Много – один. Много – один

ГУО " СШ № 1 Г. Белоозерска" 2007г.

Представлены планы-конспекты коррекционных занятий, которые можно использовать на занятиях по развитию познавательной деятельности со школьниками с интеллектуальной недостаточностью. 3-4 классы 45 занятий, которые помогут учителю-дефектологу организовать свою работу

Занятие 1

Задачи:

- Развитие зрительно-предметного восприятия.

- Развитие зрительной памяти.

- Развитие пространственного восприятия, произвольного внимания, мышления.

- Формирование навыков звукобуквенного анализа.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономного решения.

Ход занятия.

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе. (Снежный ком.)

2. Упражнение на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти. Дорисуй недостающие детали.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Из ряда букв выпишите только гласные буквы:

М Н Р О Ы У Щ А Л Ж Э С

Ё Ю Б Ф Й Д И Т

4. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Спишите и подчеркните гласные буквы:

Дрозд, астра, окно, мак,

двор, ком, садик, доска.

5. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Подчеркни слова, в которых пять букв.

Собака, тетрадь, пенал, заяц, ветер, народ, язык, ягода, лисица, платок, урожай, класс, вдруг, мороз, завод, суббота.

6. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструктивной деятельности.

Много – один. Много – один - student2.ru

7. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Прочитай слово. Напиши полученное слово.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение на отработку пространственной ориентации на уровне тела.

Педагог просит кого-то из детей с резиночной на правой руке встать перед детьми спиной к ним и выполнять вместе с ребятами его задания: поднять правую руку и опустить её, вытянуть вперёд левую ногу, поднять назад правую ногу и т.д. Дети видят, что в таком варианте правое и левое у всех совпадает, но если взрослый повернётся. Показывается и обсуждается, что произойдёт. Затем выходит пара детей. Один показывает (стоя спиной ко второму), что надо делать, второй выполняет и говорит, что он сделал: «Я поднял правую руку» и т.п. Остальные дети проверяют. Потом меняются внутри пары меняющий и показывающий.

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации, отработку понятий на лево право.

Раскрась стрижей, которые летят вправо, синим карандашом, а тех, которые летят влево - зелёным карандашом.

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Упражнение, направленное на развитие зрительно-предметного восприятия, графических навыков.

Много – один. Много – один - student2.ru

11. Подведение итогов занятия.

Занятие 2

Задачи:

- Развитие слухового восприятия и внимания.

- Развитие зрительно- предметного восприятия.

- Развитие слоговой структуры речи.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие навыков звукобуквенного анализа.

- Развитие пространственной ориентации.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решений.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе. (Тук-тук)

2. Упражнение, направленное на произвольную регуляцию деятельности, осложнённое отработкой навыка устного счёта.

Педагог зачитывает вопросы, дети отвечают словами да или нет (если занятия проводится в группе, то можно предложить детям записывать в тетради, ставя, если да +, если нет -). Правда ли, что:

· 12 лап имеют две кошки?

· У двух машин 4 колеса?

· Двое санок имеют 6 полозьев?

· У двух человек 20 пальцев на руках?

· У одних ножниц 2 кольца?

· У трёх коров 6 рогов?

· У трёх собак 6 рогов?

· У трёх мышей 6 глаз?

· В году три времени года?

· Время года состоит из трёх месяцев?

· Среди месяцев май, март, январь, июнь весенних два?

· В году 10 месяцев?

3. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Вставь пропущенные буквы и запиши слова:

д….м, к….м, л….м, т….м;

л….к, м….к, т….з, л….з.

4. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования. Деление слов на слоги, образование второго слога путём прибавления гласной буквы.

Измени слова так, чтобы в них было по два слога.

Образец: дом - дома.

Кот-…………………….., лак- ………………………,

мак- ……………………., луг- ………………………,

том-……………………….

5. Упражнение на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи.

Составь предложения из слов каждой строки. Раздели слова на слоги.

Мама, куклу, Оле, подарила.

Тропинке, птенец, по, прыгал.

В, поют, соловьи, роще.

На, лежит, столе, яблоко.

6. Упражнение на развитие зрительного восприятия в условиях «зрительного шума».

7. После того, как ребенок обвёл предметы по контуру, он выписывает названия предметов, которые он увидел.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Упражнение, направленное на развитие обобщающей функции речи.

