Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации

Тема субъективной значимости труда приближает нас к глав­ной проблеме данной книги — проблеме развития чувства соб­ственного достоинства работника, обоснованно гордящегося сво­им трудом. Именно развитие собственного достоинства является, по нашему мнению, важнейшим условием собственно личност­ного развития человека в труде.

При рассмотрении темы субъективной значимости труда сразу же возникает много сложностей.

Во-первых, субъективная значимость (или, наоборот, незна­чимость) труда может легко внушаться конкретным людям заин­тересованными руководителями, завистливыми коллегами или психологами-манипуляторами, которые ради высоких гонораров готовы формировать все что угодно. И тогда возникает вопрос: насколько представление о значимости труда на самом деле явля­ется «субъективным»?

Во-вторых, само представление о субъективной значимости тру-Да меняется со временем, проходя часто критические периоды. Например, творческий работник всегда чем-то недоволен в своей Работе, а нередко вообще считает ее «никому не нужной».

В-третьих, во многих случаях реально существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, например, це-нит себя и свой труд не за пользу, которую он своим трудом при-

носит окружающим, а за те блага (гонорары), которые он за это!
получает. И этим он гордится, и этим самоутверждается. :

В-четвертых, чувство субъективной значимости может осно­
вываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов со­
гласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бес-;
смысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хва-!
тает сил. И тогда на уровне чувств он по-прежнему продолжает:
верить в «значимость» своего труда как для себя лично, так и для1
окружающих и т. п. :

Само понятие «значимость труда» встречается в литературе уже более 30 лет, но до сих пор нуждается в серьезном обоснова­нии. Руис С. А. Куантанилла, Б. Вилперт выделяют следующие ос­новные составляющие понятия «значимость труда» [цит. по: 14,: с. 262].: субъективный смысл трудовой деятельности; мотивация; место труда в жизни индивида; основные роли в трудовой дея­тельности.

Выделяются также основные признаки значимости труда [там же, с. 265-270]:

1. Субъективное понимание, представление о труде. «Американ­
ский словарь для университетских колледжей» дает около 50 оп­
ределений труда в различных дисциплинах (в философии, теоло­
гии, физике). Традиционно выделяются следующие признаки «тру­
да» или «работы» (по социологическим источникам): физическое
или интеллектуальное напряжение; целенаправленная ориента­
ция в контексте задания, имеющего временные или простран­
ственные ограничения; социальная интеграция и взаимодействие
групп; неприязнь или нежелательность переживания нагрузок;
получение дохода и обеспечение существования; зависимость объе­
ма производимых товаров и услуг от изменений в заработной пла­
те; влияние социальных норм, включая и чувство долга; обмен
труда как товара на заработок в условиях эксплуатации...

2. Труд как главное дело жизни предполагает выделение двух ти­
пов представлений: 1) труд как одна из сфер активности и 2) труд
как основа жизни и основа «восприятия собственной личности».
Важно еще установить, как конкретный человек воспринимает
значимость труда в своей жизни.

3. Мотивационные компоненты труда. Часто обследуемым пред- ]
лагаются перечни мотивационных факторов труда, например пе­
речень значимых функций труда (по Каплану и Тайсни): положе­
ние и престиж профессии; необходимый доход; обеспечение за­
нятости; интересные социальные контакты; хороший способ слу-1
жения обществу; интересное содержание труда; удовлетворение |
от труда. Любопытно, что самым значимым фактором оказался
«необходимый доход». *

Другой способ оценки мотивационных компонентов — различ­ные характеристики труда: техника безопасности; сочетание тре-

бований деятельности и соответствующей им квалификации; хо­рошая оплата; хороший социально-психологический климат; хо­рошие физические условия; автономность (независимость) работ­ника.

В итоге выделяются две группы характеристик: 1) «разумное объяснение» труда в целом (основано на понимании значимости труда); 2) «предпочтительность» отдельных сторон труда (отража­ет более конкретные и частные требования к труду).

4. Общественные нормы труда предполагают выделение двух ос­
новных представлений: 1) обязанность трудиться на благо обще­
ства независимо от основных социальных норм (религиозных или
каких-либо еще); 2) обязанность трудиться дополняется стандар­
тами, отражающими права и обязанности работника (основаны
на предположении о равнозначном, т. е. справедливом, обмене
затраченного труда и вознаграждения).

