Пути профилактики виктимного поведения детей подросткового возраста

Защита детей от насилия и жестокости и предупреждение преступлений против них является чрезвычайно социально важной и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный, комплексный характер — работа правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, социальной и педагогической сфер, медицинской и психологической служб. Законодательство четко определяет те действия, которые считаются насильственными преступлениями, направленными на неприкосновенность личности. Право ребенка на защиту своих интересов закреплено также в Семейном кодексе и в международной Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в нашей стране. Сложность заключается в том, что государство не всегда обеспечивает соблюдение и действие существующих законов и, следовательно, защиту несовершеннолетних от жестокого обращения с ними [18].

Поскольку реализация противоправных действий зависит от функционирования криминальной системы (преступник — жертва — ситуация), то и меры их профилактики должны быть направлены на каждый ее элемент. Виктимологически ориентированная система предупреждения противоправных действий в отношении детей и подростков должна строиться с учетом типологии поведения потерпевших в предкриминальной и криминальной ситуациях, факторов виктимности и состоять из мер первичной и вторичной профилактики.

Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на все факторы виктимности и виктимного поведения потерпевших (возрастной, личностный, дизонтогенетический, психопатологический и ситуационный), которые проявляются в ходе взаимодействия с агрессором и способствуют совершению преступлений [9].

Социально-педагогический аспект включает широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального и гармоничного развития личности ребенка, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Сюда относится санация деструктивных семей, профилактика психических заболеваний, алкоголизма и наркоманий у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних для исключения возможности совершения ими противоправных действий в отношении детей и подростков, жестокого обращения с ними. Важное значение имеет правильное и своевременное полоролевое воспитание детей, формирование у них знаний в области взаимоотношений полов и морально-нравственных принципов, об общественно приемлемых формах и безопасных стереотипах поведения в различных ситуациях.

Безусловно, большую роль играет просветительская работа среди населения, направленная на популяризацию информации о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников и т.д. С детьми в детских учреждениях и школах должны проводиться разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий (например, не открывать дверь посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт, не знакомиться, не поддаваться уговорам) и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях. К мерам профилактики преступлений следует отнести и мероприятия, влияющие на изменение безнравственного или даже асоциального образа жизни некоторых молодежных и подростковых групп, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности их лидеров за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Следует больше внимания уделять организации детских и подростковых клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей подрастающего поколения и с целью профилактики аддиктивного поведения.

Медико-психологический аспект предусматривает предупреждение, своевременное выявление и лечение психических расстройств как у взрослых, так и у детей и подростков: профилактика перинатальной патологии, ранняя диагностика и коррекция психологических девиаций, нарушений психического и психосексуального развития, психопатоподобных расстройств и девиантного поведения, которые могут иметь виктимное значение.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психологической помощи жертвам насилия с целью купирования имеющихся у них психических расстройств, возникших в результате преступлений, предупреждения суицидальных тенденций и вторичной виктимизации, которая особенно часто наблюдается в среде детей и подростков, где существует миф о «доступности» жертв и они нередко становятся ими повторно. В таких случаях важное значение приобретает оказание юридической помощи потерпевшим, которую они могут получить как в правоохранительных органах, так и в центрах для лиц, потерпевших от жестокости и насилия, где оказывается медико-психологическая помощь [9].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что для общества, для государства в целом, приоритетное значение должны иметь меры первичной профилактики и предупреждения виктимизации детей и подростков, среди которых важную роль должна играть психопрофилактическая работа. Система работы по первичной психологической профилактике виктимного поведения школьников должна включать следующие меры:

1. Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний школьников, детерминирующих их виктимное поведение.

2. Раннее выявление видов детской виктимности, формирование которых наиболее вероятно у каждого конкретного школьника, с целью их профилактики.

3. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция виктимогенных особенностей личности и устойчивых психоэмоциональных состояний детей и подростков как факторов их виктимизации.

4. Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия («идеологии жертвы»), самооценки, шаблонов жертвенного поведения детей и формирование моделей безопасного авиктимного поведения.

5. Формирование и закрепление у школьников в рамках социально-психолгических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.

6. Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них; а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.

7. Реализация системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией школ, интернатов, детских домов), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной, имиджевой и других видов виктимности школьников, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми.

Наши рекомендации