Образы ощущений, восприятия
Известно, что начальной формой любого познания является чувственное познание, в основе которого лежат ощущения. «Иначе, как через ощущения, — писал В. И. Ленин, — мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения узнать не можем...»5
Психологические опыты показывают, что далеко не все импульсы ощущений «фиксируются» в коре больших полушарий, а многие из них долгое время могут сохраняться в подкорке мозга в виде неосознанных единичных раздражителей. Способность органов чувств человека к отбору, обобщению разнообразия отражаемой информации на ступени чувственного познания доказана психологией .
Своеобразие ощущений заключается в том, что оно связано как с определенным явлением, влияющим непосредственно на органы чувств, так и с характером потребностей, особенностей жизнедеятельности человека, что ведет к своеобразному выбору, предпочтению по принципу «нового», более интересного, желаемого. Синтез ощущений приводит к формированию чувственного образа, отличительной чертой которого является изобразительность (Б. Ф. Ломов).
П
В академическом рисунке эту последовательность формирования образа необходимо регулировать как процессом наблюдения и познания объективной действительности, так и правилами построения изображения этого образа на плоскости. Сложность здесь состоит в том, что начинающие рисовальщики иногда правильно понимают характерные особенности образа, но адекватно изобразить его на бумаге не умеют. Появляется необходимость выработки рефлекторной связи между восприятием и работой руки.
И. М. Сеченов рассматривал чувственные образы как результат слияния, «касания» рефлексов, в последовательном ряду которых каждый рефлекс в виде следа взаимодействует с предыдущим и последующим. Так образуется ассоциация ощущений, создается образ предмета. Чувственный образ развивается благодаря установлению все новых и новых рефлекторных связей на основе взаимодействия организма с окружающей действительностью. Происходит расчленение первоначально слитых ощущений, а затем — синтез расчлененных ощущений в единый образ. Поэтому формирование чувственного образа в определенной степени зависит от повторения впечатлений при возможно большем разнообразии субъективных и объективных условий восприятия. Субъективные условия восприятия связаны с нервно-психической организацией субъекта, объективные —-с внешними воздействиями.
В учебном академическом рисунке этот процесс протекает
следующим образом: при восприятии модели для рисования у
художника прежде всего формируется эмоциональный образ
модели, еще не связанный с определенными изобразительными1
материалами. В процессе фиксации этого образа в набросках
и зарисовках постепенно выявляются общие пути его рациональ
ного воплощения в том или ином материале, в той или иной
технике. Однако при выполнении одного задания студент не в
состоянии познать объект во всей его многогранности и полноте^
Необходимо обращаться к одному и тому же материалу по>';
несколько раз, в каждом случае ставя перед собой совершенно
новые задачи. Например, рисование гипсовой головы, анатоми
ческой головы, живой головы, портрета, головы с руками, фигу-?
ры и т. д. ставит перед рисующими все новые задачи, решений
которых в комплексе позволяет создать художественный образ
человека. '
Действительно, посредством различных видов ощущений рисующий определенным образом реагирует на объективные характеристики предметов, такие, как величина, форма, взаимйбе расположение, удаление, направление, движение, ритм. Полное] восприятие всех этих характеристик зависит от повышения; чувствительности в результате взаимодействия ощущений (процесс сенсибилизации), а для художника особенно зрительного механизма совместно с тактильными ощущениями (чувствительность к прикосновению) и кинестезическими (двигательными
эщущениями), характеризующими состояние движения и положения органов тела и отражающими изменения, возникающие в органах движения.
Чувственное познание является основой всякого познания — и логического и образного. Каждый человек не только способен чувствовать внешние раздражители, но и определенным образом на них реагировать. Л. С. Выготский писал о том, что следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Они представляют собой процессы: они движутся, изменяются, живут, отмирают под влиянием внутренних факторов.
Важная задача заключается в том, чтобы в процессе художественного обучения максимально развивать все виды чувств, потому что единство и богатство ощущений, получаемых от внешнего мира, обеспечивают единство и богатство образов восприятия.
