Изучение устройства оружия
Твердые знания назначения, боевых возможностей и устройст-
ва оружия и боеприпасов, принципа работы частей и механиз-
мов оружия при стрельбе, правил ухода и сбережения оружия и
боеприпасов обеспечивают умелое применение их в бою и содер-
жание в постоянной боевой готовности. Эти знания приобрета-
ются, как правило, на классных занятиях по материальной части
оружия и в последующем закрепляются и совершенствуются на
огневых тренировках и стрельбах, проводимых в огневых город-
ках, на стрельбищах (директрисах), в часы ухода за оружием и на
других занятиях, связанных с эксплуатацией и обслуживанием
оружия. В учебных мотострелковых подразделениях занятия по
изучению материальной части оружия обычно проводятся в мас-
штабе взвода, в линейных подразделениях — в составе роты; при
этом во взводе создаются группы из солдат одной специальности,
например: группа стрелков (автоматчиков) и пулеметчиков руч-
ного пулемета, группа гранатометчиков и помощников гранато-
метчиков, группа наводчиков пулеметов, установленных на бро-
нетранспортерах. Для изучения материальной части оружия с
солдатами малочисленных специальностей (например, со снайпе-
рами, пулеметчиками пулемета Калашникова) могут создаваться
ротные группы. Занятия в группах проводятся командирами отде-
лений и заместителями командиров взводов под руководством
командиров взводов. При необходимости к проведению занятий с
отдельными группами обучаемых могут привлекаться командиры
взводов, старшина роты и командир роты. На огневых трениров-
ках и стрельбах материальная часть оружия, как правило, изучает-
ся на специально организованных учебных местах в составе отде-
лений или групп под руководством командиров отделений и
взводов. Продолжительность классных занятий обычно бывает
1—2 ч, а занятий по изучению материальной части на огневых
тренировках и стрельбах — около 30 мин.
Примерно так же организуются занятия по изучению материа-
льной части оружия в разведывательных, пулеметных, парашют
но-десантных и других подразделениях, имеющих на вооружении
несколько видов оружия.
В подразделениях, где личный состав изучает один образец
оружия, и при изучении материальной части ручных гранат заня-
тия обычно проводятся в составе отделения под руководством
командира подразделения.
В учебных подразделениях и в военных образовательных уч-
реждениях профессионального образования материальная часть
оружия изучается обычно в одной группе со всем личным соста-
вом взвода под руководством командира взвода (преподавателя);
командиры отделений выступают в роли помощников руководи-
теля занятия.
Материальная часть оружия изучается в соответствии с требо-
ваниями Программы боевой подготовки (программы обучения) и
обычно в последовательности, изложенной в руководствах (на-
ставлениях) по стрелковому делу, а именно: назначение, боевые
свойства и общее устройство оружия, разборка и сборка оружия;
назначение и устройство частей и механизмов оружия, принад-
лежности и боеприпасов; работа частей и механизмов оружия, за-
держки при стрельбе и способы их устранения; уход за оружием,
его хранение и сбережение; осмотр оружия и подготовка его к
стрельбе, в том числе выверка прицельных приспособлений, про-
верка боя и приведение оружия к нормальному бою. Может при-
меняться и другой порядок изучения материальной части оружия,
например, после обучения разборке и сборке оружия прививают-
ся навыки обучаемым в чистке и смазке оружия и изучаются пра-
вила по уходу и сбережению. Необходимо, чтобы каждый обучае-
мый знал материальную часть изучаемого образца оружия в
полном объеме руководства (наставления) по данному образцу.
При изучении материальной части оружия необходимо: делать
упор на практическую работу с оружием в целях выработки у обу-
чаемых твердых навыков в разборке, сборке, чистке и смазке ору-
жия, осмотре его в собранном и разобранном виде, в подготовке к
стрельбе и обеспечении безотказности в работе и меткости в стре-
льбе, а в случае возникновения задержек при стрельбе — в быст-
ром определении их причин и умелом устранении задержек; вос-
питывать у обучаемых чувство любви к своему оружию как
надежному средству защиты Родины и вызывать стремление к от-
личному знанию оружия и бережному отношению к нему; пока-
зывать обучаемым преимущества отечественного оружия над по-
добными образцами оружия армий вероятных противников;
знакомить обучаемых с жизнью и деятельностью создателей (кон-
структоров) оружия, таких, как В.А. Дегтярев, П.М. Горюнов,
М.Т. Калашников и других.
