Глава 13. Психологическое консультирование сотрудников и членов их семей
Понятие психологического консультирования и его особенности в органах внутренних дел
Одним из самых востребованных направлений деятельности практического психолога ОВД является психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам (сотрудникам и работникам, членам их семей) оказывается профессиональная психологическая помощь в форме проведения специальной беседы при решении возникающих у них психологических проблем или затруднений.
Характер психологического консультирования в ОВД отличается от подобного направления, осуществляемого психологами – консультантами в специализированных психологических консультациях: психолог ОВД зачастую сам является инициатором встречи с сотрудником – клиентом; работая в одном коллективе, психолог должен думать о сохранении доверия с сотрудником; консультирование осуществляется по различной проблематике (служебной, учебной, семейной, кризисной) и различных формах (индивидуальной и групповой).
Психологическое консультирование должно осуществляться психологами в зависимости от объекта работы, содержания проблемы, на основе как знания общих психологических закономерностей тех или иных процессов и явлений, так и специально проведенных исследований личности (психодиагностических процедур) или коллектива. При этом оно может быть разовым, т.е. его целью является передача клиенту, обратившемуся за консультацией, информации, используя которую он сам может воздействовать на собственную личность и деятельность или на какие-либо процессы в коллективе, либо следствием консультирования становится более или менее длительная совместная с психологом работа по перестройке поведения сотрудника (работника, учащегося).
Работая с конкретным человеком по поводу его психологических проблем и их переживаний, необходимо понять не только то, какое место это переживание занимает в нынешнем состоянии личности, но и его место в целостной картине возрастного, личностного или профессионального развития. Без этого невозможно установить содержательный контекст, в котором должно развиваться обсуждение проблемы в ходе консультации, а также обозначить предположительные границы изменений, которые желательны и необходимы.
Поскольку существенную часть психологического консультирования почти всегда составляет содержательная аналитическая проработка некой важной проблемы, близко касающейся самого сотрудника и затрагивающей ценности, принятые им установки по отношению к миру, другим людям, самому себе и т.п., то основополагающим методом работы с ними становится диалог. Особенностью диалогического контакта являются равноправные отношения (под равноправием понимается здесь равенство партнеров в уникальности, самобытности сознаний каждого из них), в которые вступают между собой психолог и сотрудник с целью совместного изучения разворачивающейся в общении между ними конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения.
Эффективность консультирования личного состава во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диалог, который рассматривается как важнейший фактор личностного развития. Задача психолога заключается не в том, чтобы предложить человеку готовые рецепты и решения мучающих его вопросов, а в том, чтобы по возможности не дать завершиться состоянию внутреннего диалога, перевести его в диалог внешний, придать ему развернутую форму, чтобы, уходя от психолога, сотрудник получил «пищу» и «энергию» для обсуждения с самим собой поднятых проблем.