Подберите нужное обобщающее слово:

Северный и южный-_________________________

Беляк и русак-______________________________

Указательный и мизинец-____________________

Горький, сладкий и болгарский-_______________

Танго и полька-_____________________________

Свежий, маринованный и солёный-____________

10. Упражнение на развитие пространственной ориентации.

Нарисуй справа вазочку меньшего размера.

Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru

11. Подведение итогов занятия.

Занятие 3

Задачи:

- Развитие зрительного - пространственного восприятия.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти.

- Развитие пространственного восприятия.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

  1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе. (Тук-тук)
  1. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов и расширение лексического запаса речи.

К словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика, чтобы получились предложения. Составь схему.

Машины Тают

Сугробы мчатся

Дворник играет

Петухи летает

Галка скребёт

Ребёнок кукарекает

Мальчик плачет

Журналист ревёт

Медведь фотографирует

Троллейбус мастерят

  1. Упражнение на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов. Подбор слов-предметов к данным словам-действиям. В задание 3, подбор слов-предметов к словам-действиям.

Подбери имена существительные к глаголам.

Делает ____________________________

везет _____________________________

несет ______________________________

тянет______________________________

зовет ______________________________

греют _____________________________

болят ______________________________

продает ____________________________

зреет ______________________________

5. Узнай предметы по действию.

Светит, сияет, греет (что?)__________________

Бегает, прыгает, лает (кто?) '__________

Прыгают, чирикают, дерутся (кто?)________

Вянут, желтеют, опадают (что?) ___________

Моросит, накрапывает, льет (что?)_________

Свищет, дует, воет (что?) ________________

Летают, звенят, кусают (кто?) ____________

6. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Много – один. Много – один - student2.ru

Упражнение, направленное на развитие симультанного зрительного восприятие, и пространственной организации.

Дети 15 секунд смотрят на образец, затем образец закрываются, и дети по памяти должны нарисовать по памяти.

Скопируй по памяти.

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков.

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Дорисуй вторую половину.

Много – один. Много – один - student2.ru

11. Подведение итогов занятия.

Занятие 4

Задачи:

- Развитие избирательности слухоречевой памяти.

- Развитие пространственной ориентации, оптико-конструктивной деятельности.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов.

- Развитие навыков звукобуквенного анализа.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формировать способностей к и анализу и принятию автономных решений.

Ход занятия

1. Игра, направленная на создание благоприятной обстановки в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие избирательности слухоречевой памяти, осложнённое заданием на звуковой анализ.

Педагог читает ряды слов. Дети должны запомнить все слова ряда в порядке их следования, а затем про себя произнести их первые звуки. Какие слова получились.

· Сало, тина, окно, гриб

· Клоп, ирис, нос, облако

· Крем, еда, дрова, река

· Интерес, ворон, автобус

· Молоко, ил, роман

· Дети, ель, лимон, осёл

· Крот, аист, шарф, ангар

Если занятия проводятся в группе, то дети записывают, получившееся слова.

3. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструктивной деятельности. Кубики Никитиных.

Много – один. Много – один - student2.ru

4. Упражнение, направленное на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

Кто где живёт? Ответь, чей дом?

Много – один. Много – один - student2.ru

5. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации.

Прочти поговорку. Объясни значение. Запиши.

Много – один. Много – один - student2.ru

6. Упражнение, направленное на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов.Узнай предметы по их признакам. Назови, одним словом всю группу предметов. Поставь вопрос.

Косолапый, неуклюжий_____________________________

Хитрая, рыжая ____________________________________

Зубастый, голодный________________________________

Трусливый, резвый_________________________________

7. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов, развитие связной речи.

Составьте словосочетания, подбирая к именам существительным нужные по смыслу имена прилагательные. Соедините линиями получившиеся пары. Составьте рассказ.

Много – один. Много – один - student2.ru

Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркни их.

Ястреб, ворона, яблоко, персик, Кишинёв, Вологда, город, деревня, суп, пюре, тигр, волк.

Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов, пространственной ориентации на буквенном анализе.

Много – один. Много – один - student2.ru

12. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков.

Много – один. Много – один - student2.ru

13.

