Развития воображения у детей .Виды творческого воображения. Приемы и уроки для активизации воображения учащихся .
Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Следует отметить, что в ХХI веке в новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, которые позволяют реализовать такие концепции. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному обучению, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения.
Согласно Л.С. Выготскому, в этот период, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией[10].
Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его деятельность [10]. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его успешной и творческой учебной деятельности.
Но сама по себе учебная деятельность в традиционном ее понимании направлена на усвоение учащимися требований базовой школьной программы, которая не сопряжена в должной степени с творческой деятельностью и способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, дети практически не имеют возможность действовать самостоятельно и действуют по заданному алгоритму, не проявляя творческого подхода к решению однотипных заданий. В этот возрастной период происходит интенсивное овладение средствами и приемами учебной и творческой деятельности. Однако, тем путем, который доминирует в нашей культуре воспитания, обучения и образования чувств (восприятия понятий, представлений), ребенок может идти достаточно долго, возможно, всю свою жизнь, прежде чем у него сформируются навыки решать проблемы самостоятельно и творчески. По данным А. Маслоу реализуют свой творческий потенциал только 1 % человечества, потому что люди не знают своего творческого потенциала, они привыкают мыслить в течение всей своей жизни по определенному алгоритму [3].
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления учащихся. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.
В отечественной психологии исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина.
Изобразительная деятельность детей как метод изучения внутреннего мира ребенка привлекала исследователей издавна. Примерами могут служить книги К. Ричи «Дети-художники», Ж. Рума «Графический язык ребенка». Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы Г. Кершенштейнера, А.В. Кларка, Е.Х. Крудсена, М. Линдстрома, Ж. Пиаже.
Психологические модели развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Запорожец А.В., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Узнадзе Д.Н., а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.
Таким образом, изобразительная деятельность детей достаточно широко освещена в современной литературе, что дает основание для различных линий анализа в психологических и педагогических исследованиях. В современном образовании активно используется систематическое обучение различным видам деятельности: рисованию, лепке, конструированию, оригами, макраме и т.д.
Однако не существует определенных программ и планов занятий, образующих психологически обоснованную, последовательную и стройную систему преподавания (в том числе и изобразительного искусства), позволяющую сформировать творческое мышление и воображение у учащихся.
Вышесказанное выявило противоречия между потребностью на практике развивать творческое воображение у младших школьников и отсутствием программ и планов занятий по изобразительному искусству, позволяющих сформировать творческое воображение у учащихся.
Данные противоречия определили проблему исследования- необходимость создания цикла занятий по изобразительному искусству на основе активного введения в их содержание комплекса игровых упражнений и заданий, которые нацелены на формирование и развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством».
Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта.
Таким образом, воображение- это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, пам В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. яти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения