Влияние эмоционального состояния на восприятия
На содержание восприятия могут оказывать влияние эмоции, вызванные ранее действовавшими факторами, независимо от того, воспринимает ли человек предмет, имеющий для него значение, или же относительно нейтральный предмет.
Испытуемые – пять одиннадцатилетних девочек. Они должны были оценить по девятибалльной шкале фотографии незнакомых им людей. Предлагались две серии (А и Б) фотографий, по 15 в каждой. Оценки производились три раза: в субботу днем, после возвращения с прогулки (серия А), в субботу вечером, после «страшной игры в убийцу», вызывавшей сильное возбуждение и страх (серии А и Б), и в воскресенье днем, после возвращения с прогулки (серия Б). Девочки должны были оценить, насколько хорошими или плохими кажутся им предъявленные лица. Сравнивая баллы, которые были поставлены лицам из серий А и Б в двух ситуациях (нейтральной и возбуждающей), можно было оценить влияние эмоционального возбуждения. Результаты исследования показали, что состояние возбуждения вызывало изменение оценок; в 70% случаев эти изменения были негативными, то есть под влиянием возбуждающей игры девочки оценили лица как «более плохие». Следует, однако, отметить, что этот эффект не был сильно выраженным: изменение оценок составило в среднем около 0,5 балла по девятибалльной шкале
Постман и Брунер установили, что состояние фрустрации способствует появлению у испытуемых ошибок восприятия, состоящих в превращении нейтральных слов в слова агрессивного или тревожного содержания (таких, как «взрыв», «уничтожение» и т. п.).
Испытуемые с высоким уровнем тревоги обнаруживают повышенную склонность к восприятию в предъявляемых ситуациях элементов угрозы.
Модифицирующее влияние эмоций зависит:
1) от их силы;
2) от особенностей познавательного процесса (чем менее структурирован познавательный процесс, тем сильнее на него влияют эмоции; легче запоминается то, что по содержанию близко к состоянию человека);
3) от особенностей субъекта (чем более мы опытны, тем менее на нас повлияет эмоция; чем меньше опыт, тем легче задействовать эмоции и заставить человека выполнить опрелеленные действия).
Интенсивность эмоции и изменения познавательных процессов:
· нейтральное состояние: отсутствие явно выраженного эмоционального процесса;
· умеренный уровень эмоции: эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, однако еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий; появляются выразительные реакции;
· высокий уровень интенсивности эмоций: эмоция направляет действия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу; такой высокий уровень интенсивности может получить выражение либо в острой форме, т.е. в виде аффекта (в этом случае активность человека полностью подчиняется разрядке данной эмоции), либо в хронической форме, когда человек длительное время чувствует себя «во власти эмоции» (в этом случае его поведение является более дифференцированным, так как он совершает разные действия, однако определенное эмоциональное состояние сохраняется и беспрерывно вмешивается в ход выполняемой деятельности; в такой форме часто проявляются тоска, обида, самодовольство, сексуальное возбуждение, голод и т.д.);
· максимальный уровень интенсивности эмоции: полное отключение всех неэмоциональных механизмов, регулирующих поведение. Так проявляются ярость, паника, экстаз, неистовство, отчаяние и т.п.