Много – один. Много – один - student2.ru

14. Упражнение, направленное на способность анализировать и принимать автономное решение.

15. Подведение итогов занятия.

Занятие 5

Задачи:

- Развитие зрительного симультанного восприятия.

- Развитие пространственной ориентации, оптико-конструктивной деятельности.

- Формирования зрительного образа буквы.

- Формирование навыка звукобуквенного анализа.

- Расширение лексического словаря, устранение агрогмматизмов.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

Игры, направленные на создание эмоциональной благоприятной обстановке в группе.

Упражнение, на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов и развитие связной речи.

Составь словосочетания, подбирая к именам существительным нужные по смыслу имена прилагательные.

Соедини линиями получившиеся слова, поставь к ним вопрос.

Составь рассказ на тему «Заболела бабушка» с использованием полученных словосочетаний.

Много – один. Много – один - student2.ru

Упражнение, на расширение лексического запаса (глагольная лексика) устранение аграмматизмов и развитие связной речи.

Напиши подходящие глаголы.

Много – один. Много – один - student2.ru

  1. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала (формирование зрительного образа буквы)

Восстанови предложения.

Много – один. Много – один - student2.ru

  1. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструкивной деятельности.

Много – один. Много – один - student2.ru

  1. Упражнение на развитие связной речи.

Поставь точки.

За городом красивый парк в парке растут липы, клёны, берёзки на клумбах цветут яркие цветы.

7. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов, пространственной ориентации на буквенном анализе.

Прочитай слова. Найди два одинаковых. Закрась стрелку так, чтобы она соединила их. Найди недостающие буквы.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов.

Найди закономерность и раскрась коврик.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков. Дорисуй вторую половину.

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Упражнение, направленное на способность анализировать и принимать автономное решение.

11. Подведение итогов занятия.

Занятие 6

Задачи:

- Развитие зрительного симультанного восприятия и внимания.

- Развитие избирательности слухоречевой памяти.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Формирование навыков звукового анализа.

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

- Формирование зрительного образа буквы.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры направленные на создание благоприятной обстановке в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие слуховой памяти. Педагог медленно прочитывает предлагаемый ряд чисел 3 раза. Дети должны его запомнить в той же последовательности. До начало диктовки у детей выясняется, что такое чётное и нечётное числа, однозначные и двухзначные числа.

10 5 1 12 6 4

- Какие по счёту числа были нечётными?

- Сколько в ряду однозначных и двухзначных чисел?

- Какое число соответствует количеству месяцев в году?

- Какое число соответствует количеству времён года?

- Чуму равна сумма второго и самого последнего чисел ряда?

- Какое число было перед числом 6?

- Назовите соседей числа 12?

- Какое число начинается с гласной буквой?

Если работа проводится в группе, то дети записывают ответы к себе в тетрадь.

3. Упражнение, на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов.

Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные (слова-признаки).

Кролик любит (какую?) ________________ морковку. Дрозд любит (какую?)____________ рябину. Рыба любит (какую?) ____________

Воду. Дети любят (какую?) ______________ зиму.

4. Упражнение, направленное на формирование звукового анализа и синтеза. Поставь ударение.

Образец: страны - страна

Много – один. Много – один.

Краны - ………………. ………………. - сад

Травы - ………………. ……………….. – мост

Сосны - ………………. ………………...- час

Ноги - ……………….. ……………….. – двор

5. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

Много – один. Много – один - student2.ru

6. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала (формирование зрительного образа буквы)

Восстанови слова.

Много – один. Много – один - student2.ru

7. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Прочитай слова. Найди два одинаковых. Закрась стрелку так, чтобы она соединила их.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

9. Подведение итогов занятия.


Занятие 7

Задачи:

- Развитие внимания.

- Развитие зрительной памяти.

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза

- Развитие пространственной организации и оптико-пространственной деятельности.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов.

- Развитие графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятной остановке в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие свойств внимания: распределение и переключения.

Найди ошибку в каждом ряду. Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение, направленное на развитие зрительного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти.

Дорисуй недостающие детали.

Много – один. Много – один - student2.ru

4. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

Подумай и дорисуй в пустых клеточках нужные предметы.

Много – один. Много – один - student2.ru

5. Упражнение на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи.