Занятия по изучению материальной части оружия целесооб-
разно начинать с краткого повторения ранее изученных вопросов,
которые должны быть направлены на подготовку обучаемых к изучению новых вопросов. Повторение пройденного материала
осуществляется методом беседы, в ходе которой руководитель вы-
являет, как обучаемые усвоили ранее изученные вопросы, либо
методом упражнения, т. е. путем практических действий с оружи-
ем, например, разборка и сборка оружия и т. д.
В процессе изучения новых вопросов по материальной части
оружия основными методами обучения являются показ с объясне-
нием и тренировки (упражнения) обучаемых в действиях с оружи-
ем. Оружие изучается, как правило, на учебных образцах, и лишь в
исключительных случаях, с соблюдением особой осторожности в
обращении, допускается обучение на боевом оружии. При изуче-
нии оружия наряду с учебными образцами необходимо применять
плакаты" и схемы, а также диафильмы, диапозитивы и приборы для
их показа (диапроектор, эпидиаскоп, фильмоскоп и др.).
Приступая к изучению какого-либо образца оружия, целесооб-
разно не только сообщить обучаемым его назначение, где состоит
на вооружении, боевые свойства, общее устройство оружия и
принцип его работы при стрельбе, но и показать стрельбу из него
по различным целям, демонстрируя боевую скорострельность,
меткость стрельбы, убойную и пробивную способность пуль (гра-
нат), дальности прямого выстрела по наиболее характерным це-
лям, наибольшую прицельную дальность стрельбы, возможности
оружия поражать различные цели с первого выстрела (очереди) и
наиболее действительные дальности стрельбы из различных поло-
жений для стрельбы. Эти вопросы должны изучаться в тесной
связи с тактикой действий своих подразделений, с применением
оружия в различных видах боя и его возможностями поражать
цели на различных дальностях стрельбы.
Изучая боевые свойства оружия, следует путем сравнения с
аналогичными образцами иностранного оружия показать превос-
ходство нашего оружия (меньшую массу, большую начальную
скорость и дальность прямого выстрела, прицельную дальность,
боевую скорострельность, убойное и пробивное действие пуль,
гранат и др.).
Приступая к обучению разборке оружия, руководитель объяс-
няет, для чего применяется разборка оружия, и излагает основные
правила разборки и сборки. После этого он проводит образцовый
быстрый и четкий показ разборки и сборки оружия, вызывая
стремление у обучаемых добиться такой же быстроты и четкости в
действиях с оружием. Затем обучение идет в следующем порядке.
Сначала руководитель называет, что нужно сделать в порядке
очередности разборки, например говорит: «Отделить магазин»,
показывает и объясняет, как нужно действовать при отделении
магазина. По окончании показа ставит задачи обучаемым в таком
же порядке отделить магазин от своего оружия и следит за прави-
льностью их действий. Когда магазин отделен, надо указать, куда
и как положить его. В последующем требовать от обучаемых все
части оружия укладывать в порядке их отделения, при сборке ору-
жия это облегчит определение очередности присоединения каж-
дой части. В процессе проведения разборки обращать внимание
на правильное положение рук и оружия при отделении каждой
части.
Закончив разборку, необходимо провести опрос о ее порядке.
В заключение обучаемые проводят разборку и сборку оружия в
целом, при этом один из них назначается для разборки (сборки)
оружия, а остальные вслед за ним повторяют его действия. В про-
цессе разборки (сборки) руководитель может назначить другого
обучаемого для продолжения разборки (сборки) оружия.
В результате занятия обучаемый должен:
знать порядок и правильность разборки и сборки оружия;
уметь быстро и правильно разбирать и собирать оружие в
установленное нормативами время.
Навыки в разборке и сборке совершенствуются во время чист-
ки оружия, при подготовке его к стрельбе, выполнении нормати-
вов и при обучении устранению задержек при стрельбе.
При изучении устройства частей и механизмов оружия руко-
водитель должен приучать обучаемых к определенной последо-
вательности изложения материала. Например, при изучении
устройства ствольной коробки сначала указать ее назначение,
объяснение ее устройства начинать с передней части; сначала
рассказывать о наружном устройстве, а затем о внутреннем.
