Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации
Тема субъективной значимости труда приближает нас к главной проблеме данной книги — проблеме развития чувства собственного достоинства работника, обоснованно гордящегося своим трудом. Именно развитие собственного достоинства является, по нашему мнению, важнейшим условием собственно личностного развития человека в труде.
При рассмотрении темы субъективной значимости труда сразу же возникает много сложностей.
Во-первых, субъективная значимость (или, наоборот, незначимость) труда может легко внушаться конкретным людям заинтересованными руководителями, завистливыми коллегами или психологами-манипуляторами, которые ради высоких гонораров готовы формировать все что угодно. И тогда возникает вопрос: насколько представление о значимости труда на самом деле является «субъективным»?
Во-вторых, само представление о субъективной значимости тру-Да меняется со временем, проходя часто критические периоды. Например, творческий работник всегда чем-то недоволен в своей Работе, а нередко вообще считает ее «никому не нужной».
В-третьих, во многих случаях реально существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, например, це-нит себя и свой труд не за пользу, которую он своим трудом при-
носит окружающим, а за те блага (гонорары), которые он за это!
получает. И этим он гордится, и этим самоутверждается. :
В-четвертых, чувство субъективной значимости может осно
вываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов со
гласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бес-;
смысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хва-!
тает сил. И тогда на уровне чувств он по-прежнему продолжает:
верить в «значимость» своего труда как для себя лично, так и для1
окружающих и т. п. :
Само понятие «значимость труда» встречается в литературе уже более 30 лет, но до сих пор нуждается в серьезном обосновании. Руис С. А. Куантанилла, Б. Вилперт выделяют следующие основные составляющие понятия «значимость труда» [цит. по: 14,: с. 262].: субъективный смысл трудовой деятельности; мотивация; место труда в жизни индивида; основные роли в трудовой деятельности.
Выделяются также основные признаки значимости труда [там же, с. 265-270]:
1. Субъективное понимание, представление о труде. «Американ
ский словарь для университетских колледжей» дает около 50 оп
ределений труда в различных дисциплинах (в философии, теоло
гии, физике). Традиционно выделяются следующие признаки «тру
да» или «работы» (по социологическим источникам): физическое
или интеллектуальное напряжение; целенаправленная ориента
ция в контексте задания, имеющего временные или простран
ственные ограничения; социальная интеграция и взаимодействие
групп; неприязнь или нежелательность переживания нагрузок;
получение дохода и обеспечение существования; зависимость объе
ма производимых товаров и услуг от изменений в заработной пла
те; влияние социальных норм, включая и чувство долга; обмен
труда как товара на заработок в условиях эксплуатации...
2. Труд как главное дело жизни предполагает выделение двух ти
пов представлений: 1) труд как одна из сфер активности и 2) труд
как основа жизни и основа «восприятия собственной личности».
Важно еще установить, как конкретный человек воспринимает
значимость труда в своей жизни.
3. Мотивационные компоненты труда. Часто обследуемым пред- ]
лагаются перечни мотивационных факторов труда, например пе
речень значимых функций труда (по Каплану и Тайсни): положе
ние и престиж профессии; необходимый доход; обеспечение за
нятости; интересные социальные контакты; хороший способ слу-1
жения обществу; интересное содержание труда; удовлетворение |
от труда. Любопытно, что самым значимым фактором оказался
«необходимый доход». *
Другой способ оценки мотивационных компонентов — различные характеристики труда: техника безопасности; сочетание тре-
бований деятельности и соответствующей им квалификации; хорошая оплата; хороший социально-психологический климат; хорошие физические условия; автономность (независимость) работника.
В итоге выделяются две группы характеристик: 1) «разумное объяснение» труда в целом (основано на понимании значимости труда); 2) «предпочтительность» отдельных сторон труда (отражает более конкретные и частные требования к труду).
4. Общественные нормы труда предполагают выделение двух ос
новных представлений: 1) обязанность трудиться на благо обще
ства независимо от основных социальных норм (религиозных или
каких-либо еще); 2) обязанность трудиться дополняется стандар
тами, отражающими права и обязанности работника (основаны
на предположении о равнозначном, т. е. справедливом, обмене
затраченного труда и вознаграждения).