К именам прилагательным подберите как можно больше имён существительных.

Много – один. Много – один - student2.ru

6. Упражнение, на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов.

Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.

Много – один. Много – один - student2.ru

7. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструктивной деятельности.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков. Дорисуй вторую половину.

Дорисуй лист сирени левой рукой, а в пустой клеточки нарисуй рядом лист правой рукой.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

10. Подведение итогов занятия.


Занятие 8

Задачи:

- Развитие внимания.

- Развитие зрительной памяти.

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

- Формирование навыков словообразования.

- Формирования зрительного образа буквы.

- Развитие лексического запаса, устранение аграмматизмов.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала (формирование зрительного образа буквы)

Восстанови слова.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение, направленное на развитие зрительного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти.

Дорисуй по памяти (образец закрывается).

Много – один. Много – один - student2.ru

4. Упражнение, направленное на развитие объёма, концентрации и переключения внимания. Стимульный материал, корректурная проба.

5. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования (слоговая структура).

Вставьте в скобки слоги из слова ВОРОНА так, чтобы они являлись окончанием первого слова и началом второго.

МЕТ(_______)ДИНА

СЛО(_______)ДА

ИКО(_______)ДЕЖДА.

6. Упражнение, направленное на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов.

Назовите картинки и определите род имён существительных- названий картинок. Закрасьте квадратики под картинками (женский- синий, средний- красный, мужской- зелёный).

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

7. Вставьте нужные окончания имён прилагательных, согласовывая их с именами существительными.

Народ русск____ сев ранн______ пруд глубок_______

речь русск______ весна ран_______ река глубок________

слово русск______ утро ранн________ озеро глубок_______

люди русск______ цветы ранн_______ моря глубок________

8. Упражнение, на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи.

Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Обозначьте род имён существительных, с которыми связаны данные имена прилагательные.

Тигрёнок.

Отец привёз тигрёнка с охоты. У него была больш_____ голова, кругл______ зелёноват_____ глаза, широк_____ лоб, коротк_____ уши. Передн____ лапы были тяжел_____ и сильн________. Он был неуклюж____ и маленьк______. Тигрёнка поймали в камышах около громадн_______ озера.

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации, осложнённое развитием графических навыков.

Дорисуй половину.

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

11. Подведение итогов занятия.

Занятие 9

Задачи:

- Развитие внимания.

- Развитие зрительной памяти.

- Формирование навыков словообразования.

- Развитие лексического запаса, устранение аграмматизмов.

- Развитие пространственной организации и оптико-пространственной деятельности.

- Развитие навыка звукобуквенного анализа.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти. Деям предлагается внимательно посмотреть на образец и запомнить его, затем образец закрывается, и дети должны дорисовать, недостающие элементы.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение, направленное на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи.

Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика с одним и тем же значением.

Молодец шкатулка

Конец изобретатель

Боец студень

Ларец умница

Творец финиш

Холодец воин

4. Соединить стрелками слова, чтобы получились верные словосочетания, составьте с полученными словосочетаниями предложения.

Новый книги

Новая утюг

Новое шапка

Новые пальто

5. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и оптико-конструктивной деятельности.

Много – один. Много – один - student2.ru

6. Упражнение, на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Отгадать, какая буква потерялась, назвать слова, подобрать к нему родственные слова и составить предложение с данными словами:

Гла……, ду…., зу……, су…… .

7. Упражнение на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи.

Составьте из слов предложения.

Галя панама лето надеть-

Альбом Катя купить новый-

Малина лето дети поливать-

Надевать Коля майка новая-

8. Упражнение, на формирование навыка словообразования (слоговая структура).

Вставьте в скобки слоги из слова КОЛЕСО так, чтобы они являлись окончанием первого слова и началом второго.

МЯ (__________)БАКА

МОЛО (_______)МАР

ПО (__________)ТО

9. Упражнение, направленное на развитие свойств внимания: распределение и переключения.

НАЙДИ ОШИБКУ

(Ребенок должен найти нарушение законо­мерности в каждой строчке)

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово.

Много – один. Много – один - student2.ru

12. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации, отработка понятий: лево-право.

Раскрась мышек, которые бегут влево, коричневым карандашом, а тех, которые бегут вправо красным карандашом.

