Эмоционального состояния

С. Л. Соловьева

ПСИХОЛОГИЯ

ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СОСТОЯНИЙ

Санкт-Петербург

ЭЛБИ-СПб

Соловьева С. Л.

Психология экстремальных состояний. СПб.: ЭЛБИ-СПб. 2003. -

128 с.

ISBN 5-93979-078-Х

Монография посвящена психологическимe анализу экстремальных состояний человека, таких как стресс, фрустрации, конфликт, деприва-ции, кризис. Рассматривается структурно-функциональная организации психических состояний, в частности, кризисных состояний. Уточняется роль эмоциональных компонентов в структуре разнообразных психических состояний. Приводится типология личности человека, переживающего критическую ситуацию. Излагаются различные способы преодоления кризисных состояний разными типами личности. Анализиру-ются возможные последствии и исходы экстремальных психических состояний для человека. Рассматриваются феноменология посттравматического стресса, раскрываются психологические аспекты умирания и смерти.

Предназначена для психологов, психиатров, психотерапевтов.

ИД № 01520 от 14.04.00

Издательство «ЭЛБИ-СПб»

195197, г. Санкт-Петербург, Лабораторный пр. 23, [email protected].

Подписано в печать 08.09.03. Формам 60x84 1/16.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объем 8 п.л. Тираж 1000. Заказ 72.

Отпечатано ООО «Открытый Мир»

193230, С.-Петербург, ул. Крыленко, д. 21, к 1

ISBN 5-93979-078-Х © Соловьева С. Л., 2003

© ЭЛБИ-СПб., 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ

Понятие эмоционального состояния..................................................................5

Характеристики эмоциональных состоянии......................................................7

Понятие экстремального психического состояния..........................................11

Экстремальные состояния физиологического и

психофизиологического уровней.......................................................................13

1. Стресс.....................................................................................................13

Роль личности в формировании стресса.......................................19

2. Психическая травма...............................................................................24

Психогенные нервно-психические заболевания...........................24

3. Экстремальные психические состояния психологического уровня..27

1. Конфликт.................................................................................................27

2. Фрустрация..............................................................................................31

3. Депривация..............................................................................................36

Одиночество...........................................................................36

Сенсорная депривация…………………….....................................38

Фактор «заключения»......................................................................41

4. Кризис......................................................................................................41

Критическая ситуация.....................................................................44

Понятие кризиса...............................................................................46

Невротические кризисы...................................................................49

Возрастные кризисы.........................................................................49

Травматические кризисы.................................................................50

Переживание кризиса.......................................................................51

Часть 2

ЛИЧНОСТЬ В КРИЗИСЕ

Типы личности.....................................................................................................53

1. Гипертимный тип..................................................................................54

2. Циклоидный тип....................................................................................55

3. Лабильный тип.......................................................................................56

4. Астено-невротический тип....................................................................57

5. Сенситивный тип....................................................................................58

6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип.................................60

7. Шизоидный тип......................................................................................61

8. Эпилептоидный тип...............................................................................62

9. Истероидный тип...................................................................................64

Часть 3

КРИЗИСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСА

1. Посттравматически и стрессовый синдром.......................................66

Диагностические критерии ПТСР................................................70

Эпидемиология...............................................................................73

Психологические последствия ПТСР……...................................74

Особенности ПТСР у детей...........................................................76

Диссоциация....................................................................................81

Понятие диссоциации.....................................................................81

Целенаправленные психосоциальные воздействия.....................84

Формы диссоциации.......................................................................87

Диссоциация и психическая травма .............................................90

Лечение ПТСР.................................................................................91

Групповая психотерапия ПТСР.....................................................92

2. Паника ....................................................................................................95

3. Суицидальное поведение......................................................................98

Пресуицидальный синдром...........................................................103

4. Психология умирания и смерть...........................................................103

Сообщение диагноза и прогноза умирающему больному..........106

Психологические реакции умирающих........................................108

Паллиативная терапия и радикальная медицина.........................111

Динамика психологических реакции умирающих......................114

Собственно умирание.....................................................................118

Психологическая помощь умирающим........................................121

Список литературы.........................................................................124

Часть 1

КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ

ПОНЯТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Эмоциональное состояние рассматривается в литературе в каче­стве раз-новидности психического состояния. Изучению категории психического состояния отводится значительное место в современ­ных исследованиях.

