Выделите теории, необходимые для психокоррекции пенитенциарной психологии
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Введение в юридическую психологию
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и содержание юридической психологии.
2. Задачи юридической психологии.
3. История развития юридической психологии.
4. Основные методы научного познания, используемые в юридической психологии.
5. Место юридической психологии в системе общенаучных знаний, ее междисциплинарные связи.
Доклады
1. История становления предмета юридической психологии.
2. Юридическая психология в системе правового регулирования.
3. Теоретическая и прикладная юридическая психология: понятие и соотношение.
4. Общие и специальные разделы юридической психологии.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Что составляет предмет юридической психологии?
2. Какие задачи призвана решать юридическая психология?
3. Перечислите основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии
4. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным
5. и гражданским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией?
6. Какие требования предъявляются к методам научного исследования в юридической психологии?
7. Дайте характеристику методов юридической психологии по способам исследования.
Задание 1. Тест.
1. Юридическая психология – это
1. специальная часть психологической науки
2. отрасль уголовного процесса
3. прикладное направление
Задачами юридической психологии является необходимость
1. показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании
2. разработать способы розыска психически больных
3. оказать медицинскую помощь осужденным в местах лишения свободы
Кто изобрел детектор лжи
1. Ю. Ю. Бехтерев
2. Ч. Ломброзо
3. А. Р. Лурия
Выделите ученых, внесших большой вклад в историю развития юридической психологии
1. А. Ф. Кони
2. А.В. Петровский
3. Ж.-Ж. Руссо
4. В.М. Бехтерев
Методами юридической психологии являются
1. метод анализа
2. метод синтеза
3. ассоциативный эксперимент
4. судебно-психологическая экспертиза.
Выделите теории, необходимые для психокоррекции пенитенциарной психологии
1. социопатической личности
2. свидетельских показаний
3. мозговых рефлексий
Задание 2. Тест.
1. Предметом юридической психологии являются:
1. различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности
2. закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим миром
3. психологические закономерности и механизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.
4. преступность, её причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.
2. Одним из первых российских авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма был:
1. И.С. Баршев
2. Л.Е. Владимиров
3. М.М. Щербатов
4. К.Я. Янович-Яневский
3. Кто из нижеперечисленных представителей первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания:
1. В. Штерн
2. О.Б. Гольдовский
3. А. Ф. Кони
4. Альфред Бине
4. Назовите представителей, которые впервые начали изучать причины преступности как социального явления и, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения:
1. Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер
2. Ч. Ломброзо, Франц Йозеф Галь
3. Кречмер, Шелдон, супруги Глюк
4. Годдард, Кинберг, Лонге.
5. Методы юридической психологии по способам исследования подразделяются на:
1. методы научного исследования, методы психического воздействия на личность, методы судебно-психологической экспертизы
2. метод наблюдения, анкетный метод, метод интервью (беседы), метод эксперимента
Задание 3.Установите междисциплинарные связи юридической психологии с общей психологией, уголовным правом и уголовным процессом, гражданским правом, криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией.
Задание 4. Кроссворд
По горизонтали:
1. Метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Метод предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту.
2. Известный русский и советский ученый, юрист, профессор Московского университета, опубликовавший в 1926 году книгу «Криминальная психология. Преступные типы», которая стала итогом осуществленных исследований личности преступника, причин преступлений, совершенных отдельными лицами.
5.Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
6. Юридическая психология имеет с этой наукой междисциплинарную связь, в частности, с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений.
9. Юридическая психология имеет с этой наукой междисциплинарную связь, в частности, с ее разделами, посвященными причинам совершения преступлений, механизму преступного поведения, типам личности преступника.
15. Наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Юридическая психология выступает для нее прикладной наукой.
18. Метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.
19. Именем этого американского врача назван синдром, согласно которому хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин 46ХУ среди преступников встречаются в 36 раз чаще.
По вертикали:
3. Выдающийся российский ученый, невропатолог, физиолог, психолог, психиатр. Внес значительный вклад в развитие мировой юридической психологии, использованию экспериментальных методов в праве, активно участвовал в разработке судебно-психологических проблем, он и его последователи издали ряд работ об использовании принципов рефлексологии для изучения преступника и раскрытия преступлений.
4. Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
7. Название книги, опубликованной в 1900 г. французским психологом Альфредом Бинэ, посвященной научно обоснованным приемам получения показаний свидетелей, в частности, показаний несовершеннолетних свидетелей.
8. Немецкий психолог, проводивший эксперименты по определению достоверности свидетельских показаний. Опираясь на свои данные, он утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение».
10. То, что юридическая психология имеет объектом своего исследования, находится в центре ее внимания, отражает ее методологическую особенность.
11. Комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
12. Наука, являющаяся методологической основой юридической психологии, и изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
13. Тюремный итальянский врач, родоначальник антропологической школы, создавший теорию «врожденного преступника», который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен.
14. Свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
16. Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма, который считал источником деструктивного поведения неосознаваемое врожденное влечение к разрушению.
17. Советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сформулировал принципы работы «Разоблачителя лжи».
20. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Рекомендуемая литература:
Основная 1-9;