Современные теоретические и прикладные проблемы социальной психологии

Как показывают современные отечественные и зарубежные обзоры, социальная психология занимается сегодня изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:

1) процессы атрибуции;

2) групповые процессы;

3) оказание психологической помощи;

4) аттракция и аффилиация;

5) агрессия;

6) преступления;

7) установки и их изучение;

8) социальное познание;

9) социальное развитие личности (социализация);

10) кросскультурные исследования.

Одной из актуальных областей исследования в зарубежной социальной психологии является альтруизм и оказание помощи как формы просоциального поведения. Модель просоциального поведения разработал и обосновал С. Шварц. Он предложил модель альтруистического действия, которая складывается из 4 стадий: актуализации личной ответственности, актуализации моральной обязанности, проверки и отклонения и, наконец, действия (или бездействия). Другой разрабатываемой проблемой является проблема агрессии, которая выступает той сферой исследований, в разработку которой существенный вклад внесли как биологические, так и социально-психологические теории. Современные представления рассматривают агрессию преимущественно как любую форму социального поведения, которая детерминируется мотивационными факторами и факторами, приобретенными личностью в результате социального научения (социализации).

Применение социальной психологии к решению социальных проблем является долговременной и постоянной традицией социальных психологов. Применение ее к изучению медицинских, организационных проблем и проблем образования также постоянно находилось и находится в сфере внимания социальных психологов вплоть до настоящего времени. Интенсивно изучается социально-психологическая проблематика в сфере массовых явлений, экологии, межнациональной и кросс-культурной динамики. Например, в наши дни возникает настоятельная потребность социально-психологического исследования феноменов миграции, принимающих как в мире, так и в России широкомасштабные размеры. По мнению западных специалистов, рост современных межэтнических миграций является серьезным вызовом мировой социальной, экономической, политической системам. По данным зарубежных аналитиков, порядка 100 миллионов иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих и других категорий мигрантов проживает вне пределов страны своего происхождения.

Кроме того, среди основных проблем современной социальной психологии можно выделить: общие вопросы теории, методологии и истории социальной психологии; закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших социальных групп (наций, классов и т.п.); проблемы малых групп; исследование личности (в том числе проблемы социализации, социальных ожиданий, ориентаций и аттитюдов).

В последнее время происходит активное становление практической социальной психологии, ориентированной, в отличие от фундаментальной, не столько на приращение знаний о социально-психологических закономерностях, сколько на решение насущных проблем социальных субъектов, в частности в сфере образования, экономики, политики и т.д. (Л.Я. Гозман, Ю.М. Жуков, А.Л. Журавлев, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева, Н.И. Шевандрин и др.).

Исследователи все чаще заявляют о необходимости объединения социально-психологических проблем образования в отдельную предметную область «Социальную психологию образования». Введение новой предметной области бывает целесообразно в том случае, если существующие сферы научного знания не охватывают определенной психологической реальности, имеющей важное жизненное значение. Г.В. Акопов (2005) отмечает, что в связи с резким расширением спектра учреждений образования разного типа (лицеи, колледжи и т.п.) уже недостаточно исследования в рамках психологии образования таких проблем, как проблемы управления процессом обучения, вопросы взаимоотношения между учащимися и педагогом, а также взаимоотношения между учащимися. Мимо исследовательского внимания проходят, в частности, массовые психологические процессы, обусловленные включением школьников в те или иные педагогические системы и условия, независимо от конкретных ситуаций взаимодействия учащихся и педагогов. Речь идет об условиях среды или социальных институтах, которые оказывают определенное влияние на социализацию обучающихся. В частности, сегодня изменяются экономические структуры, нормы политической жизни, происходят существенные переориентации в ценностях, мировоззрении в целом.

В рамках традиционной педагогической психологии выполнено достаточно много работ социально-психологического характера. В этом плане можно выделить исследования Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, В.В. Шпалинского. А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского и др. Отдельно можно назвать работы по «педагогической социальной психологии» Н.В. Кузьминой и «социальной педагогической психологии» А.А. Реана и Я.Я. Коломенского.

Кроме того, актуальной в последнее время становится проблема поликультурного образования. Его цель заключается в том, чтобы вооружить учащихся соответствующими знаниями, сформировать и развить умения, которые позволят им активно и продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур. Иными словами, первостепенная задача поликультурного образования в России заключается в воспитании уважительного отношения к культурным различиям и в подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. При этом поликультурное образование составляет часть общего образования и ориентировано на формирование индивида, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований.

Актуальность еще одной проблемы современной социальной психологии обозначилась относительно недавно и не вызывает сомнения. Это проблема духовно-нравственного становления личности и общества во всей её многогранности. В неполной мере разработано научно-практическое обеспечение психологического влияния на этот процесс и способы его регулирования психологическими средствами. Учитывая коллективный характер российской культуры, ученые в ряде случаев рассматривают духовность личности как явление интерактивное, носящее синергетический характер; значит, сила коллективных возможностей в своей совокупности противопоставлена индивидуальным попыткам личности реализовать себя в изоляции от социальной группы (И.А. Гуськов, В.В. Кочетков, А.В. Мудрик, М.А. Низиков,
В.М. Савченко, Е.Г. Слуцкий, Е.И. Федак и др.).

Духовное содержание было и остается сущностной характеристикой российской ментальности, для которой характерно сохранение и умножение «исконных» духовных и нравственных ценностей, развитие национальной культуры, обеспечение духовной связи поколений. Осуществить социальные идеи возрождения общества невозможно без обращения к духовности человека, его совести, разуму, моральному выбору и внутренней свободе.

Противоречия, возникающие между современными требованиями общества и степенью подготовленности личности к их удовлетворению, ведут к формированию новой картины мира, нового образа жизни человека. Каким будет этот образ, отражающий сущность данных явлений, во многом определяет потенциал развития личности, её индивидуальность, мировоззренческие позиции, её положение в обществе.

Наши рекомендации