Первым из советских ученых категорию психического состоянияописал Н. Д. Левитов (1964): «Это целостная характеристика психи­ческой деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествую­щего состояния и психических свойств личности». Психическое состояние выступает общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процес­сы, и заключается в переживании человеком отражения общего фо­на психической деятельности.

Среди психических состояний человека выделяется группа эмо­циональ-ныхсостояний. Указывая на значение эмоциональных фе­номенов, С. Л. Рубинштейн (1946) заметил: «Переживание челове­ка - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности». По сравнению с познаватель­ными образами, эмоциональная сфера, по выражению В. К. Вилюнаса, «имеет более эндогенное происхождение».

Как принципиальная способность к пристрастному отражению действительности, эмоция возникла в процессе биологической эволюции. В общебиологическом плане, по П. К. Анохину, эмоциональ­ное реагирование способствовало прогрессу приспособительной деятель­ности живых организмов, устанавливая, по выражению К. К. Платонова, «психическую связь с окружающим миром и с самим собой»: «Реша­ющей чертой эмоционального состояния является его интегративностъ, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенное биологическое качество. Произ­водя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локали-

зации воздействия и конкретному механизму ответной реакции ор­ганизма» (П. К. Анохин, 1966).

При определении эмоционального состояния прежде всею под­черкива-ется его большая длительность и устойчивость по сравне­нию с эмоциональными процессами. А. В. Вальдман определяет эмоциональное состояние как «длительное изменение нервного то­нуса со сдвигами отношения человека к окружающему и к самому себе». Г. Ю. Волынкина и Н. Ф. Суворов характеризуют эмоциона­льное состояние как длительное изменение эмоционального фона настроения, которое окрашивает восприятие, трансформирует нор­мальное поведение и течение мотиваций, меняет объем и характер ответных реакций.

Эмоциональная составляющая психического состояния придает эмоциональную окраску текущим психическим процессам, изменяет их характеристики, как динамические (скорость, темп, интенсив­ность, переключаем ость), так и семантические. Эмоции как слож­ные системные психологические образования, составляющие эмо­циональную сферу личности, характеризуются многими параметра­ми: 1. знаком (положительные или отрицательные) и 2. модально­стью (качеством), 3. продолжительностью и 4. интенсивностью (си­лой), 5. подвижностью (быстрота смены эмоциональных состоянии) и 6. реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адек­ватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стиму­лы), а также 7. степенью осознанности эмоций и 8. степенью их про­извольного контроля.

В наиболее грубом виде влияние «эмоциональной составляю­щей» на текущие психические процессы выявляется при развитии патологическихэмоциональных состояний. При гипоманиакальном состоянии,например, высокий эмоциональный тонус положитель­ного знака способствует интеллектуальному возбуждению с ускоре­нием течения мыслей, быстрой их сменой, богатством ассоциаций; при этом больной переоценивает свои возможности, строит радуж­ные прогнозы. Наоборот, при депрессивном состояниинизкий эмо­циональный тонус отрицательною знака затрудняет интеллектуаль­ные процессы, способствует снижению самооценки личности и мрачному прогнозированию будущего.

Таким образом, в эмоциональном состоянии отражается целост­ная психофизиологическая деятельность в виде определенного уровня функционирования физиологических процессов и определенною уровня психической деятельности за некоторый относительно дли­тельный промежуток времени. Изменение эмоционального состоя­ния связано с изменениями психической деятельности и с измене­ниями в физиологических процессах.

Среди многочисленных эмоционально-негативных состояний выделяются прежде всего такие, как тревога, эмоциональная напря­женность, утомление, депрессия, враждебность, фрустрация, эмо­циональный стресс.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наши рекомендации