5. Динамические взаимодействия и их роль в понимании значимо­
сти труда. Как отмечают Руис С. А. Куантанилла и Б. Вилперт,
«концепция смысла труда должна рассматриваться как система вза­
имодействующих характеристик, а не как перечень независимых
величин» [цит. по: 14, с. 269]. Например, за очень хороший зарабо­
ток можно и автономностью заплатить. Поэтому перспективны не
«рейтинги» мотивационных факторов, а процедуры сравнения од­
ного аспекта с «упорядочение изменяемыми значениями другого
аспекта» (это позволяет рассматривать мотивы как систему).

Развитие производства ставит задачу исследования проблемы значимости труда в контексте внедрения новых технологий. Сразу же следует сделать некоторые замечания: отношения между новы­ми технологиями и значимостью труда пока плохо исследованы; может так оказаться, что изменение смысла труда и появление новых технологий носит случайный характер, поэтому пред­ставленные ниже рассуждения Руис С. А. Куантаниллы и Б. Вил-перта — лишь попытка упорядочить представления об их взаимо­связи на разных уровнях организации труда.

Индивидуальный уровень. Внедрение новых технологий ведет к появлению новых возможностей — возможностей комбинировать труд и интегрировать в одной деятельности дотоле раздельные задания, выполняемые разными работниками. На более высоких Уровнях появляется возможность передавать функции сложным механизмам. В этом случае работа становится менее понятной и Менее «осязаемой» для работника. Но это все несколько компен­сируется появлением других новых возможностей: иной организа­цией труда; новой системой задач, выполняемых вне традицион-НЬ1Х помещений и др.

Групповой уровень. Появление компьютеров привело к стандар­тизации взаимодействия и соответствующим ограничениям, к с°кращению потребности в прямых контактах, т. е. к ослаблению

личностного фактора в социальных взаимоотношениях. Также по­явление компьютеров и развитие «сетей» повышает вероятность работы в домашних условиях. Возникает интересный вопрос: по­зволят ли все эти изменения сохранить чувство значимости своего труда на прежнем уровне?

Организационный уровень. Здесь многое зависит от способа вне­дрения новых технологий (например, в какой степени будет учи­тываться отношение к нововведениям самих работников, будет ли у работников специально формироваться позитивное отноше­ние к нововведениям), а также от степени разделения труда (между сотрудниками и между человеком и компьютером). Главное на дан­ном уровне — выяснить, как в этих процессах будут участвовать сами работника (от этого зависит и значимость труда для них са­мих).

Социальный уровень, где выделяется два основных процесса (тен­денции): 1) новые технологии способствуют подъему производ­ства (или стабилизируют уровень безработицы). Это ведет к суже­нию субъективной значимости труда, хотя на первый план и вы­ходят обязательные нормы (осознание неизбежности прогресса и т. п.); 2) возможно создание и более гибкой адаптивной ориента­ции, когда смена представлений о труде будет ориентирована на перспективу, даже в те времена, когда устроиться на работу пока еще сложно. И тогда в плане перспективы субъективная значи­мость труда может повыситься. (Но не есть ли это иллюзия авто­ров, ведь конкретные безработные живут сейчас, и именно сей­час они ущемлены?)

Непосредственно связана с проблемой удовлетворенности тру­дом проблема мотивов трудовой деятельности. А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутрен­них мотивационных факторов труда, которые могут быть исполь­зованы не только для выявления готовности человека эффектив­но трудиться, но и в целях профессиональной ориентации само­определяющихся клиентов [7, с. 33—43]:

Внешние мотивационные факторы:

факторы давления — рекомендации; советы; указания со сто­роны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объек­тивные обстоятельства (состояние здоровья, способности);

факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны не­посредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);

факторы инерции — стереотипы наличных социальных ролей (се­мейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).

Внутренние мотивационные факторы:

собственные мотивационные факторы профессии — предмет труда; процесс труда (привлекательный—непривлекательный, эстетиче­ские аспекты, разнообразие—однообразие деятельности, детер­минированность—случайность успеха, трудоемкость работы, ин­дивидуальный—коллективный труд, возможности развития чело­века в данном труде); результаты труда;

условия труда — физические (климатические, динамические ха­рактеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность—подчиненность, объективность—субъек­тивность в оценке труда); социальные условия (трудность—лег­кость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работни­ка; свободный—ограниченный режим; социальный микроклимат);

возможности для реализации внепрофессиональных целей — воз­можности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благопо­лучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возмож­ности, предоставляемые работой и профессией для общения.

Обратимся теперь к проблеме удовлетворенности трудом и смысла (осмысленности) труда. К.Замфир [5, с. 24—29] приводит пример бессмысленности труда: представим, что человеку предлагается высокооплачиваемая работа, например копать яму, но с услови­ем, что эту яму ему самому нужно будет каждый вечер закапывать. Вопрос: будет ли человек удовлетворен своим трудом? Вероятно, поначалу такое предложение «заинтересует» многих, но если пред­ставить, что будет потом, как к такому работнику начнут отно­ситься окружающие и т. п. Специалисты считают, что важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает осо­знание своего труда как источника благосостояния общества (а не только как средства собственного обогащения — это связано с проблемой миссии своей профессии, своей фирмы); осознание качества своего труда (благодарность потребителей и т.п.); все большую роль играет также бережное отношение к окружающей среде (экологические аспекты труда) и др.

К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удов­летворенность трудом в соответствии с его содержанием [там же, с- 43—51]. Система включает следующие основные показатели, каж-Дый из которых можно оценить по 5-балльной шкале:

общие условия — транспорт до предприятия; удобный график Работы; социальные льготы (столовая, ясли и др.); заработок; воз­можности продвижения по службе;

физические условия труда — безопасность труда; эстетика мес­та работы; шум, температура, вибрация и т.п.;


Другие факторы удовлетворенности — удовлетворенность усло­виями; удовлетворенность фирмой (гордость за фирму); организа­ция времени (позволяет ли работа быть хозяином своего времени, насколько оно тратится с пользой); предоставление свободного статуса и личной идентичности (быть на работе самим собой); дальние, перспективные жизненные цели (может ли работа по­мочь в их реализации); чувство общности деятельности, разделя­емое с другими людьми; вынужденная активность (чтобы работа дисциплинировала человека, не создавала условий для «стагна­ции» и «безделья»). М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетво­ренности работой [2, с. 81]: уход (увольнение, поиск новой рабо­ты); выражение протеста (переговоры с руководителем, написа­ние писем, забастовки и т.п.); лояльность (терпеливое перенесе­ние трудностей); пренебрежение (прогулы, опоздания, невысо­кая производительность). Особой проблемой при анализе удовлетворенности трудом яв­ляется безработица в ее связи с проблемой удовлетворенности жиз­нью. В частности, М.Аргайл [там же, с. 89—103] пишет: «...Суще­ствуют и счастливые безработные. Однако нельзя сравнивать счаст­ливого человека, имеющего работу, и счастливого безработного». Многие считают, что презрительное отношение к безработным оп­ределяет протестантская этика: безработные — это лентяи, нерас­торопные люди, попрошайки (живущие на пособие по безработи­це). Но интересно, что склонность к безделью отмечается у двух основных групп людей: 1) занимающихся неквалифицированным физическим трудом; 2) владельцев частной собственности, мно­гие из которых значительное время проводят за едой и напитками. В настоящее время «безработицу можно рассматривать как при­знак неудачи, как социальное клеймо, как форму отклонения». Если безработные могут сами организовать свое свободное время, они меньше страдают от безработицы: некоторые безработные поддерживают квалификацию путем создания контор и мастер­ских (они легче переносят безработицу); кто-то просто «приспо­сабливается» к новому образу жизни; многие деградируют (подолгу остаются в постели, часами смотрят телевизор, отказываются от попыток изменить свою жизнь). Пример «счастливых» безработных — люди, для которых цен­ность свободного времени выше, чем ценность работы. Проблема: Ради каких целей они расходуют свое свободное время (свобода Ради свободы?) Интересно проследить эволюцию отношения к безработным', при Елизавете I все безработные в Англии назывались просто бездель­никами; в период промышленной революции — безработными; сейчас — людьми, имеющими проблемы со свободным временем , с. 41].

 
~ч,  

содержание труда — разнообразие—монотонность; сложность труда, требуемая квалификация; необходимость решения новых, интересных проблем; элементы руководства и ответственности; соответствие личным способностям;

отношения между людьми в труде — отношения с коллекти­вом; отношения с непосредственными руководителями;

организационные рамки труда — уровень организации на пред­приятии; состояние общественного мнения; социально-психоло­гический климат.

М.Аргайл [2, с. 71—72] выделяет следующие факторы удов­летворенности трудом:

Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те люди, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными (по данным исследований). Мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными, чем женщины. Люди об­разованные, квалифицированные, более старшего возраста вы­сказывают меньшую удовлетворенность своим заработком. Часто свой заработок сравнивается с прежними доходами (в условиях постоянной инфляции эти сравнения не очень приятны).