В ходе объяснения обучаемые берут ствольную коробку в руки
или кладут ее перед собой, внимательно слушают руководителя и
следят за его показом.
Методика изучения назначения и устройства затвора автомата
Калашниковаможет быть следующей.
Взяв в руки затвор, руководитель называет его, показывает и
объясняет, для чего он предназначен, объясняет устройство за-
твора, указывая, что затвор состоит из следующих частей: остова,
ударника, выбрасывателя с пружиной и осью, шпильки. Произве-
дя разборку затвора и приказав сделать это же обучаемым, руко-
водитель показывает каждую названную часть и объясняет ее
устройство.
Взяв остов затвора, руководитель объясняет и показывает
(указкой), что он имеет на переднем срезе два цилиндрических
выреза: один для дна гильзы (помещает в вырез дно гильзы учеб-
ного патрона) и другой для выбрасывателя. По бокам остова име-
ется два боевых выступа, которые при запирании затвора заходят
в вырезы ствольной коробки (показывает процесс запирания на
разрезном автомате или макете). Далее он показывает располо-
женный сверху ведущий выступ, предназначенный для поворота
затвора при его запирании и отпирании, и фигурный вырез, кото-
рый взаимодействует с ведущим выступом затвора. На разрезном
автомате или автомате со снятой крышкой ствольной коробки по казать, используя учебные патроны, прохождение отражательного
выступа через продольный паз остова затвора и его работу. На
утолщенной части остова показать отверстия для оси выбрасыва-
теля и шпильки, потом поместить их в отверстие остова. Внутри
остова показать канал для ударника, поместить ударник в канал и
показать его положение в остове затвора. Закрепив знания
устройства остова затвора опросом нескольких обучаемых, руко-
водитель показывает ударник и объясняет его устройство. Затем
он объясняет устройство выбрасывателя с пружиной и осью и по-
казывает, как шпилька крепит ударник и ось выбрасывателя.
Изучив назначение и устройство затвора, руководитель выяс-
няет, какие у обучаемых имеются вопросы, что осталось неясным.
На поставленные вопросы дает ответы и еще раз опрашивает не-
скольких обучаемых о назначении и устройстве затвора.
В такой же последовательности изучается назначение и
устройство остальных частей и механизмов автомата или другого
образца оружия.
Знание обучаемыми работы частей и механизмов дает возмож-
ность им сознательно понимать характер неисправностей, вызы-
вающих задержки при стрельбе, и способы их быстрого устране-
ния. Процесс изучения работы частей и механизмов оружия
требует от обучаемых значительного напряжения, на что следует
обратить их внимание в начале занятия. В связи с определенной
сложностью занятия руководителю необходимо обеспечить наи-
большую наглядность.
Кроме учебного (боевого) оружия следует иметь разрезное ору-
жие, учебные патроны, станок для показа работы частей и меха-
низмов, плакаты, диафильмы и макет ударно-спускового (спуско-
вого) механизма. Для удобства руководителю целесообразно
иметь два образца оружия: единицу в собранном виде (лучше на
специальном станке), а другой — разобранный на части. У обуча-
емых также половина оружия должна быть разобрана, остальное
оружие должно быть в собранном виде.
Подготовка станка для показа работы частей и механизмов
должна проводиться до начала занятия или в ходе контрольного
опроса.
До изучения работы частей и механизмов оружия обучаемые
должны твердо усвоить назначение и устройство отдельных час-
тей и механизмов, особенно подвижных, это необходимо прове-
рить при опросе в начале основной части занятия.
Методика изучения работы частей и механизмов автомата.Для
лучшей наглядности руководитель может использовать схему по-
ложения частей и механизмов автомата до заряжания.
Приступая к изучению положения частей и механизмов авто-
мата до заряжания, руководитель приказывает всем обучаемым,
имеющим боевое оружие, произвести неполную разборку автома та, после чего произвести сборку, не присоединяя газовую трубку
со ствольной накладкой и крышку ствольной коробки.
Убедившись, что все сделали правильно, руководитель на схе-
ме, а затем на своем автомате или на станке для показа работы ча-
стей и механизмов объясняет и показывает положение затворной
рамы с газовым поршнем, которые под действием возвратного
механизма находятся в крайнем переднем положении, газовый
поршень — в патрубке газовой камеры; канал ствола закрыт за-
твором; затвор повернут вокруг продольной оси вправо. Затем ру-
ководитель отводит за рукоятку затворной рамы подвижную сис-
тему на 1/3 назад и, медленно отпуская вперед, показывает
поворот затвора вправо и что его боевые выступы находятся в вы-
резах ствольной коробки — затвор заперт.