5. Динамические взаимодействия и их роль в понимании значимо
сти труда. Как отмечают Руис С. А. Куантанилла и Б. Вилперт,
«концепция смысла труда должна рассматриваться как система вза
имодействующих характеристик, а не как перечень независимых
величин» [цит. по: 14, с. 269]. Например, за очень хороший зарабо
ток можно и автономностью заплатить. Поэтому перспективны не
«рейтинги» мотивационных факторов, а процедуры сравнения од
ного аспекта с «упорядочение изменяемыми значениями другого
аспекта» (это позволяет рассматривать мотивы как систему).
Развитие производства ставит задачу исследования проблемы значимости труда в контексте внедрения новых технологий. Сразу же следует сделать некоторые замечания: отношения между новыми технологиями и значимостью труда пока плохо исследованы; может так оказаться, что изменение смысла труда и появление новых технологий носит случайный характер, поэтому представленные ниже рассуждения Руис С. А. Куантаниллы и Б. Вил-перта — лишь попытка упорядочить представления об их взаимосвязи на разных уровнях организации труда.
Индивидуальный уровень. Внедрение новых технологий ведет к появлению новых возможностей — возможностей комбинировать труд и интегрировать в одной деятельности дотоле раздельные задания, выполняемые разными работниками. На более высоких Уровнях появляется возможность передавать функции сложным механизмам. В этом случае работа становится менее понятной и Менее «осязаемой» для работника. Но это все несколько компенсируется появлением других новых возможностей: иной организацией труда; новой системой задач, выполняемых вне традицион-НЬ1Х помещений и др.
Групповой уровень. Появление компьютеров привело к стандартизации взаимодействия и соответствующим ограничениям, к с°кращению потребности в прямых контактах, т. е. к ослаблению
личностного фактора в социальных взаимоотношениях. Также появление компьютеров и развитие «сетей» повышает вероятность работы в домашних условиях. Возникает интересный вопрос: позволят ли все эти изменения сохранить чувство значимости своего труда на прежнем уровне?
Организационный уровень. Здесь многое зависит от способа внедрения новых технологий (например, в какой степени будет учитываться отношение к нововведениям самих работников, будет ли у работников специально формироваться позитивное отношение к нововведениям), а также от степени разделения труда (между сотрудниками и между человеком и компьютером). Главное на данном уровне — выяснить, как в этих процессах будут участвовать сами работника (от этого зависит и значимость труда для них самих).
Социальный уровень, где выделяется два основных процесса (тенденции): 1) новые технологии способствуют подъему производства (или стабилизируют уровень безработицы). Это ведет к сужению субъективной значимости труда, хотя на первый план и выходят обязательные нормы (осознание неизбежности прогресса и т. п.); 2) возможно создание и более гибкой адаптивной ориентации, когда смена представлений о труде будет ориентирована на перспективу, даже в те времена, когда устроиться на работу пока еще сложно. И тогда в плане перспективы субъективная значимость труда может повыситься. (Но не есть ли это иллюзия авторов, ведь конкретные безработные живут сейчас, и именно сейчас они ущемлены?)
Непосредственно связана с проблемой удовлетворенности трудом проблема мотивов трудовой деятельности. А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов [7, с. 33—43]:
Внешние мотивационные факторы:
факторы давления — рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);
факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);
факторы инерции — стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).
Внутренние мотивационные факторы:
собственные мотивационные факторы профессии — предмет труда; процесс труда (привлекательный—непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие—однообразие деятельности, детерминированность—случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный—коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда;
условия труда — физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность—подчиненность, объективность—субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность—легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный—ограниченный режим; социальный микроклимат);
возможности для реализации внепрофессиональных целей — возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.
Обратимся теперь к проблеме удовлетворенности трудом и смысла (осмысленности) труда. К.Замфир [5, с. 24—29] приводит пример бессмысленности труда: представим, что человеку предлагается высокооплачиваемая работа, например копать яму, но с условием, что эту яму ему самому нужно будет каждый вечер закапывать. Вопрос: будет ли человек удовлетворен своим трудом? Вероятно, поначалу такое предложение «заинтересует» многих, но если представить, что будет потом, как к такому работнику начнут относиться окружающие и т. п. Специалисты считают, что важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает осознание своего труда как источника благосостояния общества (а не только как средства собственного обогащения — это связано с проблемой миссии своей профессии, своей фирмы); осознание качества своего труда (благодарность потребителей и т.п.); все большую роль играет также бережное отношение к окружающей среде (экологические аспекты труда) и др.
