальнейшего
участия в эксперименте;
• при неудаче - эмоциональный уход от выполнения задания, неадекватность эмоциональных реакций;
• при неудаче - активный уход от выполнения задания в форме агрессивных действий, разрушающих
экспериментальную ситуацию.
Эмоциональное состояние во время выполнения заданий. Этот интегративный показатель оценивается по результатам анализа эмоционального фона, выраженности эмоций, эмоциональной подвижности.
Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования.
Проявления показателя:
• адекватный, уравновешенный;
• тревожный;
• депрессивный;
• безразличный;
• эйфоричный;
• дисфоричный.
Выраженность эмоций. Оценивается, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько развит его эмоциональный мир, усвоены ли ребенком оттенки эмоций.
Проявления показателя:
• внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны, проявляются спонтанно;
• эмоциональная напряженность, утрированная серьезность в сочетании с выраженной нерешительностью;
• чрезмерная выраженность сензитивных или негативных эмоциональных реакций;
• эмоциональная индифферентность или слабая выраженность эмоций.
Эмоциональная подвижность. Оценивается скорость смены эмоций.
Проявления показателя:
• эмоциональная уравновешенность;
• чрезмерно быстрая и частая смена настроений;
• эмоциональная ригидность.
Общение. Оценивается характер общения ребенка со взрослым.
Проявления показателя:
• активное общение;
• реактивное, с элементами инициативного, общение;
• реактивное общение;
• пассивность в общении при общей сниженной психической активности или непродуктивная активность в общении.
Реакция на результат. Обращается внимание на критичность оценки результатов своей работы. Проявления показателя:
• понимание своих успехов и неудач;
• критичность снижена, адекватность возможна после
наводящих вопросов;
• критичность снижена даже после наводящих вопросов;
• некритичность.
Приложение 6.
БЛОК КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Наличие и стойкость интереса к заданию. Этот показатель предполагает оценку степени выраженности интереса ребенка к заданию и квалификацию факторов, влияющих на стойкость интереса. С одной стороны, он косвенно оценивает познавательную активность, любозна тельность ребенка, с другой стороны - характер мотивировки, повлиявший на принятие ребенком условий задачи (внешний, внутренний).
Проявления показателя:
• выраженный, стойкий интерес от начала до конца задания;
• выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности;
• выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за чрезмерной отвлекаемости;
• выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за неудач или замечаний экспериментатора;
• поверхностный интерес в начале заданий, компенсируемый положительной оценкой экспериментатора;
• поверхностный, слабый интерес, ничем не компенсируемый.
Понимание инструкции. Оценивается характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы. Критерием понимания ребенком инструкции является выполнение им действий в русле инструкции и отпеты на вопросы. Данный показатель позволяет определить характер трудностей, испытываемых ребенком при понимании инструкции, что помогает оценить его психическое состояние.
Проявления показателя:
• инструкция понимается, сохраняется до конца задания;
• инструкция принимается, наблюдаются трудности вхождения в работу, некоторые привила постигаются в процессе работы;
• инструкция теряется, самоконтроль присутствует только в отношении части инструкции;
• принимается общая цель задания и элементы инструкции; до конца задания не сохраняются даже
легкие правила;
• инструкция не принимается, наблюдается стихийная активность.
Ориентировочная деятельность. Оценивается по характеру поведенческих реакций ребенка в ходе изучения и анализа стимульного материала, используемого в задании. Ориентировочная деятельность носит активный, целенаправленный характер у здоровых детей и нарушается, становясь хаотичной, малопродуктивной, при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии.
Проявления показателя:
• выраженная активность и целенаправленность при изучении объектов;
• сниженная внешняя активность при рациональном использовании стимульного материала;
• активность и целенаправленность постепенно ухудшаются из-за неудач или пресыщения деятельностью;
• сниженная активность при малопродуктивном поиске решения;
• выраженная внешняя активность при хаотичном, бессистемном манипулировании стимульным материалом.