Много – один. Много – один - student2.ru

13. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

14. Подведение итогов занятия.

Занятие 10

Задачи:

- Развитие пространственного восприятия, внимания.

- Развития мыслительных процессов.

- Развитие навыка словообразования.

- Развитие зрительного внимания, памяти.

- Формирования зрительного образа буквы.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие пространственной организации и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение на развитие пространственной ориентации.

Нарисуй справа такой же листочек, только большего размера.

Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение, направленное на развитие логического мышления, детям предлагается разбить слова каждого ряда на пары, объяснить, почему так поступили.

Много – один. Много – один - student2.ru

4. Упражнение, направленное на развитие свойств внимания: распределение и переключения.

НАЙДИ ОШИБКУ

(Ребенок должен найти нарушение законо­мерности в каждой строчке)

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

5. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования, путём добавления уменьшительно-ласкательного суффикса.

Измени слова по образцу: Лида- Лидочка.

Зина-………………… Вера- ………………..

Ира-………………… Люба-…………………

Дима-………………….

Выпишите их в тетрадь в алфавитном порядке.

6. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Измени слова по образцу:

Был- бил воз- …………………..

мыл - ………….. нос-…………………..

7. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования. Прочитайте слова:

сок, метла, совок, ваза, корова,

куст, дерево, парта, стройка.

Выпиши сначала слова, в которых один слог, затем - два слога, далее - три слога.

8. Упражнение на формирование навыков звукобуквенного анализа.

Прочитайте слова:

озеро, птаха, печка, ёжик,

раздолье, дубы, брус.

Выпишите слова, в которых есть только звонкие согласные.

9. Упражнение, направленное на развитие внимания, пространственной ориентации на основе буквенного анализа.

Найди и раскрась буквы разным цветом.

Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru

10. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

11. Подведение итогов занятия.


Занятие 11

Задачи:

- Развитие зрительного внимания, памяти.

- Развитие мыслительных процессов

- Формирование навыка словообразования.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов.

- Развитие пространственной организации деятельности и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение, на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти. Деям предлагается внимательно посмотреть на образец и запомнить его, затем образец закрывается, и дети должны дорисовать, недостающие элементы.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования (слоговая структура).

Вставьте в скобки слоги из слова КАРАВАН так, чтобы они являлись окончанием первого слова и началом второго.

ДИ(__________)НА

ДВОЙ(_______)БИНА

ТА(__________)ДОСТЬ

4. Упражнение, направленное на развитие свойств внимания: распределение и переключения.

НАЙДИ ОШИБКУ

(Ребенок должен найти нарушение законо­мерности в каждой строчке)

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

5. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования, путём добавления уменьшительно-ласкательного суффикса.

Птица- ………….., курица- ……………, синица-…………….,

тарелка- ……………., стена-…………. .

6. Упражнение, направленное развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

Подумай и дорисуй в пустых клеточках нужные предметы.

Много – один. Много – один - student2.ru

7. Упражнение, направленное на расширение лексического словаря, образование навыка словообразования.

Листья падают-________________________

Снег падает -__________________________

Вода падает -__________________________

Звёзды падают -________________________

Сам катит -____________________________

Сам ходит - ___________________________

Сено косит -___________________________

Везде ходит -__________________________

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Прочитай слова. Допиши недостающие буквы.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Упражнение, направленное на развитие логического мышления.

Соедините линиями получившиеся пары по смыслу.

Глаза на лоб лезут часто плачет

Не успел глазом моргнуть сильно хочется спать

Глаза на мокром месте сильно удивляться

Глаза открылись узнал правду

Глаза слипаются очень быстро

10. Упражнение на развитие пространственной ориентации, и графических навыков.

Графический диктант (рисование по клеткам в соответствии с последовательными указаниями).

Инструкция: Опуститесь, на 4 клеточки вниз и 2 клеточки вправо поставьте точку и рисуем узор. Две клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки вправо, две клетки вверх.

11. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

12. Подведение итогов занятия.


Занятие 12

Задачи:

- 1.Развитие зрительного внимания, памяти.

- Расширение лексического запаса речи, устранение агромматизмов.

- Развитие зрительного восприятия, мышления.

- Развитие понятийных форм мышления.