Развитие всех видов ощущений в процессе изобразительной деятельности формирует высокую чувствительность организма к внешним воздействиям, стимулирует возникновение богатых и сложных эмоций. Занятия изобразительным искусством- развивают чувствительные анализаторы, способствуют развитию у студента эстетических чувств, чувства гармонии, красоты и вкуса. Это, в свою очередь, позволяет глубже ощущать малейшие переходы форм, сложные и тонкие сочетания света и т. д.
Поскольку для возникновения ощущений сила раздражителя должна быть определенной интенсивности, постольку при выборе модели для рисования необходимо тщательно продумывать ее выразительность и определять возможные уровни воздействия ее на органы чувств. В процессе рисования необходимо помнить о способности анализаторов, приспосабливаться к меняющимся условиям среды путем понижения или повышения своей чувствительности, т. е. адаптации. Поэтому определенные условия работы могут повышать или понижать чувствительность к окружающему.
При длительных, многочасовых постановках необходимо разнообразить занятия различными дополнительными упражнениями (наброски, зарисовки по памяти, представлению и т. д.), способствующими повышению творческой активности.
Восприятие предмета для рисования предполагает художественно-образное воспроизведение действительности на всех стадиях изображения, заключающееся в том, что рисующий прежде всего переводит объемную плоскость воспринимаемой модели в плоское сочетание различных линий, а затем плоскую форму переводит в объемную. Вполне очевидно, что образное восприятие натурных постановок будет происходить на качественно различных уровнях, в зависимости от полноты, разнообразия получаемых ощущений и гибкости мыслительного процесса. Если на первом этапе рисования с натуры восприятием руководит образное мышление, то на втором этапе-восприятие становяще-
гося на бумаге рисунка оказывает существенное влияние восприятие модели с новых позиций (Н. Н. Волков).
Целостность восприятия формируется в процессе становлен образа как результат рефлекторной деятельности анализаторе; Переход от ощущений к восприятию совершается по мере то как чувственные впечатления или ощущения начинают функци пировать не только в качестве сигналов, но и в виде обра предмета. Под образом здесь понимается такое чувственн' впечатление, в котором явления, их свойства — форма, величи и отношения — выступают как целостные предметы или объек познания.
Предмет для изображения воспринимается в единстве сво качеств и признаков. Следовательно, для становления полноце ного образа в восприятии необходимо разрешить конфликт общ го и единичного, необходимого и случайного, сущности и явл!| ния. Не может быть такого познавательного образа, в котор содержалось бы отражение только единичного, случайного, ил наоборот, только общего, необходимого, существенного. Поэто познание единичного предмета есть не только отражение данно предмета, но и познание других предметов подобной форм Значит, выявление общего в единичном составляет столь существенный момент в процессе мышления, как и единично в общем (П. В. Копнин).
Независимо от нашего желания «пассивный образ» предмет] отражается в восприятии. Однако для получения образа, при годного для изображения, необходим «встречный» процесс -л деятельность воспринимающего по отношению к отражаемом] предмету (перцептивная деятельность). Перцептивные задачи процессе восприятия совершенно необходимы для формировани образа, следовательно, восприятие для изображения представл* ет собой более или менее сложную систему перцептивных ствий, освоение которых требует как теоретического художесл венного обучения, так и длительной практической работы дл руки.
Зрительное восприятие предмета всегда охватывает не тольк]
предмет, но и определенную часть фона. Первоначальным
общим качеством, исходным как для зрительного, так и дд|
осязательного восприятия, является контур предмета, который
рисунке ограничивается линией. Наши наблюдения показали
что как не профессиональные рисовальщики, так и художник!
рисунок начинают с изображения контура. Только в отдельны]
случаях художники намечают сразу массу, но при этом orpamj
чивают ее опять же контурной линией. ;
Внешний образ предмета часто передается линией, котора подчеркивает переход одной формы в другую, с учетом перепе тивного и тонального изменения форм. Поэтому линия контур; является уже активным средством становления образа предмет, на бумаге. Именно линия является первым проявлением «мате( риальности» образа. Следовательно, при восприятии предмет!
