Задания для самостоятельной работы. 1.Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют чело­века как личность и как индивида: целеустремленность

1.Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют чело­века как личность и как индивида: целеустремленность, упрямство, вдум­чивость, высокая эмоциональ-ность, старательность, цельность, прият­ный голос, общественная активность, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая простран­ственная координация, голубой цвет глаз, хороший слух, внимательность, подвижность.

2.Заполните пропущенные слова в следующих высказываниях:

а) "Личность - это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной ... и отношений";

б) "Личность - не только продукт, но и ... общественных отношений";

в) "Личность формируется и проявляет себя в ...".

3.Установите соответствие: а) убеждения, б) мотивы, в) уровень притязаний.

а) Никогда не меняю свои решения.

б) Не хочу учить психологию - лучше посплю.

в) Мне достаточно "шести" баллов.

г) Учусь, потому что нужен диплом.

д) Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.

е) Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.

ж) Учитель не должен оскорблять ребёнка.

и) Учусь потому, что хочу быть учителем.

к) Хочу, чтобы меня уважали преподаватели и сокурсники.

л) Человек в жизни должен попробовать всё [55].

4.Заполните следующую таблицу:

Таблица 2.7. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
Уровень (подструктура) Содержание Соотношение биологического и социального
Подструктура биологических, конституциональных форм    
Подструктура форм отражения    
Подструктура опыта    
Подструктура направленности    

5. На основе анализа психологической литературы заполните табли­цу "Механизмы социализации":

Таблица 2.8.
Механизмы социализации Характеристика механизмов социализации
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  

6.Прокомментируйте следующие высказывания. С какими из них вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний мож­но использовать в качестве определений сущности личности?

а) "Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект".

б) "Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуаль­ностью".

в) "Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "не-Я"... активно воздействующий на "не-Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности".

г) "Человек становится личностью благодаря самосознанию, кото­рое позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону".

д) "Личность - субъект и объект общественных отношений".

е) "Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность" [25].

7.Обоснуйте, что данные суждения являются основополагающими для научного понимания личности:

а) "... как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество";

б) "... Индивиды как физически, так и духовно творят друг друга";

в) "Проблема личности может быть разрешена, если в каждом чело­веке видеть личность" [4].

8.Опишите основные структурные компоненты самосознания Я-кон- цепции личности: когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой.

9.Можете ли вы согласиться с тем, что "... всякий раз, видя, что кто-то ведет себя агрессивно, можно предположить, что этот человек ранее испытывал фрустрацию" [42].

10.Каким образом теория Э. Эриксона модифицирует или расши­ряет психоаналитический подход 3. Фрейда к личности?

Выделите различия во взглядах Э. Эриксона и 3. Фрейда на:

- основу поведения и функционирования человека;

- сущность понятия Эго;

- природу и разрешение психосексуальных конфликтов.

Наши рекомендации