- Формирования зрительного образа буквы.

- Развитие зрительно-предметного восприятия

- Развитие пространственной организации деятельности и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение, на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти. Деям предлагается внимательно посмотреть на образец и запомнить его, затем образец закрывается, и дети должны дорисовать, недостающие элементы.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение, направленное на развитие лексического запаса речи. Из данных слов дети должны записать в три столбика, в первый – имена существительные, во второй – имена прилагательные, в третий- глаголы, задать к каждому слову вопрос.

Бороться, биться, работа, дело, вежливый, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, обходительный.

4. Упражнение, направленное на развитие свойств внимания: распределение и переключения.

НАЙДИ ОШИБКУ

(Ребенок должен найти нарушение законо­мерности в каждой строчке)

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

5.Упражнение на развитие связной речи, устранение аграмматизмов в речи.

Разбейте текст на предложения. Поставьте после каждого из них знак препинания.

ВАНЯИРОЗАЛЮБИЛИЦВЕТЫОНИЧАСТОХОДИЛИГУЛЯТЬВСАДТАМРОСЛАЧУДЕСНАЯЧАЙНАЯРОЗАКАКХОРОШИДУШИСТЫЕЦВЕТЫ

6. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов и расширение лексического запаса речи.

Нужно подобрать к данным словам слова противоположные по значению.

Глубокий -_____________________

Правдивый -____________________

Мягкий -_______________________

Широкий -_____________________

Короткий -______________________

7. Упражнение, направленное на развитие понятийных форм мышления.

- Вычеркни овал под картинкой, где девочка ниже, чем ёлочка, но выше, чем мальчик.

- Вычеркни овал под картинкой, где нарисована самая спелая кукуруза.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала (формирование зрительного образа буквы)

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

11. Подведение итогов занятия.


Занятие 13

Задачи:

- Развитие зрительно- предметного восприятия.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие мыслительных процессов.

- Развитие объема внимания.

- Развитие симультанного зрительного внимания и зрительной памяти.

- Развитие пространственной организации деятельности и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие объема и концентрации внимания. Детям раздаются таблицы, где расположены цифры от одного до сорока. Ребенку, нужно назвать и показать цифры по порядку. Остальные дети сидят и проверяют, поочерёдно педагог спрашивает, каждого ребёнка.

3. Упражнение, на развитие связной речи. Детям надо переписать данный текст, поставить точки и подчеркнуть слова- предметы, слова- действия, предварительно проговорив вопросы к данным словам.

Поставьте в конце предложений точки. Подчеркните существительные и глаголы. Спишите текст.

Наступило чудесное тёплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах пели соловьи яркое солнце поднималось всё выше и выше.

4. Упражнение, направленное на развитие мышления. Детям предлагается поделить торт тремя разрезами ножа на шесть равных частей (торт 1) и восемь частей тремя разрезами ножа (торт 2).

Много – один. Много – один - student2.ru

5. Упражнение на формирование звукобуквенного анализа и синтеза.

Прочитайте слова, вставьте пропущенную букву, проверь, подобрав нужное слово, где проверяемая гласная будет под ударением.

Образец: зима – зимы.

Сн….га –

П..ля –

л…са –

6. Упражнение на расширение лексического словаря, осложнённое развитием навыка словообразования. Детям предлагается из слов-предметов образовать слова- признаки.

Прочитай слова. Подбери по образцу однокоренные слова, которые отвечают на вопрос, какой (ая, ое)?

Образец: гриб – грибной (какой?)

Хлеб- ________________________

Мороз- _______________________

Море- ________________________

Соль- ________________________

Вода- _________________________

7. Упражнение на развитие зрительного восприятия в условиях «зрительного шума». Детям предлагаются наложенные картинки, им надо по контуру обвести каждое животное, и записать, кого они увидели.

Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение на развитие симультанного зрительного восприятие и пространственной организации, осложнённое заданием на развитие памяти. Дети 15 секунд смотрят на образец, затем образец закрываются, и дети по памяти должны нарисовать по памяти.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

10. Подведение итогов занятия.


Занятие 14

Задачи:

- Развитие пространственного восприятия, произвольного внимания, мышления.

- Расширение лексического запаса речи, устранение агромматизмов в речи.