Различное восприятие формы в зависимости от активности линии
для рисунка необходимо учитывать особенность контурной линии, отграничивающей предмет от пространства и вместе с тем выявляющей выразительность образа на бумаге.
В процессе формирования образа предмета в восприятии наблюдаются сложной формы сравнения, обобщения, умозаключения. Например, если воспринимаются два предмета, глаз устанавливает в них черты сходства и различия. Отметив длину или ширину одного предмета, он перебегает с этой же целью к другому. Кривые очертания сравниваются с кривыми, пятна с пятнами, тон с тоном и т. д. Причем образы предметов как бы накладываются друг на друга. Нет принципиальной разницы в характере сопоставления двух реальных, предметов или реального предмета и воспоминания о другом предмете, поскольку при взгляде на реальный предмет в сознании воссоздается соответственно старый образ .
Из всего сказанного следует, что логика формирования образа диктуется логикой наблюдения, сопоставления и обобщения воспринимаемой информации о модели. Формирование образа в восприятии возможно лишь в том случае, если студент уже Овладел практическими знаниями и навыками рисования, возможными способами изображения.
Психологами установлено, что активное восприятие не может проходить без мыслительного процесса, который является важнейшим в формировании .образа воспринимаемого предмета.
„р операции: сравнение, анализ, синтез, отвлечение (абстра-ияние) и обобщение, конкретизация и систематизация, ня оисунках видно, что изображение простейших предметов с сопоставлением их с прямоугольной формой, более
.ятнии И ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ПОНИМЭНИЯ.
Исстедование Н. Н. Волкова «Восприятие предмета и рисун-(1Л 1950) показывает, что вопросов, касающихся восприятия может быть поставлено бесконечно много. Можно реагиро-„ ' на форму, на величину, на положение, на свет, на блеск, на матовость и т. д. Но формирование образа начинается с установки на определенную последовательность и выборочность
восприятия.
Схематический рисунок кубических форм (композиция из пяти кубов) |
Рисунок ступенчатой формы Исследуя возникновение мысли, И. М. Сеченов рассматривал всякую мысль как сопоставление мыслительных объектов друг с другом в каком-либо отношении. В связи с этим он следующие ми чертами определял структуру мысли: 1) разделение объектов; 2) сопоставление их друг с.другом; 3) направление этих сопоставлений (направление, по Сеченову, род связей, открываемых мыслью, — это пространственные, временные связи и др.)- Следовательно, простейшая мысль при восприятии зарождается в результате анализа, синтеза и обобщения чувственных |
Зрительный анализ направляется задачами восприятия, они проводят выборочную работу, поэтому первоначальный зрительный образ всегда обладает некоторой степенью абстракции. Важно подчеркнуть, что в абстракциях не просто анализируется какой-либо чувственно воспринимаемый предмет или его признак, а за этим обнаруживаются свойства, стороны, признаки, отношения составляющие саму сущность предмета. Естественно, что при этом неизбежным становится некоторая схематизация, упрощение, огрубление образа. В. И. Ленин писал: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, не огрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением и не только движения, но и всякого понятия» . Этот глобальный вывод одинаково относится и к художественно-образному восприятию. Так, при формировании сложного графического образа необходимо абстрагироваться от некоторых сторон, свойств воспринимаемого предмета для того, чтобы сопоставить его с более простыми, уже познанными образами и на основе этого составить более полное представление об изображаемом предмете. В этом контексте представляет интерес мысль П. В. Копнина, утверждавшего, что в определенных пределах образность является свойством мысли, общим как для художника, так и для ученого: «Чувственная образность мышления не только допустима, но и иногда требуется ходом развития научного познания, где воображение так же необходимо, как и в искусстве»9.