В таком же порядке руководитель показывает и объясняет по-
ложение других частей и механизмов автомата до заряжания и,
убедившись путем опроса, что обучаемые усвоили положение
частей и механизмов до заряжания, приступает к изучению
работы частей и механизмов при заряжании
оружия.
При изложении этого материала необходимо обращать внима-
ние на основные моменты работы частей и механизмов, не следу-
ет затрачивать время на мелочи, не имеющие существенного зна-
чения для понимания сущности работы; опросом привлекать
обучаемых к работе, стараться заставить их думать, догадываться
об отдельных моментах работы частей и механизмов оружия. Так,
при изучении работы ударно-спускового механизма необходимо
сделать четкий вывод о том, что при стрельбе очередями огонь ве-
дется с шептала автоспуска, а при стрельбе одиночными выстре-
лами курок при отходе затворной рамы с затвором назад входит в
зацепление с шепталом одиночного огня и при отпускании спус-
кового крючка перехватывается фигурными выступами спусково-
го крючка, которые при повторном нажатии сойдут с боевого
взвода, и произойдет очередной одиночный выстрел.
Общей целью этого занятия является подготовка солдат к
обеспечению безотказной работы оружия, что достигается умени-
ем предупреждать задержки в стрельбе и быстро устранять их. Для
изучения задержек, возникающих при стрельбе,и способов их
устранения на занятии следует иметь все необходимое для прак-
тического создания на оружии по возможности всех задержек,
возникающих при стрельбе.
Поэтому кроме учебного (боевого) оружия должны быть учеб-
ные патроны, стреляные гильзы (для пулеметов ПК, ПКТ — ото-
рванные дульца гильз и извлекатели). Для показа причин, вызы-
вающих задержки при стрельбе, командиру наряду с собранным
образцом следует иметь один образец оружия в разобранном виде
и желательно разрезное оружие.
Качество занятия будет зависеть от того, насколько твердо обу-
чаемые знают работу частей и механизмов оружия при заряжании
и при стрельбе. Эти знания нужно проверить контрольным опро-
сом. При недостаточно твердом знании обучаемыми указанных
вопросов необходимо еще раз остановиться на их содержании и
только после этого переходить к изучению нового материала.
Приступая к изучению задержек, возникающих при стрельбе,
следует обратить внимание обучаемых на то, что отечественное
боевое оружие при правильном уходе и бережном обращении с
ним является надежным и безотказным в бою. Однако при длите-
льном использовании оружия, при небрежном обращении с ним,
при загрязнении частей и механизмов, а также при неисправно-
сти или загрязнении боевых патронов могут возникать задержки
при стрельбе.
Затем нужно указать, что каждый солдат обязан знать и выпол-
нять следующие меры предупреждения задержек: оружие содер-
жать в полной исправности; строго соблюдать правила сбереже-
ния, разборки и сборки, чистки и смазки, осмотра и подготовки
оружия к стрельбе; перед стрельбой тщательно осматривать ору-
жие и патроны (неисправные и грязные патроны не применять);
при стрельбе и передвижении оберегать оружие от ударов и засо-
рения, особенно ствол, ударно-спусковой (спусковой) механизм;
соблюдать режим огня, не допускать перегрева ствола оружия.
Командир должен подчеркнуть, что основным способом устра-
нения задержек в стрельбе является перезаряжание оружия. Если
задержка не устраняется, необходимо выяснить ее характер, при-
чину и затем уже приступить к устранению.
Для лучшего запоминания задержек при стрельбе из любого
вида оружия их можно разделить на три группы:
задержки, возникающие при движении подвижной системы
вперед (заряжании оружия);
задержки, возникающие при стрельбе;
задержки, возникающие при движении подвижной системы
назад (разряжание, перезаряжание оружия).
Методика изучения любой задержки, возникающей при стрельбе
из того или иного вида оружия, может быть примерно следующей.
Практически на своем оружии и на оружии отдельных обучае-
мых командир искусственно создает ту или иную задержку, назы-
вает ее и дает ее описание. При создании задержек нельзя искус-
ственно производить поломку или деформацию частей оружия.