К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удовлетворенность трудом в соответствии с его содержанием [там же, с- 43—51]. Система включает следующие основные показатели, каж-Дый из которых можно оценить по 5-балльной шкале:
общие условия — транспорт до предприятия; удобный график Работы; социальные льготы (столовая, ясли и др.); заработок; возможности продвижения по службе;
физические условия труда — безопасность труда; эстетика места работы; шум, температура, вибрация и т.п.;
Другие факторы удовлетворенности — удовлетворенность условиями; удовлетворенность фирмой (гордость за фирму); организация времени (позволяет ли работа быть хозяином своего времени, насколько оно тратится с пользой); предоставление свободного статуса и личной идентичности (быть на работе самим собой); дальние, перспективные жизненные цели (может ли работа помочь в их реализации); чувство общности деятельности, разделяемое с другими людьми; вынужденная активность (чтобы работа дисциплинировала человека, не создавала условий для «стагнации» и «безделья»). М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетворенности работой [2, с. 81]: уход (увольнение, поиск новой работы); выражение протеста (переговоры с руководителем, написание писем, забастовки и т.п.); лояльность (терпеливое перенесение трудностей); пренебрежение (прогулы, опоздания, невысокая производительность). Особой проблемой при анализе удовлетворенности трудом является безработица в ее связи с проблемой удовлетворенности жизнью. В частности, М.Аргайл [там же, с. 89—103] пишет: «...Существуют и счастливые безработные. Однако нельзя сравнивать счастливого человека, имеющего работу, и счастливого безработного». Многие считают, что презрительное отношение к безработным определяет протестантская этика: безработные — это лентяи, нерасторопные люди, попрошайки (живущие на пособие по безработице). Но интересно, что склонность к безделью отмечается у двух основных групп людей: 1) занимающихся неквалифицированным физическим трудом; 2) владельцев частной собственности, многие из которых значительное время проводят за едой и напитками. В настоящее время «безработицу можно рассматривать как признак неудачи, как социальное клеймо, как форму отклонения». Если безработные могут сами организовать свое свободное время, они меньше страдают от безработицы: некоторые безработные поддерживают квалификацию путем создания контор и мастерских (они легче переносят безработицу); кто-то просто «приспосабливается» к новому образу жизни; многие деградируют (подолгу остаются в постели, часами смотрят телевизор, отказываются от попыток изменить свою жизнь). Пример «счастливых» безработных — люди, для которых ценность свободного времени выше, чем ценность работы. Проблема: Ради каких целей они расходуют свое свободное время (свобода Ради свободы?) Интересно проследить эволюцию отношения к безработным', при Елизавете I все безработные в Англии назывались просто бездельниками; в период промышленной революции — безработными; сейчас — людьми, имеющими проблемы со свободным временем , с. 41]. |
~ч, |
содержание труда — разнообразие—монотонность; сложность труда, требуемая квалификация; необходимость решения новых, интересных проблем; элементы руководства и ответственности; соответствие личным способностям;
отношения между людьми в труде — отношения с коллективом; отношения с непосредственными руководителями;
организационные рамки труда — уровень организации на предприятии; состояние общественного мнения; социально-психологический климат.
М.Аргайл [2, с. 71—72] выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом:
Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те люди, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными (по данным исследований). Мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными, чем женщины. Люди образованные, квалифицированные, более старшего возраста высказывают меньшую удовлетворенность своим заработком. Часто свой заработок сравнивается с прежними доходами (в условиях постоянной инфляции эти сравнения не очень приятны).