Отношения с сотрудниками. По значимости этот фактор стоит рядом с зарплатой. Основные ожидания от сотрудников — мате­риальная и социальная поддержка. Но еще важнее — помощь в достижении совместных целей. Основные виды дружеских связей на работе: дружба, выходящая за пределы работы (например, в общении дома); дружба только по работе (с кем можно выпить чашечку кофе, но не возникает желания переносить это во внера­бочую обстановку); приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень. Показатели «тесного общения на работе»: стремление пошутить с другим человеком, поболтать время от времени, обсудить саму работу, выпить чашечку кофе, перекусить вместе, иногда подразнить его (ее), оказать помощь в работе, попросить или дать совет по личным проблемам, обсу­дить свои чувства и переживания, обсудить свою личную жизнь, обучить или показать что-либо по работе.

Отношения с руководством. Основные ожидания от руководи­телей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда. Исследования показывают, что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оце­нивается даже выше, чем роль сослуживцев и супругов.

Возможности продвижения по службе. Достижение и призна­ние — это два наиболее часто называемых источника удовлетво­ренности работой (по Херцбергу). Важнейшими показателями по­вышения по службе являются зарплата и служебный статус. Но такое «признание» часто ведет к увеличению времени рабочего дня и ответственности. И все равно, многие стремятся к повыше­нию по службе...


Р4» " I

Естественно, при рассмотрении проблемы повышения трудо­вой мотивации и удовлетворенности трудом правомерно поставить проблему повышения этой мотивации и удовлетворенности. Со­гласно Г. К. Уайту, можно выделить два основных постулата в про­ектировании и совершенствовании трудовой деятельности: 1) рабо­та должна проектироваться с учетом человека; 2) сами работники должны участвовать в этом процессе, [цит. по: 14, с. 232].

Г. К. Уайт выделяет также основные подходы к повышению мо­тивации труда [там же, с. 331].

1. Проектирование внешней трудовой мотивации. По заданиям ~
требования к заданиям должны быть значимыми, понятными,
обеспечивать обратную связь с руководителем. По организации тру­
да — организация труда должна способствовать достижению цели,
обеспечивать соответствующую поддержку и контакты, создавать
возможности обучения и получения необходимой информации. По
характеристике рабочей обстановки — справедливая оплата, кор­
ректное поведение персонала, эстетическая привлекательность об­
становки.

2. Проектирование внутренней мотивации работника предпо­
лагает: ответственность самого работника, свободу его действий,
участие работника в планировании (особенно при разработке и
внедрении инноваций).

3. Важную роль во взглядах Г. К. Уайта играет концепция «эк­
вивалентного обмена», особенно для монотонных производств,
где монотонный труд как бы «компенсируется» разнообразием
способов выполнения, темпом выполнения задания (определяе­
мым самим работником), местом (условиями) работы.

4. Концепция «оптимальности» при формировании мотивов
труда предполагает, что у каждого человека существует индиви­
дуальный «порог», за которым наступает слишком большое (чрез­
мерное) разнообразие, ответственность и т. п., что приводит к
стрессам и конфликтам. Особенно это усугубляется при недоста­
точной квалификации, образовании и недостатке нужной инфор­
мации.

5. Оплата должна соответствовать ожиданиям работников. Со­
ответственно сами эти ожидания должны исследоваться, специ­
ально формироваться (в сторону их адекватности затраченному
труду и квалификации). Как отмечает К. Замфир, «один из эф­
фективных методов гуманизации труда на предприятиях — обога­
щение знаний каждого о самом себе и других» [5, с. 20].

У. Альберг рассматривает технику реорганизации рутинных ви­дов труда [цит. по: 14, с. 136—142]. Он отмечает, что для начального периода в проектировании эргатических систем было характерно вы­деление следующих задач: увеличение прибыли, рост производи­тельности, уменьшение стоимости изделий, затрат труда, сохра­нение ресурсов, снижение риска несчастных случаев, сокраще-

рабочих нагрузок на работников, использование работников с более низкой квалификацией.

