Составитель В.С. Волченков
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Психология развития» (от 30.11.11)
Составитель В.С. Волченков
1. Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития
2. Междисциплинарные связи психологии развития
3. Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
4. Понятие возраста в психологии развития
5. Жизненный путь индивида
6. Возрастная стратификация общества. Возрастной символизм культуры
7. Задачи и проблемы психологии развития
8. Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития
9. Внутренние условия (биологические) психического развития
10. Внешние условия (социальные) развития.
11. Социализация. Институты социализации
12. Взаимосвязь наследственности и социальной среды в детерминации психического развития
13. Методологические принципы психологии развития
14. Законы психического развития
15. Требование объективности при построении исследования психического развития
16. Этика научного исследования
17. Стратегии построения исследования в психологии развития
18. Методы сбора данных
19. Экспериментальные методы исследования
20. Проблема интерпретации эмпирических фактов
21. Проблема классификации направлений и теорий психического развития
22. Общее понятие о направлении и теории психического развития в психологии развития
23. Биогенетические теории развития
24. Этологические теории
25. Бихевиористические теории развития. Проблема развития в теории Б.Ф. Скиннера
26. Теория социализации Р. Сирса
27. Проблема развития в теории социального научения А. Бандуры
28. Психоаналитические теории развития. Проблема развития в теории З. Фрейда
29.Проблема развития в эпигенетической теории развития Э. Эриксона
30.Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд
31.Проблема развития в персоногенетических теориях развития
32.Когнитивные теории развития: общий анализ. Теория когнитивного развития ребенка Дж. Брунера
33.Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения
34.Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже
35.Теория морального развития Л. Колберга
36.Теория экологических систем У. Бронфенбреннера
37. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского
38.Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского
39.Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева
40.Теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
41. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития
42. Характеристика критериев возрастной периодизации психического развития, принятых в советской психологии развития
43. Периодизация психического развития человека
44. Теория развития личности Л.И. Божович
45.Модель развития общения М.И. Лисиной. Анализ статьи М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»
46. Кризис новорожденности
47. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
48. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
49.Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте
50.Развитие моторной (двигательной) активности в младенчестве и раннем возрасте
51.Когнитивное развитие младенца
52.Когнитивное развитие ребенка раннего возраста
53. Речевое развитие младенца
54. Речевое развитие ребенка раннего возраста
55. Развитие личности в младенчестве
56. Развитие личности в раннем возрасте
57. Стили родительского воспитания и развитие личности ребенка
58.Феномен детской привязанности
59. Кризис 1-го года
60. Кризис 3-х лет
61.Характеристика новообразований младенчества
62.Характеристика новообразований раннего возраста
63.Анализ статьи Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии»
64.Анализ статьи Л. С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности»
65.Анализ статьи А.В. Запорожца«Условия и движущие причины психического развития ребенка»
66.Анализ статьи Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды»
67.Анализ статьи И.С. Кона «Постоянство личности: миф или реальность»
68.Анализ статьи Г.С. Костюк «Принцип развития в психологии»
69.Анализ статьи М.Я. Басова «Методика психологического наблюдения за детьми»
70.Анализ статьи К.Н. Корнилова «Биогенетический принцип и его значение в педагогике»
71.Анализ статьи Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»
72.Анализ статьи Л.С. Выготского «История развития высших психических функций»
73.Анализ статьи Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе»
74.Анализ статьи Л.И. Божович и Л.С. Славиной «Переходный период от младенчества к раннему возрасту»
75.Анализ статьи Дж. Боулби «Детям – любовь и заботу»