Отношения с сотрудниками. По значимости этот фактор стоит рядом с зарплатой. Основные ожидания от сотрудников — материальная и социальная поддержка. Но еще важнее — помощь в достижении совместных целей. Основные виды дружеских связей на работе: дружба, выходящая за пределы работы (например, в общении дома); дружба только по работе (с кем можно выпить чашечку кофе, но не возникает желания переносить это во внерабочую обстановку); приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень. Показатели «тесного общения на работе»: стремление пошутить с другим человеком, поболтать время от времени, обсудить саму работу, выпить чашечку кофе, перекусить вместе, иногда подразнить его (ее), оказать помощь в работе, попросить или дать совет по личным проблемам, обсудить свои чувства и переживания, обсудить свою личную жизнь, обучить или показать что-либо по работе.
Отношения с руководством. Основные ожидания от руководителей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда. Исследования показывают, что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оценивается даже выше, чем роль сослуживцев и супругов.
Возможности продвижения по службе. Достижение и признание — это два наиболее часто называемых источника удовлетворенности работой (по Херцбергу). Важнейшими показателями повышения по службе являются зарплата и служебный статус. Но такое «признание» часто ведет к увеличению времени рабочего дня и ответственности. И все равно, многие стремятся к повышению по службе...
Р4» " I |
Естественно, при рассмотрении проблемы повышения трудовой мотивации и удовлетворенности трудом правомерно поставить проблему повышения этой мотивации и удовлетворенности. Согласно Г. К. Уайту, можно выделить два основных постулата в проектировании и совершенствовании трудовой деятельности: 1) работа должна проектироваться с учетом человека; 2) сами работники должны участвовать в этом процессе, [цит. по: 14, с. 232].
Г. К. Уайт выделяет также основные подходы к повышению мотивации труда [там же, с. 331].
1. Проектирование внешней трудовой мотивации. По заданиям ~
требования к заданиям должны быть значимыми, понятными,
обеспечивать обратную связь с руководителем. По организации тру
да — организация труда должна способствовать достижению цели,
обеспечивать соответствующую поддержку и контакты, создавать
возможности обучения и получения необходимой информации. По
характеристике рабочей обстановки — справедливая оплата, кор
ректное поведение персонала, эстетическая привлекательность об
становки.
2. Проектирование внутренней мотивации работника предпо
лагает: ответственность самого работника, свободу его действий,
участие работника в планировании (особенно при разработке и
внедрении инноваций).
3. Важную роль во взглядах Г. К. Уайта играет концепция «эк
вивалентного обмена», особенно для монотонных производств,
где монотонный труд как бы «компенсируется» разнообразием
способов выполнения, темпом выполнения задания (определяе
мым самим работником), местом (условиями) работы.
4. Концепция «оптимальности» при формировании мотивов
труда предполагает, что у каждого человека существует индиви
дуальный «порог», за которым наступает слишком большое (чрез
мерное) разнообразие, ответственность и т. п., что приводит к
стрессам и конфликтам. Особенно это усугубляется при недоста
точной квалификации, образовании и недостатке нужной инфор
мации.
5. Оплата должна соответствовать ожиданиям работников. Со
ответственно сами эти ожидания должны исследоваться, специ
ально формироваться (в сторону их адекватности затраченному
труду и квалификации). Как отмечает К. Замфир, «один из эф
фективных методов гуманизации труда на предприятиях — обога
щение знаний каждого о самом себе и других» [5, с. 20].
У. Альберг рассматривает технику реорганизации рутинных видов труда [цит. по: 14, с. 136—142]. Он отмечает, что для начального периода в проектировании эргатических систем было характерно выделение следующих задач: увеличение прибыли, рост производительности, уменьшение стоимости изделий, затрат труда, сохранение ресурсов, снижение риска несчастных случаев, сокраще-
рабочих нагрузок на работников, использование работников с более низкой квалификацией.
В более современных подходах выдвигаются новые требования (критерии), в большей степени учитывающие субъектные и интуитивные методы управления:
первичные физиологические критерии — рабочая нагрузка не должна подвергать риску здоровье, работа не должна казаться отобранному персоналу излишне трудной, работа должна быть выполнима и для специально не отобранного персонала, работа не должна казаться излишне трудной неотобранному персоналу;
психосоциальные критерии взаимодействия — оператор может влиять на скорость работы, оператор может менять метод работы и должен иметь возможность поддержания визуального и речевого контакта с коллегами в рабочем помещении, во время работы оператор может контактировать с работающими рядом (но в основном по производственным вопросам), оператор может постоянно менять метод и темп работы при взаимодействии с другими работниками;
психосоциальный критерий, определяющий перерывы для отдыха — оператор может влиять на темп работы, оператор имеет возможность создавать резервы заготовок или продукции, оператор имеет возможность покидать на время рабочее место, оператор имеет возможность планировать свою работу в течение рабочего дня или большей его части.