Итак, формирование образа в восприятии является сложным процессом, включающим в себя такие моменты, как выделение предмета из фона, оценку пропорций, освещения, выделение деталей, из которых состоит изображаемый предмет, выбор изобразительных средств для решения поставленной задачи и др.
С1(.л п НИ;™,аа апа.шсс., vnn.cc г. Uv,wlMv..,w. -,}^.^....^л_ В первом предварительном восприятии модели нет еще
данных. В процессе мыслительной деятельности человек устанав-Я строгой системности и извлечение изобразительной информации
ливает правильность, точность и истинность своих восприятий,I происходит хаотично. Становление зрительного образа происхо-
их соответствие или несоответствие действительности. 9 дит во взаимодействии с анализом художественных материалов
В современной психологии определены основные мыслитель-1 и выбором композиционных форм реализации образа на формате,
17
образ воображения. На этом этапе рисующие вновь изуча! модель посредством многочисленных зарисовок с натуры.
Следовательно, несмотря на то, что воображение предста1 ляет собой некоторый отход от действительности, образ в( ображения формируется только в процессе познания реальш предметов. Е. И. Игнатьев отмечает, что в процессе отхо, воображения от действительности происходит углубление hoboi образа с помощью осмысления его в словесной форме. Но к; только выяснено самое общее существо образа, .он нуждаетс в насыщении деталями. Потребность в деталях заставляет иска-опору в новых "восприятиях. Временный «отход» на этом npi останавливается и начинается процесс соотнесения с действ1 тельностью того, что было сделано в отрыве от нее13.
Психологические исследования О. И. Никифоровой, П. П. Бло! ского, А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева, П. М. Якобсон! и других авторов свидетельствует о том, что оперировани] образами на уровне воображения и образное мышление это идентичные понятия. Например, П. П. Блонский, О. И. Hi кифорова считают, что для обозначения процессов от рирования образами в психологии имеется понятие «вообр; жение». Термин «образное мышление» П. П. Блонский счита( неудачным. О. И. Никифорова допускает употребление терми] «образное мышление» только в генетическом плане, а в облаа воображения отводит функцию оперирования образами.
В изобразительной деятельности ведущим свойством А. Г. К( валев считает воображение, так как оно содействует как фо] мированию представлений, так и созданию образного строя п| изведения — его композиции. Опорными свойствами вообра; ния являются деятельность зрительного анализатора (чувств! тельность к линиям, пропорциям, форме, светотени, цвету и т. и специальная умелость руки. Эмоциональная чувствительност] возникающая под воздействием воспринимаемого предмета и процессе творческого акта, понимается автором как фон.
В. Ф. Асмус, А. К- Дремов в основе .работы мысли худо; ника видят работу воображения, его развитие является тс реальной почвой, на которой формируется образность. Boo6pi жение может создать образ предмета, который человек неп< средственно никогда не видел, на основании только чисто лоп ческого понятия о нем, без прямых ассоциаций. Не случай) считается, что человек с развитым воображением нередко чещ интуитивный скачок приходит к качественно новым идея.) минуя логические операции и не обращаясь к опытным данж
В своих исследованиях А. И. Буров, X. Ш. Якубов.а склонн считать воображение основой при создании художественно] образа. При этом воображаемый предмет, став реальность! будет не только овеществленным познанием, но и овеществл< ным воображением, т.. е. материализированным художественш образом. Подобная точка зрения соответствует определен! воображения психологией: «Воображение — своеобразная фор!
I тпажения человеком действительности, заключающаяся в преобразовании имеющихся представлений и понятий и создании I я этой их основе образов, практическая реализация которых приводит к появлению материальных и духовных ценностей»14. Мы склонны придерживаться выводов исследований, которые считают, что оперирование образами на уровне воображения и [образное мышление понятия идентичные, ибо композиционно-творческий замысел в основном складывается на основе воображения, в то время как решение композиции и конкретного |образа с помощью вспомогательных натурных зарисовок материалов основывается на представлениях. В процессе практического решения композиционного замысла в определенной изобразительной форме эти два уровня взаимно переплетаются, (обогащаются новым образным содержанием.
