Задания для самостоятельной работы. 1.Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют человека как личность и как индивида: целеустремленность
1.Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют человека как личность и как индивида: целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональ-ность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубой цвет глаз, хороший слух, внимательность, подвижность.
2.Заполните пропущенные слова в следующих высказываниях:
а) "Личность - это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной ... и отношений";
б) "Личность - не только продукт, но и ... общественных отношений";
в) "Личность формируется и проявляет себя в ...".
3.Установите соответствие: а) убеждения, б) мотивы, в) уровень притязаний.
а) Никогда не меняю свои решения.
б) Не хочу учить психологию - лучше посплю.
в) Мне достаточно "шести" баллов.
г) Учусь, потому что нужен диплом.
д) Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.
е) Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.
ж) Учитель не должен оскорблять ребёнка.
и) Учусь потому, что хочу быть учителем.
к) Хочу, чтобы меня уважали преподаватели и сокурсники.
л) Человек в жизни должен попробовать всё [55].
4.Заполните следующую таблицу:
Таблица 2.7. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
|
5. На основе анализа психологической литературы заполните таблицу "Механизмы социализации":
Таблица 2.8.
|
6.Прокомментируйте следующие высказывания. С какими из них вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?
а) "Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект".
б) "Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью".
в) "Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "не-Я"... активно воздействующий на "не-Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности".
г) "Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону".
д) "Личность - субъект и объект общественных отношений".
е) "Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность" [25].
7.Обоснуйте, что данные суждения являются основополагающими для научного понимания личности:
а) "... как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество";
б) "... Индивиды как физически, так и духовно творят друг друга";
в) "Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность" [4].
8.Опишите основные структурные компоненты самосознания Я-кон- цепции личности: когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой.
9.Можете ли вы согласиться с тем, что "... всякий раз, видя, что кто-то ведет себя агрессивно, можно предположить, что этот человек ранее испытывал фрустрацию" [42].
10.Каким образом теория Э. Эриксона модифицирует или расширяет психоаналитический подход 3. Фрейда к личности?
Выделите различия во взглядах Э. Эриксона и 3. Фрейда на:
- основу поведения и функционирования человека;
- сущность понятия Эго;
- природу и разрешение психосексуальных конфликтов.