Развитие представлений об эмоциях в истории психологии

Декарт.Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.

Учение об аффектах Спинозы.Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала: физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то, что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее. Три первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние, через которое душа приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие – боль и меланхолия.

Ассоционисты. Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин «осознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания.

Вундт,как и всякий структуралист, искал инварианты психического, что привело к выделению двух видов далее неразложимых "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарёк диспаратными. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством(удовольствие-неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства объединяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли.

Когнитивисты. 1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.

Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания. Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего бояться - это же просто фильм". 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой, группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2).

2. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возникает, если, по крайней мере, два представления ("знания") не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

Развитие представлений об эмоциях в отечественной и зарубежной психологии (В.Вундт, Джеймс – Ланге, С. Шехтер, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, П.В. Симонов)

1. Эмоции как явление (структура). Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты.

В каждом чувстве надо различать 2 стороны: объективную (внешнюю) и субъективную (связанную с внутренним опытом). Внешняя сторона – эмоция всегда имеет отношение к чему-то, она имеет предмет, предметное представление (связана с познавательной сферой). Внутренняя сторона – переживание, собственно чувства (подчеркивает приспособительный характер эмоций).

2.Эмоции как переживание, феномен. Школа феноменологии. Феномен – то, что само себя объясняет. Ж.П.Сартр: человек взаимодействует с миром двумя способами – рациональным (логичным) и иррациональным (магическим). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция как феномен – редукция, переходная форма от рационального к магическому, в ней нет различия между объектом и отношением к нему, нет причинностей и логических противоречий.

3. Эмоции как психотелесные состояния. Эмоции обязательно проявляются телесно (объективно). Для описания внешних выражений эмоций их делят на 3 группы:

· Поведенческие выражения (описанные Дарвином в сравнении с животными). Мимика, пантомимика, невербальные проявления эмоций в речи (интонации, паузы).

· Физиологические и вегетативные показатели (сердцебиение, дыхание, покраснение кожи, сужение зрачка).

· Биохимические изменения (уровень адреналина при стрессе).

4. Эмоция как процесс.Теория Джемса – Ланге. Наблюдение за протеканием эмоций во времени. Джемс рассматривает только те эмоции, которые имеют телесное выражение (проявление эмоций). Житейское представление: некий факт – восприятие этого факта – вызываемое душевное волнение, эмоция - изменения в организме. Нам не повезло – мы огорчены и плачем, повстречался медведь – мы испугались – обращаемся в бегство. Джемс: периферические телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией. Если не будет телесного выражения эмоция редуцируется в умозаключение или в волевой акт. Критика физиологов: телесный источник эмоций не периферия, а центр, находится в лимбических отделах мозга. Ланге: эмоция и ее выражение одно и то же, снимите выражение и исчезнет эмоция.

Клапаред уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть чувства и эмоции. Чувства - первичные адаптивные и целесообразные оценки любой ситуации, которые следуют сразу же за наблюдением. Эмоция – вторичные образования, которые могут иметь неадаптивный характер. Между событием и периферическим телесным переживанием вставляется чувственная оценка . Эмоция может не возникать, если сдержать периферическое телесное переживание, но чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Например, чувство опасности в соответствующей ситуации переживается всегда, эмоция страха вслед за ней – может наступить или нет.

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Эволюция эмоций. Роль приспособления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.

Биологическая теория эмоций.В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь = формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор. Акцептор действия = удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций.Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоция - это функция 2-х факторов: значение мотивации или потребности и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности и информацией доступной S, речь идет об информации как об удовлетворении потребности. Когда этой информации недостаточно возникает отрицательная эмоция. Положительные эмоции наблюдаются в том случае, когда информации увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом.

Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Двойственное отношение эмоции потребности: Человек существо полимотивированное и один и тот же предмет может быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой личности.

Эмоции и деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

Функции эмоций:

1. Оценочная функция. (Симонов) Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека событиях, которые происходят в окружающем мире. Появляется мотивационная значимость событий.

2. Побудительная функция. Активации (Рубинштейн) В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы, они могут являться побудителями действий.

3. Аварийное разрешение ситуации, функция защиты. Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе.

4. Эвристическая функция. В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

5. Следообразование: функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто её структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий.

6. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию – функции не специфической активации организма.

Наши рекомендации