Естественно, при этом возникает вопрос: насколько все это реально (выполнимо) вообще и реально ли выполнить это в полном объеме в условиях конкретных организаций? Вероятно, ответ на этот вопрос во многом зависит не только от квалификации и воли руководства, но и от чувства собственного достоинства рядовых работников, от их мотивации на профессиональное самоуважение, а также от их стремления гордиться не только своим трудом, но и своими правами, за которые пришлось побороться. К сожалению, эта простая истина в наше время как-то подзабыта в условиях, когда большинство населения по-прежнему ждет, что к «светлому будущему» или к «свету в конце туннеля» их приведет «хорошее правительство» и «всенародно любимый» президент.
Такая иждивенческая позиция имеет глубокие исторические корни. Как пишет Е. Д. Малинин, «в целом российский национальный характер формировался в условиях многовековой крепостной зависимости, когда труд был подневольным... Принудительная работая на помещика, крестьянин, естественно, всячески старался как можно меньше тратить своей энергии, утруждать себя, и это стремление веками закреплялось у русского человека в подсознании, перерастало в привычку, превращаясь в черту характе-[16, с. 11]. Все это и порождает пагубную установку «Барин во Всем разберется, барин нам поможет, если его хорошо попро-
сить». В итоге чувство удовлетворенности от труда извращается и преобразуется в «удовлетворенность» от получаемых благ и заработков, часто не совместимых с затраченными усилиями, по принципу «Меньше делать, но больше зарабатывать».
Но если бы в современных российских условиях торжествовала идея справедливости, когда затраченные усилия в труде непременно вознаграждались бы общественным признанием и соответствующими заработками, то и отношение к самому процессу труда приносило бы удовлетворение. К сожалению, слишком много примеров, когда баснословные состояния формируются людьми, которых трудно назвать настоящими тружениками. А это деморализует и расхолаживает тех, кто еще верит в справедливость и в то, что можно гордиться своим честным и квалифицированным трудом. Лишь некоторые люди, даже несмотря на несправедливость в оплате их квалифицированного и общественно полезного труда, все равно реализуют себя как достойные профессионалы. Однако выглядят они часто как «белые вороны» и им приходится не только преодолевать соблазн отказаться от своего любимого дела ради «бешеных» денег за. непонятно какую работу, но терпеть реальные лишения в виде унизительных заработков. Очень сложно в таких условиях сохранить (и тем более развивать) полноценную трудовую мотивацию, удовлетворенность трудом и жизнью, трудно сохранять чувство собственного достоинства.
Вопросы для самопроверки
1. Чем принципиально отличаются философское и психологи
ческое представления о труде?
2. Учитель химии в средней школе — это профессия, специаль
ность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?
3. Что определяет субъективную значимость труда?
4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -
Ростов н/Д., 1996.
11 Климов Е А. Введение в психологию труда. — М., 1УУ6.
\2. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. -^ 1992.— С. 221.
'13 Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.
14 Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организацион
ная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрес
томатия. - М., 1995.
15 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
16. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. - М.; Воронеж, 1999. 17 Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
18. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. -
М., 1984. ..
19. Пряжников Н. С. 5 * $, или Личность в эпоху продажности. - М.,
Воронеж, 2000.
20. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2001).
21. РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
22 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
23. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. — М., 1993. 24 Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.
25. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии / Под ред. И.Т.Фролова и др. - М., 1991.
26. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея
тельности. — М., 1982.
1. 2. 3. 4. 5. 1983.
Рекомендуемая литература
Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990. Афоризмы, шутки и каламбуры. — Алма-Ата, 1991. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.— М., 1988. Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. — М.,
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
7. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотиваци-
онных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора //
Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 4.
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.