Самостоятельность выполнения задания. Предполагается оценка возможности выполнения ребенком задания без помощи экспериментатора и квалификация характера трудностей, требующих вмешательства взрослого.
Проявления показателя:
• самостоятельно начинает и без помощи взрослого выполняет задание;
• не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за боязни допустить ошибку (нужна стимулирующая помощь);
• не может самостоятельно выполнять задание из-за пресыщения деятельностью (нужна организующая
помощь);
• не может самостоятельно выполнять задание из-за неустойчивости внимания (нужна организующая
помощь);
• не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за неумения построить программу
действий (нужна разъясняющая помощь);
• не может самостоятельно выполнять задание из-за поверхностного или нестойкого интереса (нужна стимулирующая помощь).
Характер деятельности (целенаправленность и активность). Оценивается способность ребенка активно действовать в процессе выполнения задания в соответствии с поставленной целью.
Проявления показателя:
• активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью;
• активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, замечаний экспериментатора, не
устойчивости внимания, пресыщения деятельностью;
• недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией деятельность;
• очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением деятельность.
Темп и динамика деятельности. Осуществляется оценка темпа деятельности, которая предусматривает характеристику скорости, с которой ребенок выполняет задание. Темп может отклоняться как в сторону слишком быстрого, «молниеносного» (деятельность приобретает оттенок суетливости), так и в сторону патологически замедленного (деятельность приобретает опенок вязкости, тягучести). Динамический аспект деятельности характеризует изменение ее темпа на протяжении выполнения ребенком задания.
Проявления показателя:
• умеренный или высокий темп, равномерный при выполнении всего задания;
• медлительность, но равномерность при выполнении всего задания;
• умеренный или высокий темп сменяется медлительностью, или наоборот (неравномерная динамика);
• импульсивность, расторможенность, поспешность при выполнении задания;
• крайняя медлительность, заторможенность при выполнении задания.
Работоспособность. Оценивается, насколько быстро наблюдается снижение работоспособности у ребенка в процессе выполнения задания и каков характер изменения работоспособности (линейный, циклический).
Проявления показателя:
• нормальная работоспособность сохраняется до конца задания;
• умеренная работоспособность (пресыщение деятельностью наблюдается с середины или к концу задания);
• мерцательный характер работоспособности;
• низкая работоспособность (пресыщение деятельностью наблюдается с начала выполнения задания).
Особенности регуляции деятельности. Оцениваются уровень развития у ребенка способности самостоятельно контролировать правильность выполнения задания; степень необходимой организации контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого; особенности словесной регуляции ребенком собственной деятельности.
Особенности саморегуляции
Проявления показателя:
• ошибки при выполнении задания отсутствуют;
• ошибки допускаются, но исправляются самостоятельно;
• ошибки самостоятельно не замечаются, для правильного выполнения всего или части задания требуется помощь взрослого.
Особенности словесной регуляции
Проявления показателя:
• речь играет планирующую функцию (слово предваряет действие);
• речь играет сопровождающую функцию (слово сопровождает действие);
• речь выполняет констатирующую функцию (словодополняет действие);
• речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемым действиям.
Организация помощи. Характеризуется качеством оказанной ребенку помощи.
Проявления показателя:
• организующая;
• стимулирующая;
• разъясняющая;
• наглядно-действенная;
• конкретная обучающая.
Литература
Основная
1. Забрамная С Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». - М.: Новая школа, 1998. - 144 с.
2. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие)/ Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова [и др.]- Абакан, АГПИ, 1990. - 68 c.
3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. 256 с.
4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалом / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2001. - 136 с.
5. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
6. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т. Г. Богданова, Ю .Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Дополнительная
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения/ А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
2. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития/ И.Ю. Левченко, Киселева Н.А. - М.: Изд-во «Книголюб», 2008. - 62 с
3. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. - 1995. -№1.-С. 16-21.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. -М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
5. Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики - Учебное пособие для студентов педвузов / А. Г. Шмелев [и др.]. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.