Общая характеристика речи
Самым значительным отличием человека от животного мира, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие и развитость особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством стандартизированной знаковой системы - языка.
Человеческая речь очень сложна. С помощью нее мы можем: (попросить о помощи, предложить помощь, передать информацию, предупредить, спросить и т.п.), - заниматься словотворчеством (если какой-то объект или явление не имеют еще своего слова, то дать его), - давать определение понятиям, - высказывать суждения (связывать понятия между собой), - учиться и учить,
Речь невозможна без языка. Чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Очень важно грамотно разделять понятия "язык" и "речь". Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков (и иных сигналов), имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.
В современной антропологии существует предположение, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Со временем главным средством труда и общения у человека стала рука. При этом господство руки в качестве средства общения сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты. Подтверждением того, что когда-то именно рука была средством общения, является то, что современный человек весьма охотно жестикулирует при общении; при этом, в большинстве случаев, людей специально не учат жестикулировать. У многих людей, если наблюдать за их спонтанной жестикуляцией, можно выявить довольно развитую "скрытую речь". Иногда даже по этой "скрытой речи" можно судить об истинных суждениях и намерениях говорящего. То, что глухонемые дети довольно быстро осваивают язык глухонемых, тоже серьезный аргумент в пользу этой теории. Важным этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.
Виды и функции речи
речь является не только средством, но и способом общения, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. 1. Речь как средство общения (коммуникативная функция) - передача знаний, отношений чувств. 2. Речь как инструмент мышления - Слово характеризует предмет или явление, обозначаемое им, и выступает как акт мышления. Мышление и речь имеют разные генетические корни. наглядно – образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, 3. Сигнификативная функция – для того, чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и пр. 4. Номинативная функция – называние предмета, явления, состояния и пр. Видыречи: внешняя и внутренняя. 1. Внешняя –процесс материализации мыслей. Включает: А) Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов с одной стороны, и восприятия их людьми на слух с другой. - Диалогическая речь – вид речи, который заключается в попеременном обмене знаковой информацией двух или более субъектов. Возникает при непосредственном обмене репликами. - Монологическая речь - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Б) Письменная речь – графически оформленная, организованная на основе буквенных изображений форма внешней речи. Письменная и устная - разные функции. Устная - разговорная речь в ситуации беседы, рождается из непосредственного переживания. Письменная речь – как деловая, научная, более безразлична, направлена преимущественно на передачу более отвлечённого содержания. 2. Внутренняя речь – Речь про себя и для себя, речь лишённая речевого оформления. Внутренняя речь обслуживает процесс мышления конкретного человека. В отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращённостью. Переход внешней речи во внутреннюю может наблюдаться у ребёнка в 3 года, когда он начинает рассуждать и планировать свои действия вслух (внешняя речь носит функцию внутренней речи) - Эгоцентрическая речь. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи. Эгоц.речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.