- Развитие навыка словообразования.

- Развитие мыслительных процессов.

- Формирования навыков звукобуквенного анализа.

- Развитие внимания.

- Развитие пространственной организации деятельности и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования. Детям предлагаются слова множительного числа, из которых они должны образовать существительные единственного числа.

Измени слова по образцу: вёдра – ведро.

Сёстры - …………………..

Пчёлы - ……………………

Вёсны - …………………….

Озёра - ……………………..

3. Упражнение, направленное на развитие пространственного восприятия, осложнённое пониманием и употреблением предлогом между. Назови номер квадрата, в котором нарисовано:

· Флаг между шаром и звездой

· Шар между флагом и звездой

· Скажи, что нарисовано:

· Между шаром и звездой

· Между флагом и шаром.

Много – один. Много – один - student2.ru

4. Упражнение на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи. Составь предложений из данных в начальной форме слов с предлогами.

Соня земля листья с поднимать –

Сима листья земля сухие с поднимать –

Вася осенние земля с листья поднимать –

Земля осыпаются ясень листья с на –

Осина листья земля на осыпаются с –

5.Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов.

Найди закономерность и раскрась коврик.

Много – один. Много – один - student2.ru

6. Упражнение, направленное на развитие свойств внимания: распределение и переключения.

НАЙДИ ОШИБКУ

(Ребенок должен найти нарушение законо­мерности в каждой строчке)

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

7. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Прочитай слово. Допиши недостающие буквы.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение, направленное на развитие понятийных форм мышления.

a. Мальчики одновременно хотят посмотреть через забор. Вычеркните овал под ящиком, на который должен встать самый высокий мальчик.

b. Вычеркните овал под средним по размеру мячом.

c. Вычеркните овал под электропроводом, который провис больше, чум все, но меньше, чем самый провисший.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков. Дорисуй вторую половину.

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

11. Подведение итогов занятия.


Занятие 15

Задачи:

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие навыка словообразования.

- Развитие зрительно-предметное восприятие.

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

- Развитие навыков звукобуквенного анализа.

- Формирования зрительного образа буквы.

- Развитие зрительного внимания.

- Развитие пространственной организации деятельности и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на обеспечение благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

Назови картинки. Скажи, кому нужны эти жилища? Образец ответа: Скворечник нужен скворцам.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнение, направленное на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов. Подбор слов-признаков.

На старой яблоне висело несколько (каких?) ________________

яблок. В багаж сдали пять (каких?) _______________ сумок. В коробке не хватает трёх (каких?) __________________ карандашей. Возле (каких?) _______________ елей растут грибы.

4. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала (формирование зрительного образа буквы)

Много – один. Много – один - student2.ru

5. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования, путём добавления уменьшительно-ласкательного суффикса.

Образовать от данных существительных новые,

например: большой стакан, а маленький… (СТАКАНЧИК).

Большой ключ, а маленький… Большая кровать, а маленькая…

Большое зеркало, а маленькое… Большая шишка, а маленькая …

Большая кукла, а маленькая… Большой жук, а маленький…

Большое стекло, а маленькое… Большой лес, а маленький…

Большие часы, а маленькие… Большая банка, а маленькая…

Большой графин, а маленький… Большие сапоги, а маленькие…

Большой перстень, а маленький… Большое лицо, а маленькое…

6. Упражнение, направленное на развитие мыслительных процессов и расширение лексического запаса речи. Детям предлагается к словам из первого столбика подобрать слова из второго столбика, близкие по значению.

путь страх родник лошадь

работа дело тропинка несчастье

метель дорога друг противник

грусть вьюга враг приятель

тревога нищета горе дорожка

бедность тоска конь ключ

7. Задание, направленное на развитие мышления. Детям предлагается из данных частей составить круг.

Из данных деталей составь круг.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Прочитай слово. Допиши недостающие буквы.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Упражнение, направленное на развитие пространственной ориентации и графических навыков. Дорисуй вторую половину.

Много – один. Много – один - student2.ru

10. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

11. Подведение итогов занятия.


Занятие 16

Задачи:

- Развитие внимания.

- Развитие зрительной памяти.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие мыслительных процессов.

- Развитие навыка словообразования.

- Формирование навыков звукобуквенного анализа.