В более современных подходах выдвигаются новые требования (кри­терии), в большей степени учитывающие субъектные и интуи­тивные методы управления:

первичные физиологические критерии — рабочая нагрузка не должна подвергать риску здоровье, работа не должна казаться ото­бранному персоналу излишне трудной, работа должна быть вы­полнима и для специально не отобранного персонала, работа не должна казаться излишне трудной неотобранному персоналу;

психосоциальные критерии взаимодействия — оператор может влиять на скорость работы, оператор может менять метод работы и должен иметь возможность поддержания визуального и речево­го контакта с коллегами в рабочем помещении, во время работы оператор может контактировать с работающими рядом (но в ос­новном по производственным вопросам), оператор может посто­янно менять метод и темп работы при взаимодействии с другими работниками;

психосоциальный критерий, определяющий перерывы для от­дыха — оператор может влиять на темп работы, оператор имеет возможность создавать резервы заготовок или продукции, опера­тор имеет возможность покидать на время рабочее место, опера­тор имеет возможность планировать свою работу в течение рабо­чего дня или большей его части.

Естественно, при этом возникает вопрос: насколько все это реально (выполнимо) вообще и реально ли выполнить это в пол­ном объеме в условиях конкретных организаций? Вероятно, ответ на этот вопрос во многом зависит не только от квалификации и воли руководства, но и от чувства собственного достоинства рядо­вых работников, от их мотивации на профессиональное самоуваже­ние, а также от их стремления гордиться не только своим трудом, но и своими правами, за которые пришлось побороться. К сожале­нию, эта простая истина в наше время как-то подзабыта в усло­виях, когда большинство населения по-прежнему ждет, что к «свет­лому будущему» или к «свету в конце туннеля» их приведет «хоро­шее правительство» и «всенародно любимый» президент.

Такая иждивенческая позиция имеет глубокие исторические корни. Как пишет Е. Д. Малинин, «в целом российский нацио­нальный характер формировался в условиях многовековой крепост­ной зависимости, когда труд был подневольным... Принудитель­ная работая на помещика, крестьянин, естественно, всячески старался как можно меньше тратить своей энергии, утруждать себя, и это стремление веками закреплялось у русского человека в под­сознании, перерастало в привычку, превращаясь в черту характе-[16, с. 11]. Все это и порождает пагубную установку «Барин во Всем разберется, барин нам поможет, если его хорошо попро-

сить». В итоге чувство удовлетворенности от труда извращается и преобразуется в «удовлетворенность» от получаемых благ и зара­ботков, часто не совместимых с затраченными усилиями, по прин­ципу «Меньше делать, но больше зарабатывать».

Но если бы в современных российских условиях торжествовала идея справедливости, когда затраченные усилия в труде непре­менно вознаграждались бы общественным признанием и соответ­ствующими заработками, то и отношение к самому процессу тру­да приносило бы удовлетворение. К сожалению, слишком много примеров, когда баснословные состояния формируются людьми, которых трудно назвать настоящими тружениками. А это демора­лизует и расхолаживает тех, кто еще верит в справедливость и в то, что можно гордиться своим честным и квалифицированным трудом. Лишь некоторые люди, даже несмотря на несправедли­вость в оплате их квалифицированного и общественно полезного труда, все равно реализуют себя как достойные профессионалы. Однако выглядят они часто как «белые вороны» и им приходится не только преодолевать соблазн отказаться от своего любимого дела ради «бешеных» денег за. непонятно какую работу, но тер­петь реальные лишения в виде унизительных заработков. Очень сложно в таких условиях сохранить (и тем более развивать) пол­ноценную трудовую мотивацию, удовлетворенность трудом и жиз­нью, трудно сохранять чувство собственного достоинства.

Вопросы для самопроверки

1. Чем принципиально отличаются философское и психологи­
ческое представления о труде?

2. Учитель химии в средней школе — это профессия, специаль­
ность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?

3. Что определяет субъективную значимость труда?

4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -

Ростов н/Д., 1996.

11 Климов Е А. Введение в психологию труда. — М., 1УУ6.

\2. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. -^ 1992.— С. 221.

'13 Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

14 Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организацион­
ная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрес­
томатия. - М., 1995.

15 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

16. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. - М.; Воронеж, 1999. 17 Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

18. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. -

М., 1984. ..

19. Пряжников Н. С. 5 * $, или Личность в эпоху продажности. - М.,

Воронеж, 2000.

20. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2001).

21. РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
22 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

23. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональ­ной этики социального работника. — М., 1993. 24 Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

25. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии / Под ред. И.Т.Фролова и др. - М., 1991.

26. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­
тельности. — М., 1982.



1. 2. 3. 4. 5. 1983.

Рекомендуемая литература

Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990. Афоризмы, шутки и каламбуры. — Алма-Ата, 1991. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.— М., 1988. Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. — М.,

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

7. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотиваци-
онных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора //
Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 4.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

Наши рекомендации