Солдатам при этом дается возможность внимательно осмот-
реть оружие и уяснить характер (сущность) показанной задержки.
Затем, не объясняя причин, вызывающих данную задержку,
командир спрашивает у обучаемых, какие, по их мнению, причи-
ны могут вызвать эту задержку.
Опросив несколько солдат, командир обобщает названные
обучаемыми причины задержки, после чего указывает действительные
причины задержки и способы ее устранения, не забывая о
ранее указанном основном способе устранения всех задержек —
перезаряжании.
Для закрепления знания задержек и выработки практических
навыков в их устранении командир на оружии одного из солдат
создает ту или иную задержку и приказывает ему назвать задерж-
ку, причины, ее вызывающие, и способ ее устранения, а затем
потребовать практически ее устранить. Остальные обучаемые
наблюдают за действиями отвечающего. При ошибках и неточно-
стях в ответе и действиях дополняют и исправляют его.
В конце занятия командир производит разбор и дает солдатам
задание для самостоятельной работы по изучению задержек, воз-
никающих при стрельбе из изучаемого оружия.
Искусственное создание задержек на автомате.Крышку стволь-
ной коробки необходимо отделить для удобства показа задержек и
наблюдения их обучаемыми.
Неподача патрона. Взять магазин, снарядить его неско-
лькими учебными патронами и присоединить к автомату так, что-
бы он не дошел до крайнего верхнего положения и защелка мага-
зина не заскочила за его опорный выступ. Чтобы магазин не
выпал, надо поддержать его левой рукой. Правой рукой снять ав-
томат с предохранителя, за рукоятку отвести затворную раму в
крайнее заднее положение и отпустить ее. Объяснить, что автомат
заряжен и готов к стрельбе. Нажать на спусковой крючок. Ука-
зать, что стрельба (выстрел) не происходит. Произвести перезаря-
жание, отражения патрона при этом не происходит. Предложить
посмотреть в патронник — патрона там нет. Сделать вывод, что
произошла задержка — неподача патрона в патронник, при кото-
рой затвор в переднем положении, но выстрела не произошло,
так как в патроннике нет патрона.
Утыкание патрона. Присоединить к автомату магазин.
Крышкой магазина упереть автомат в стол. Правой рукой взяться
за рукоятку затворной рамы и отвести ее несколько назад. В ле-
вую руку взять учебный патрон и поместить его между затвором и
стволом так, чтобы он пулей уткнулся в казенный срез ствола. От-
пустить рукоятку затворной рамы. Указать, что произошла задер-
жка — утыкание патрона. Патрон пулей уткнулся казенный срез
ствола. Подвижные части при этом остановились в среднем поло-
жении.
Осечка. Зарядить автомат. Нажать на спусковой крючок.
Указать, что стрельба (выстрел) не происходит. Подвижные части
при этом находятся в крайнем переднем положении. Сделать вы-
вод, что произошла задержка — осечка, при которой патрон в
патроннике, курок спущен, но выстрела не произошло.
Неизвлечение гильзы. Упереть автомат в стол крыш-
кой магазина. Правой рукой взяться за рукоятку затворной рамы
и отвести ее назад так, чтобы передняя часть затвора прошла ма-
газин. В левую руку взять гильзу и вставить ее в патронник.Отпу стить рукоятку затворной рамы, затвор при этом дошлет вперед
очередной патрон и он пулей уткнется в дно гильзы. Указать, что
произошла задержка — неизвлечение гильзы. При этой задержке
при отходе затворной рамы назад гильза осталась в патроннике,
очередной патрон пулей уткнулся в гильзу, подвижные части
остановились в среднем положении.
Прихват или неотражение гильзы. Автомат с
присоединенным магазином крышкой магазина упереть в стол.
Правой рукой отвести рукоятку затворной рамы несколько назад.
Левой рукой взять гильзу и боком (дном) поместить внутрь ство-
льной коробки впереди затвора. Плавно отпуская затворную
раму, добиться заклинения гильзы между передним срезом затво-
ра и передней стенкой ствольной коробки или казенным срезом
ствола. Сделать вывод, что произошла задержка — прихват или
неотражение стреляной гильзы. Патрона в патроннике нет. По-
движные части не дошли до крайнего переднего положения.
Таким же образом могут быть созданы задержки и на ручном
пулемете Калашникова.