Итак, воображение является завершающим этапом образного показания действительности.
Художник при помощи воображения аккумулирует черты {реальности и творчески их перерабатывает. Однако даже фантастические образы появляются в сознании человека на основе |познания реального мира во всей его противоречивости. Например, глядя на «Сирень» М. Врубеля, мы ощущаем как бы живой (образ весеннего цветения и при этом чувствуем какую-то загадочность и сказочность образа. ,
Из всего сказанного следует, что категория образа применила к любой форме воспроизведения мира в сознании человека. И ощущения, и восприятие, и представление, и воображение, и научная теория—все это образы объективного мира, возникающие в сознании человека. Следовательно, в философском [понимании категории отражения мышление всегда образно.
Отсюда и примитивные, и в какой-то мере неуклюжие рисунки (детей, и учебные рисунки простейших натюрмортов, и замечательные произведения изобразительного искусства — все это образы объективного мира, но качественно очень разные. В первом случае это образы на уровне ощущений, более или менее полных, во втором — образы на уровне восприятия и в третьем — мы I имеем дело с высоким уровнем художественно-образного осмысления и воображения. Следовательно, впредь мы будем говорить |о степени создания, художественного образа в том или ином изображении.
Исходя из всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Образ — это конкретный облик целостного предмета, явления, возникающий в сознании в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющей собой целостное отражение действительности. Художественный образ — отражение объективного мира средствами искусства. По своей природе он обладает эмоционально-эстетическими, ассоциативными, целостными качествами. Условность формы определяет возможность выражения общего через сопоставление конкретных предметов отображения.
Художественный образ формируется на основе взаимоде* ствия объективных и субъективных начал. Объективные идут от существующей независимо от психики человека де! ствительности, субъективные связаны с эмоционально-образны| восприятием человека, его мировоззрением, мастерством. Де* тельность, направленная на изучение основ изобразительног мастерства, требует углубленного восприятия окружающе •действительности, художественно-образного ее осмысления.
Восприятие в значительной степени обусловливается устг новкой воспринимающего. Сущность ее заключается в готон| ности человека к определенной форме реагирования на опредй ленное явление. Установка зависит от актуальных потребносте| личности и от объективной ситуации, в которой может удовлет вориться эта потребность.
Установка не всегда может осознаваться человеком, но всегд| подготавливает его к нужной деятельности в определенном наг равлении.
Полнота образа в восприятии зависит не только от объектив^ ного содержания модели, но и от того, что субъект способе^ увидеть в этом объекте. Способность увидеть в единично» конкретном случае нечто общезначимое очень важна для форми| рования художественного образа. Творческое обобщение являет ся необходимым условием в становлении художественно^ образа.
Эстетическое чувство в процессе восприятия основываетс| на эмоциональном моменте, на тех впечатлениях, которые склг дываются от восприятия предмета. Техника рисунка являете проводником эстетических чувств художника.
Закономерности существования и развития художественно^ образа могут рассматриваться только в связи с эстетическим! потребностями конкретных художественных этапов развития ис; кусства.
Со сменой эстетических потребностей меняется представлен» о красоте, следовательно, изобразительные и выразительные мы художественного образа претерпевают соответствующ!-изменения.
Логика формирования образа диктуется логикой наблюдени5 сопоставления и обобщения информации о модели, включающе в себя такие моменты, как выделение предмета из фона, оценк| пропорций, освещения, выделение деталей, из которых состой! изображаемый предмет, сопоставление данного предмета с у> познанными предметами подобного типа, определение изобраз* тельных средств для решения поставленной задачи.
Образ представления является синтетической формой пс знания действительности. В нем совмещаются обобщенные знаний о предмете, охватывается суть явления.
На этом уровне образ в достаточной степени сформировг для материального воплощения на изобразительной кости.