Общая характеристика речи.

Тема 18. Речь

Вопросы:

1.Общая характеристика речи.

2.Физиологические основы речи.

3.Виды речи.

4. Развитие речи у ребёнка.

5.Нарушения речи (на самостоятельное изучение).

6.Индивидуальные особенности речи (на самостоятельное изучение).

7.Методы исследования речи (на самостоятельное изучение).

Литература:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.

7. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

8. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

9. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

Общая характеристика речи.

Одним из основных отличий человека от животного мира является наличие особого психического процесса, называемого речью.

Речь – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь».

Язык и речь неразрывно связаны между собой. Их существование и развитие невозможно друг без друга. Там, где появляется язык, возникает и речь. Если не осуществляется речь - исчезает и язык. Хотя язык и речь функционируют вместе, но они представляют собой по форме своего существования разные явления.

Язык - это система словесных знаков, посредством которых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усвоения личного, так и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления практической и познавательной деятельности людей. Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания, его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и традиции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совместную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся результатов в познавательной и созидательной деятельности. Язык является важнейшим средством общения между людьми, средством сообщения информации и средством воздействия друг на друга.

Язык, как система словесных знаков, порождается и осуществляется посредством речевой деятельности. Слова могут существовать в форме звуков, графических знаков и моторных символов, возникающих в результате функционирования органов речи. Таким образом, речь можно рассматривать как деятельность, направленную на воспроизведение и восприятие звуковых, графических и кинестезических образов слов, на основе которых возникает, существует и проявляется сознательная психика человека и его духовный мир. Язык отражает общественное сознание, а речь – сознание индивидуальное.

Всякий язык имеет:

§ лексический состав – систему значащих слов;

§ грамматику – систему различных форм слов и словосочетаний;

§ фонетический состав – звуковую сторону.

Выделяют следующие основные функции языка:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта - язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

2) средство общения (коммуникации) - язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) - человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Функции речи:

1. Сигнификативная или обозначающая функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

2. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

3. Функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

4. Интеллектуальная функция – оформляющая процесс мышления.

5. Планирующая – программирование высказывания.

6. Экспрессивная или функция выражения – отражает отношение человека к событиям. Благодаря речи человек полнее передавать свои чувства, переживания, отношения.

Речь имеет свои свойства:

- содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

- понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

- выразительность речи связана с её эмоциональной насыщенностью (может быть яркой, энергичной, вялой, бедной);

- воздейственность речи заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь тесно связана с мышлением и сознанием в целом. Мысли формируются с помощью её речевого формирования. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Сформировать мысль – это значит облечь её в обобщённые языковые значения.

Особо прочная связь существует между речью и логическим мышлением. Мышление отражает определённые связи и отношения между признаками предметов и явлений. Речь же является средством выражения этих отношений и связей в опосредованной языковой форме. Взаимосвязь мышления и речи ярко проявляется в употреблении омонимов (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но обозначающие разные понятия), синонимов и антонимов.

Отношение речи к мышлению – отношение формы к содержанию. «Мысль не только формулируется в слове, но и формируется в нём» (Л.С. Выготский).

«В то время, как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать» (Ф. Ларошфуко)

«Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего» (А.Ф. Кони)

Наши рекомендации