- Развитие зрительно-предметного восприятия.

- Развитие пространственной организации деятельности и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение, направленное на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

Рассмотри картинки. Дорисуй, чего не хватает. Скажи, кто без чего? Что без чего? Образец: Петух без гребешка.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Задание, направленное на развитие мышления. Необходимо составить квадрат из данных частей.

Из данных деталей составь квадрат.

Много – один. Много – один - student2.ru

4. Упражнение, направленное на формирование навыка словообразования (образование существительных и прилагательных множественного числа). Детям предлагаются словосочетания единственного числа, из которых дети должны образовать словосочетания множественного числа.

Измени словосочетания по числам. Образец: душистый ландыш – душистые ландыши.

Один – много.

Полное ведро- __________________________________

Чистое стекло – _________________________________

Мощный трактор – ______________________________

Лесное озеро – ___________________________________

Старый кошелёк – ________________________________

Удалой молодец- __________________________________

5. Упражнение, направленное на расширение лексического словаря, осложнённое развитием навыка словообразования. Детям предлагается из слов-предметов образовать слова- глаголы.

Прочитай слова. Подбери по образцу однокоренные слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать?

Образец: воз – возить ( что делать?)

дар- ……………………………………

корм - ………………………………….

свист -…………………………………..

свет -…………………………………..

сор - ……………………………………

6. Упражнение, направленное развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза.

Детям, предлагается смыслообразующая пара, необходимо подобрать картинку для образования пары по аналогии с образцом.

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

7. Упражнение, на развитие произвольной регуляции, осложнённое заданием на развитие зрительного восприятия. Детям предлагаются таблицы, где расположены цифры от 1 до 25. Ребенку, нужно назвать и показать цифры по порядку. Остальные дети сидят и проверяют, поочерёдно педагог спрашивает, каждого ребёнка.

Много – один. Много – один - student2.ru

8. Упражнение на развитие симультанного зрительного восприятие и пространственной организации, осложнённое заданием на развитие памяти. Дети 15 секунд смотрят на образец, затем образец закрываются, и дети по памяти должны нарисовать по памяти.

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

10. Подведение итогов занятия.


Занятие 17

Задачи:

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие мыслительных процессов.

- Развитие навыков звукобуквенного анализа.

- Развитие зрительно-предметного восприятия.

- Развитие зрительного внимания.

- Развитие пространственной организации деятельности и графических навыков.

- Формирование способностей к анализу и принятию автономных решения.

Ход занятия

1. Игры, направленные на создание благоприятных психологических условий для работы в группе.

2. Упражнение на развитие лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

Много – один. Много – один - student2.ru

3. Упражнения, направленное на развитие мыслительных процессов, осложнённое формированием звуко-буквенного анализа.

Соедини части слов из левой колонки с подходящими буквами из правой колонки. Соедини линиями, получившиеся слова.

Ше п

Шо т

Мо д

Ло с

Го з

Ба в

Та ф

Рэ б

4. Упражнение на расширение лексического запаса, устранение аграмматизмов в речи.

Братья купили (какие?)________________ коньки. Альпинисты взошли (на какие?) на_____________________ вершины. Дети любят (каких?)________________ волшебников. В лесу ребятишки видели (каких?) __________________ зверей.

5. Упражнение, направленное на развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.

Прочитай слово. Допиши недостающие буквы.

Много – один. Много – один - student2.ru

6. Задание, направленное на развитие мышления. Необходимо составить круг из данных частей.

Собери круг из данных деталей.

Много – один. Много – один - student2.ru

7.Упражнения на развитие зрительно-предметного восприятия. Детям надо дорисовать недостающие детали.

Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru Много – один. Много – один - student2.ru

8. Задание на развитие концентрации внимания, осложнённое заданием на зрительное восприятие. Детям надо сравнить элементы фигур с эталонами и дополнить одним-двумя штрихами до полных, целостных фигур.

Много – один. Много – один - student2.ru

Много – один. Много – один - student2.ru

9. Формирование способности к анализу и принятию автономного решения.

10. Подведение итогов занятия.


Занятие 18

Задачи:

- Развитие мыслительных процессов.

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

- Развитие свойств внимания: распределение и переключение.

- Развитие зрительной памяти.

Наши рекомендации